Требования к игровому оборудованию
Документы для скачивания
- 594285- 337745 Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках 4445013335 Специфика организации летней развивающей предметно- пространственной среды Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что- то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Летом с детьми занимаются не в помещениях, а на воздухе, где так много интересного и неопознанного. Внимание дошкольников рассредоточено, они больше отвлекаются, поэтому необходимо всячески разнообразить их деятельность. Лето — время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летом дети активно растут физически и интеллектуально. Необходимо только помогать им. Педагоги стоят перед проблемой: как интересно, занимательно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь полезными практическими занятиями. Решая эту проблему, каждое дошкольное учреждение при составлении календарного плана учитывает развивающую предметную среду, окружающий микросоциум, возраст детей, педагогический состав, основное направление летней оздоровительной кампании( экологическое, физкультурное, художественно- эстетическое) . Каким же образом должна быть организована работа ДОУ, чтобы учесть «особые» условия летнего периода? При организации детского досуга важно помнить, что летом мы имеем дело с разновозрастной или смешанной группой детей. Организация педагогического процесса в разновозрастных группах в летний период имеет свою специфику, требует от педагога умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом. Дети разного возраста — это не дети с разными интересами, а дети с различными возрастными особенностями реализации своих желаний, уровнями развития мотивационных потребностей и познавательных способностей. Там, где один ребенок схватывает информацию «с лету», другой долго ее «переваривает». Более старший ребенок заведомо более терпелив и выдержан, чем его непоседливый товарищ младшего возраста. Важнейшая задача взрослых — учитывать различные психофизиологические возможности детей, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста при организации общих игр и других досуговых мероприятий в разновозрастной или смешанной группе. Создание педагогически целесообразных условий для разнообразной игровой деятельности является одной из первостепенных задач в организации на участке благоприятного психологического микроклимата, соответствующего потребностям и интересам дошкольников. Главное, выстраивать игровую деятельность так, чтобы интересно и весело было всем детям в группе. При создании условий следует соблюдать три основных требования: 1. Педагогически правильное и целесообразное размещение игровых зон. Распределение игровых зон должно быть таким, чтобы в итоге были созданы благоприятные условия для игр детей всех возрастных подгрупп в отдельности и для совместных игр детей в целом. Важно, чтобы каждая игровая зона располагала достаточной площадью для определенного вида игр, была удобна и доступна для игр детей всех возрастных подгрупп, привлекала своим оформлением. Наличие полифункционального, трансформируемого и вариативного игрового оборудования. Оборудование, обладающее такими свойствами, позволит максимально его разнообразить, рационально использовать небольшую по размеру игровую площадку. Учет своеобразия игровой деятельности каждой возрастной подгруппы, включенной в состав разновозрастной группы. Например, для детей четырех лет еще характерны игры в малых группировках. Ребята объединяются для игр по 2- 3 человека. Им не нужен большой по размеру домик для игр с куклами. Старших же дошкольников не устроит малогабаритный домик, так как они объединяются в игровые группы по 5- 6 и более человек, количество ролей значительно расширяется, их игры приобретают характер коллективных, им нужна большая площадь. летний период особенно важно создать на участке такую развивающую среду, которая способствовала бы: полноценному оздоровлению детей в благоприятных климатических условиях, продолжению работы по привитию детям привычки к здоровому образу жизни, закреплению умений и знаний в познавательном и эстетическом развитии. Предметная среда на территории дошкольного учреждения включает: участки групп с теневыми навесами; спортивную площадку; размеченную дорожку для занятий в равновесии, бегом, прыжками; площадку для игр по ознакомлению с правилами дорожного движения; цветочные клумбы, цветники; огород. На участке каждой группы рекомендуется предусмотреть следующие условия для полноценной прогулки детей: площадка для сюжетно- ролевых игр «Семья», «Транспорт», «Магазин» прочее; площадка для игр с песком, ветром; бассейны для игр с водой; на площадке теневого навеса: столы для общения детей с