Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Документы для скачивания
Семинар- практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико- синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: " апельсиновый, яблочный. . . " Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков( умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие) , определение места звука в слове. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду. Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп( свистящих, шипящих, соноров) ; сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т. е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; знакомство с терминами: " звук" , " слог" , " слово" , " предложение" , звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. умение работать со схемой слова, предложения. Скажите, что такое звуки? ( Звуки — это то, что мы слышим и произносим) . А что такое буквы? ( Буквы мы пишем и читаем) . Какие бывают звуки? ( Гласные звуки и согласные) . Назовите гласные звуки( А, У, О, И, Ы, Э) . Детям я объя сняю, что гласные звуки можно голоси ть, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. А согласные звуки голосить не могут. Воздух свободно выйти из рта не может, ему мешают то губы, то зубы, то язык. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого звуковичка со строгим, твердым характером, произносим с серьёзным лицом, а мягкие звуки с образом звуковичка младшего маленького с веселым, мягким характером, произносим с улыбкой. Старший звуковичок живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший звуковичок живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками. Запомните, что Всегда твердые согласные: [ ж] [ ш] [ ц] . Всегда мягкие согласные: [ й] [ ч] [ щ] . Давайте поиграем в игру «Посели в домики». . Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук[ мь] , он мягкий». Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю( ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации) . Или дети ладошками закрывают уш и и слушают – тихо в ушках или звук сильный. Давайте поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите звуковичка с колокольчиком, если глухой — звуковичка, где колокольчик зачеркнут. Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка. Звуко- буквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, я использую схему. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова КОТ Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове кот всего три звука. Первый звук[ к] — согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Второй звук[ о] — гласный, обозначается красным квадратом. Следующий звук –[ т] . Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения. Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. . В результате получается « кэотэ », вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе( дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания: «На что похожа буква? » В ряду букв обвести в круг заданную букву. Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т. п. Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву. Предложение. Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу. Составить предложение по опорной картине из 2, 3, 4, 5 слов Составление предложений по графической схеме Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме. Составление графической схемы предложения Заключение А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую»- « владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный»- «не владею…»
- Консультация для педагогов «Организация работы по речевому развитию дошкольного возраст в летний период».
- Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники»
- Консультация "Витамины в нашей жизни"
- "МОЖНО и НЕЛЬЗЯ": Ответственность взрослых за жизнь и здоровье детей через призму нравственного воспитания
- Муфельные печи «Микор» для керамики
- Профессиональная видеосъёмка для маркетплейсов: как визуальный контент влияет на продажи
- Когда техника требует заботы: Ремонт ноутбуков Acer как искусство восстановления
- Сценарий уличного праздника "Под ромашковым небом"
- Лучшие смотровые площадки Еревана: вид на Арарат и не только
- Как выбрать клинику для ЭКО? Важные факторы и советы