a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Родительские собрания

Автор: Баирова Снежана Баировна Опубликовано: 2025-09-06 13:38:17

Документы для скачивания

Родительское собрание ТЕМА: «Развитие речи детей 3- 4 лет» Цель: Создание условий для речевого развития детей 3- 4 летнего возраста, повышение педагогической культуры родителей. Задачи: 1. П ознакомить родителей с особенностями речевого развития дете й младшего дошкольного возраста. 2. П роанализироват ь речевое развитие детей группы. 3. П ознакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома. 4. В овлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы. Форма проведения: семинар- практикум. ПОВЕСТКА СОБРАНИЯ 1. Основные задачи развития речи детей. 2. Практикум по развитию речи детей в домашних условиях. 3. Разное( культура поведения во время еды, опоздания, …. ) . ХОД СОБРАНИЯ Вступительное слово воспитателя Добрый вечер, уважаемые родители!   Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья — это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Во время пребывания ребенка в детском саду мы( педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача — познавая новое, открывать самого себя( что я могу, умею, на что я способен) . Задача взрослых — помочь ему в этом нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадет! Поэтому на ши усилия необходимо объединить, п оэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. 1. Психологическая разминка «Улыбка». - Хочу узнать: хорошее ли у вас настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Всегда ли можно понять жесты? ( рукой пригласить- подойди, подкати, подъедь) Важна речь? Почему? ( Поделиться радостью, может печалью. Пообщаться, пригласить поиграть, сказать что не нравится, а что наоборот нравится- . Учится в школе. Чтобы радостнее жить) Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка? - Формирование звуковой культуры речи. - Обогащение словарного запаса. - Формирование грамматического строя речи. - Обучение рассказыванию, связной речи. - Развитие выразительности речи. Работа по развитию речи ребёнка в д/ с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Но для начала, дорогие родители, проверим себя с помощью теста. # Тест для родителей «Проверь себя» Вопрос 1. Сколько слов в среднем должен знать ребенок в возрасте 3 лет? - а) Около 500 слов- б) Около 1500 слов- в) Более 3000 слов* * Правильный ответ: * * б) Около 1500 слов* Комментарий: * К 3 годам словарный запас ребенка обычно составляет около 1500 слов. Это приблизительная норма, которая может варьироваться, но если слов меньше 500 — стоит обратить внимание. - - - Вопрос 2. Какие из перечисленных навыков речи обычно появляются у ребенка 3–4 лет? - а) Использование простых и сложных предложений- б) Полное отсутствие слов- в) Только односложные слова* * Правильный ответ: * * а) Использование простых и сложных предложений* Комментарий: * В этом возрасте дети начинают строить предложения из 3–5 слов, иногда используют сложносочиненные конструкции. Вопрос 3. Что из перечисленного поможет развивать речь ребенка? - а) Смотреть мультфильмы без общения- б) Чтение книг и совместные игры- в) Игнорировать попытки ребенка говорить* * Правильный ответ: * * б) Чтение книг и совместные игры* Комментарий: * Общение, чтение и игровые ситуации стимулируют развитие речи, тогда как пассивный просмотр без диалога не способствует развитию. Вопрос 4. Если ребенок плохо произносит некоторые звуки, что делать? - а) Игнорировать — это пройдет само- б) Постоянно исправлять и ругать- в) Помогать через игры и упражнения, при необходимости обратиться к логопеду* * Правильный ответ: * * в) Помогать через игры и упражнения, при необходимости обратиться к логопеду* Комментарий: * В возрасте 3–4 лет возможны некоторые огрехи в произношении, но важно поддерживать ребенка и при задержках консультироваться со специалистом. Вопрос 5. Как понять, что речь ребенка развивается нормально? - а) Ребенок активно говорит, понимает просьбы, строит предложения- б) Ребенок молчит большую часть времени- в) Ребенок говорит только отдельные слова, не строит фраз* * Правильный ответ: * * а) Ребенок активно говорит, понимает просьбы, строит предложения* Комментарий: * Активное использование речи и понимание обращенной речи — важные признаки нормального развития. Вопрос 6. Что делать, если ребенок часто повторяет одни и те же слова или фразы? - а) Игнорировать, это нормально- б) Обратить внимание, возможно, это признак заикания или другого речевого нарушения- в) Наказывать за повторения* * Правильный ответ: * * б) Обратить внимание, возможно, это признак заикания или другого речевого нарушения* Комментарий: * Частые повторения могут быть нормой в процессе освоения речи, но если они устойчивы и вызывают затруднения — нужна консультация специалиста. Вопрос 7. Как лучше всего стимулировать развитие словаря у ребенка? - а) Часто разговаривать с ребенком, называть предметы и действия- б) Давать