книгой, рисования, настольно- печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, для работы с природным материалом. ЗОНА СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫХ ИГР Этой зоне отводится довольно большая площадь, где есть затененные места, уютные уголки и возможность удобно разместить необходимые постройки. В зоне сюжетно- ролевых игр оборудуется своеобразный «кукольный уголок». В летнее время он может выглядеть так: в удобном месте располагают два домика. Домики необходимо делать легкими, обязательно светлыми, открытыми и достаточно просторными, чтобы дети могли расположить в них кукольную мебель и сами удобно разместиться. Красить домики лучше в яркие тона, повесив на окна и дверь красочные занавески. Хорошо смотрится, если они различные по внешнему виду и строению, между домиками посажены цветы, установлены скамеечки и сказочный колодец. В зоне сюжетно- ролевых игр располагают несколько игровых построек — макеты машин, ракеты, парохода и прочее. Однако такие постройки не должны быть статичными, неподвижными и занимать много места. Следует учесть, что дети 4- 7 лет сами с 12 удовольствием сооружают нужную для игры технику. Поэтому можно продумать и изготовить для участка универсальную, полифункциональную модель, чтобы, меняя отдельные съемные детали, можно было одну и ту же модель «превратить» в машину, военный корабль или ракету, в дом, в необитаемый остров, снежный перевал. Она может служить хорошим теневым навесом и своеобразным оборудованием для развития движений. Использование такой постройки позволяет воспитателю разновозрастной группы обеспечить разнообразие сюжетно- ролевых игр, влиять на выбор темы игры в детском саду. Для выносного материала надо подготовить специальные корзины, коробки или прочее. Игрушки после прогулки необходимо мыть. Известно, что ознакомление с каким- либо предметом или явлением дает left805815 наиболее оптимальный результат, если он носит действенный характер. Специально организованная исследовательская деятельность позволит воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. ЦЕНТР ПЕСКА И ВОДЫ Особого места и оборудования требуют игры с песком и водой. Песочницы располагают в стороне от площадки предназначенной для свободной двигательной активности детей, так как к песочнице доступ должен быть свободным со всех сторон. Четырехлетние дети на бортах песочницы могут формовать и строить из песка. Старшим детям для игр с песком нужна большая площадь: они строят города, дороги, мосты, плотины. Игрушки размещают на одном бортике, а плоскостные изображения домов, деревьев, машин, людей, дорожных знаков, животных, необходимые для игр с песком, вставляют колышком в отверстие на другом бортике песочницы или в специальные контейнеры. В такой песочнице дети разных возрастов играют рядом или вместе. Младшие могут наблюдать за играми старших дошкольников. Воспитателю легче осуществлять руководство ими. Оборудование площадки для игр с песком включает: песочницу с увлажнённым песком, собранным в горку; совки, формочки, ведёрочки, воронки, ведерки, грабли, сито; плоскостные игрушки( дома, деревья, человечки, животные) , объёмные игрушки( машинки и прочее) ; природный материал: ракушки, шишки, камни, веточки; модели построек: мосты, ворота, замки. Для игр с водой можно выносить надувные бассейны, большие тазы или ванны. Хорошо на участке старшей разновозрастной группы сделать желобки в виде ручейков или небольшой бассейн. Форма ручейков, бассейна выкладывается из кирпича, стенки цементируются, сбоку делается отверстие для слива воды. ЗОНА СПОКОЙНЫХ ИГР Зона спокойных игр может быть оборудована на веранде или в беседке, расположенной в уединенном месте. Здесь устанавливаются ленточные, квадратные, прямоугольные, трапециевидной формы столы. Форма таких столов позволяет их блокировать в виде буквы «П» или многоугольника, они удобны для настольных игр, самостоятельных занятий лепкой, рисованием, конструированием, ручным трудом на воздухе. Оборудование: небольшие модули- накопители для размещения оборудования; разнообразные изобразительные материалы: разные виды бумаги, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, тесто; природный материал; бросовый материал: лоскутки, ленты, картинки для составления коллажа. ЗОНА ДЛЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР Летом дети очень любят играть в театрализованные игры. Для таких игр необходимо отвести специальное место. Можно использовать беседку, если она есть: она легко превращается в любимый цирк, детский театр, театр кукол или зверей. Сама форма беседки дает возможность соответствующим образом оформить ее. Если это театр, у входа в беседку можно повесить театральные маски, если цирк — изображение улыбающегося клоуна. Во внутренней части беседки расставляются