ребенку самому «разбираться» в словах- в) Не обращать внимания на речь ребенка* * Правильный ответ: * * а) Часто разговаривать с ребенком, называть предметы и действия* Комментарий: * Активный словесный контакт — ключ к расширению словарного запаса. # Итоги теста- * * 5–7 правильных ответов: * * Отлично! Вы хорошо ориентируетесь в развитии речи детей. - * * 3–4 правильных ответа: * * Есть над чем поработать — используйте советы и материалы собрания. - * * Менее 3 правильных ответов: * * Рекомендуется внимательно изучить информацию о речевом развитии и проконсультироваться с педагогами. * * Рекомендации: * * После теста ведущий обсуждает с родителями каждый вопрос, дает практические советы и отвечает на вопросы. Можно раздать памятки с краткими ответами и пояснениями. Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам: Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание. У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи. У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи. В речи появляются сложные формы предложений. Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей о тличаются и другие особенности. Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие( Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные( Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают. Затрудняются назвать части предмета, части тела. На каждом возрастном этапе свои задачи, свои методы обучения. Работа по развитию речи ребенка в детском саду осуществляется при разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также на всех других занятиях; вне занятий- в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни. Сегодня мы постараемся показать вам, как можно и нужно развивать речь ребёнка в домашних условиях. Способ №1: Обогащение словаря из окружающей жизни Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за  природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.  Отправляясь с ребёнком на прогулку мы,  можем:  - поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;  - загадать загадку и найти отгадку; - поискать приметы времени года;  - познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;  - прочитать стихотворение, вспомнить песенку;  - поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист? », «Найди дерево по описанию», и т. д.  Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Способ 2: Развитие речи средствами художественной литературы  Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.  Стихи, сказки, рассказы небольшие по объёму, несложные по сод ержанию необходимо читать ребёнку ежедневно. Чтение сказок, стишков, потешек, оречевление действий совершаемых ребенком приводит к формированию импрессивной речи, т. е. ее понимание. Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?  - Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник? », «Какого цвета у них было ведёрко? ».  - Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказк е, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.  - Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.  - Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.  - Загадайте загадки по сказкам.                                                    ( Родителям предлагается отгадать загадки)  Из муки он был печён,  На окошке был стужён.  Убежал от бабки с дедом,  А лисе он стал обедом.        ( колобок)  Нашла однажды мышка  Совсем пустой домишко  Стала жить да поживать,  Да жильцов к себе пускать.    ( Теремок)  Уходя, просила мать  Никому не открывать,  Но открыли дети дверь!  Обманул зубастый зверь —  Песню мамину пропел.  Кто потом козляток съел?    ( «Волк и семеро козлят»)  Чтобы вырвать этот овощ,  Не хватило деду сил.  Но пришли ему на помощь  Все, кого он попросил.              ( «Репка»)  Добрый доктор говорит:  - Побеждаем мы бронхит,  Корь, простуду и ангину,  Дифтерит и скарлатину,  И конечно, с Бармалеем Тоже справиться сумеем!                      ( «Айболит»)  - В хорошо знакомые сказки можно и проиграть.    Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.  Можно придумать с ребёнком свою сказку. Игра « Сказка на ходу » Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать мячик. Каждый, кто получит мячик, продолжает. Воспитатель начинает: " Жил- был кот Васька. . »( например) Задать родителям вопросы: - Есть ли у вашего ребёнка своя книжная полка или уголок с книгами? ( совет: …. . ) - Часто ли Вы читаете ребёнку книги? ( Совет: чаще читайте детям их любимые сказки, даже если вам они приелись. ……. . ) - Назовите, пожалуйста, самые любимые сказки Вашего ребёнка? - Беседуете ли Вы с ребёнком о прочитанном, оцениваете ли поступки героев? ( Совет: во время чтения сказки ведите диалог с детьми. Читая детям сказки, интересуйтесь их мнением. Спросите хорошо или плохо поступил главный герой. В конце обязательно узнайте у малыша понравилась ли ему сказка и чем именно. Подобные беседы учат детей думать и анализировать чужие и собственные