скамейки места для зрителей. Перед ними устанавливается яркая ширма с раздвигающимися занавесями. У входа оборудуется касса. ЗОНА ДЛЯ ИГР С КРУПНЫМ СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ Для игр с крупным строительным материалом в летнее время отводится место на утрамбованной площадке под навесом. Площадка для строительных игр должна находиться в таком месте, чтобы детям никто не мешал развернуть строительство и была возможность сохранить постройки. Для игр на участке лучше иметь отдельный строительный набор, который хранят на небольших стеллажах со съемными или выдвижными дверками. Это позволит оставлять строительный материал в течение всего летнего времени на участке. Рядом ставятся ящики или коробки с игрушками, необходимые для игр со строителем. Не надо забывать и про двигатели разных размеров, которые используются и для катания детей, катания кукол, игр с песком, как дополнение для настольных конструкторов и крупного строительного материала. ЗОНА ДЛЯ СВОБОДНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Самая большая площадь на участке предназначена для свободной двигательной деятельности детей. Летом в этой зоне на стойках, в корзинах размещают моторные игрушки, атрибутику для подвижных и спортивных игр. Обязательно выносится на участок оборудование для развития движений, спортивных игр: кольцебросы; скакалки; велосипеды, самокаты; ракетки для игр в бадминтон и малый теннис, сетки для перебрасывания через них мячей, кольца с сетками для бросания в них мячей, мячи разных размеров и прочее. Площадка должна быть ровная и хорошо утрамбована, с барьерами( для задерживания бит) и стенками- щитами( для игр с мячом) . В этой же зоне следует выделить место для стоянки и катания на велосипедах, машинах, самокатах. На этой площадке организуются все подвижные игры. Актуально и выигрышно смотрятся напольные шахматы и шашки. Обязательно на площадке должны быть различные виды классиков. Игрушки, предназначенные дли разнообразной игровой деятельности детей на воздухе, хранятся в кладовой рядом с верандой. Дети берут игрушки сами по мере надобности. lefttop ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ Если площадь участка позволяет, то желательно оборудовать тематические игровые площадки: «Строительную», «Зоологическую» или «Сказочную». На них могут быть организованы игры- путешествия. Игра- путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер( они направляются к царю Берендею, к сладкому 18дереву) . На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания. ТРОПА ЗДОРОВЬЯ В летний период дошкольники могут оздоравливаться на тропе здоровья. Ходьба босиком по поверхности разной структуры- камушки, брёвнышки, песок, керамзит, горох, шишки, вода и т. д. - способствует естественному массажу стоп и положительно воздействует через точки акупунктуры на различные внутренние органы и части тела, укрепляя иммунную систему растущего организма. Дети получают большое удовольствие, тем самым улучшается не только их физическое, но и психическое здоровье. ЦЕНТР УЕДИНЕНИЯ Современные дошкольники в настоящее время порой загружены не меньше взрослых. Для формирования психологической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом и эмоциями. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Поэтому так важно иметь личное пространство, место уединения. Благодаря личному пространству у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться. ЦЕНТР ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Посев семян, наблюдение за ростом растений и уход за ними — прекрасная познавательная практика для детей! Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи. Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая. Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие м ероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое. Необходимо создать условия для детского труда. Позаботься о том, чтобы у ребенка было оборудование, соответствующее его силам и возможностям. Грабли деревянные( для сгребания листьев) и железные( для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд) . Метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора. Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев. Тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев. Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы. Ручные цапки- «кошки» для рыхления земли. Лейки. Особой заботой педагогов дошкольного учреждения является благоустройство и озеленение участков, создание комфортной ландшафтной зоны. Главная задача – создать комфортные условия для прогулок детей, защитить их от пыли, шума, ветра, одновременно решая задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим миром. Созданная ландшафтная зона радует глаз, учит, воспитывает.