поступки. Перед тем, как прочитать ребенку финальную сцену, спросите у него, как на его взгляд должна закончиться ск азка. Пусть малыш пофантазирует) Способ 3: Пальчиковые игры Доказано, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова с пособствуют р азвитию мозга ». Я хочу вас познакомить с несколькими вариантами пальчиковой гимнастики,  которую вы можете проводить с ребенком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов. Давайте все вместе потренируемся. «Капуста» Мы капусту рубим, рубим ( ладошками рубим) Мы капусту трём, трём ( кулачки трут друг друга) Мы капусту солим, солим ( солим щепоткой) Мы капусту мнём, жмём ( пальчики сжимаем и разжимаем) , А потом и в рот кладём! В качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать    природный   и бросовый материал ы  ( Например, можно  играть в «Золушку»  - отделить горох от фасоли и боба,  или перебрать какую- то крупу. Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых. Можно поиграть  в «строителей»  - построить дома из счетных палочек или спичек без серы. Можно поиграть  в «швею»  - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу. Можно придумывать свои игры- здесь большой простор для фантазии. Способ 4: Артикуляционная гимнастика. А вы знаете, что правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система- это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.  Поэтому мы с вами выполним упражнения: Речевая игра «Вьюга»( показать картинку, на которой нарисована вьюга)  « Вьюга начинается»-  ребёнок тихо говорит «У- У- У… »; по сигналу: «сильная вьюга»- говорит громче; по сигналу- «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкает.  Речевая игра «Насос»  Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С- С- С… ». Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5- 10 минут. ( провести с родителями артикуляционную гимнастику)  «Как едет лошадка»  Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок- цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.  «Сердитый индюк » Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла- бла- бла»( языком быстро двигать по верхней губе) . Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.  Можно сделать массаж язычку: • «покусываем язычок»,  • «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,  • расслабить язык.  Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь тоже придут игры. ( Провести с родителями игры на звукопроизношение)    Чистоговорки:  Вы можете и сами могут придумывать шутливые фразы, типа: " да- да- да- в огороде лебеда" , " ду- ду- ду- растут яблоки в саду" , " ша- ша- ша- принесли домой ерша" " ту- ту- ту- мы поедем в Воркуту" " жа- жа- жа- есть иголки у ежа" " чи- чи- чи- прилетели к нам грачи" " жу- жу- жу- я на солнышке лежу" . ну и так далее. В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком. Рассказать о своей дидактической игре «Говорушки»! Видеозагадки: «Объяснял к и » детей. На экране – видео, где ребенок описывает предмет, а родители отгадывают, что это. ( снять детей заранее, по одному видео – для говорящих детей) . * * Мастер- класс* * : Показать, как делать простые пособия( например, лото с картинками для развития словаря) . Родители делают мини- версии на месте. Домашнее задание — Создать домашний" речевой уголок" ( Полка или шкафчик с игрушками, книгами, дидактическими играми по развитию речи, для мелкой моторики рук и т. д) и сфотографировать, выложить в родительский чат. Подготовить для родителей электронный список со ссылками на WB на дидактические игры, книги, игрушки для развития речи детей( отправить в родит. чат) Заключение Мы познакомили вас лишь с четырьмя основными способами развития речи детей в домашних условиях. Ребёнок будет очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Фантазируйте и играйте на здоровье!     Для того, ч тобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно   эффективнее и интереснее, мы приготовили для вас памятку. А сейчас у вас есть возможность высказаться о развитии речи ваших детей. Для этого необходимо продолжить предложение « Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен( должна) …» Вопрос 3: Р азное Подведение итогов собрания 1. Уделять должное внимание развитию речи ребёнка, больше общаться с ними, читать сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их. 2. Поощрять в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм  с мозаикой. Приобрести для этого пластилин, цветные карандаши, фломастеры, краски, конструктор, мозаику и так далее. 3. Больше бывать на природе, знакомить детей с её красотой и многообразием. 4. Принимать активное уч астие в жизни группы. Рефлексия. Уважаемые родители, ещё раз благодарим за то, что вы нашли время пообщаться с нами. Е сли сегодняшняя наша встреча был а для вас полезной и интересной – поднимите указательный палец вверх. Если вы считаете, что напрасно потеряли время, то опустите указательный палец вниз. Спасибо за внимание!

Оставить комментарий: