Конспект занятия с детьми с ТНР: «Дружба, общение и развитие интеллекта».
Документы для скачивания
Конспект занятия с детьми с ТНР педагог-психолога (старшая, подготовительные группы).
Тема занятия: «Дружба, общение и развитие интеллекта».
Возраст детей: от 5 до 7 лет.
Тип занятия: Коррекционно-развивающее занятие в (подгруппе/мини-подгруппе).
Форма организации: интерактивные игровые формы работы.
Продолжительность занятия: 25-30 минут.
Задачи занятия:
- Создавать атмосферу доверия и взаимопомощи в коллективе.
- Способствовать развитию социально-коммуникативных навыков и дружелюбного общения.
- Актуализировать активный словарь и совершенствовать навыки группирования предметов по общему признаку.
- Развивать пространственное воображение, концентрацию внимания и зрительно-двигательную координацию.
- Закреплять правила культурного общения и прощания.
Оборудование и материалы:
- Мягкий мяч или небольшая игрушка.
- Лист бумаги с изображением простого лабиринта.
- Цветные карандаши или фломастеры.
Ход занятия:
Этап 1. Организационный этап (приветствие):
Время: 5 минут.
Приветствие: «Комплимент друг другу».
Описание задания: дети становятся в круг и передают мяч (или игрушку) по кругу. Тот, кто держит мяч, произносит комплимент своему соседу слева. После завершения круга ведущий подводит итог, подчеркивая значимость положительного общения и радости от услышанных приятных слов.
Цель задания: создание позитивной психологической атмосферы, укрепление контакта между участниками группы, развитие навыков вежливости и проявления симпатии.
Этап 2. Основная часть занятия (упражнения):
- Упражнение: «Подбери пару к слову».
Время: 10 минут.
Форма организации: фронтальная работа.
Цель задания: расширение активного словарного запаса, развитие ассоциативного мышления и памяти, овладение навыком классификации предметов и понятий, активизация внимания и когнитивных процессов.
Инструкция: дети должны подобрать пару к обобщающим словам.
Обобщающие слова: игрушка, фрукт, мебель, бытовая техника, овощ, посуда, цветок, головной убор, музыкальный инструмент, одежда, дерево, обувь, украшение в доме.
Затем предлагается сделать наоборот, ребенку необходимо подобрать обобщающее слово.
- Упражнение: «Найди лишнее слово».
Время: 10 минут.
Форма организации: фронтальная работа.
Цель задания: формирование навыка анализа и синтеза информации, развитие наблюдательности и внимательности, улучшение концентрации внимания и интеллектуальных функций, усвоение принципов группировки объектов по общим признакам.
Инструкция: детям необходимо определить лишнее слово и объяснить свое решение.
Слова:
- Яблоко, огурец, груша, апельсин.
- Храбрый, смелый, злой, отважный.
- Клен, дуб, земляника, береза.
- Минута, час, зима, секунда.
- Рубашка, штаны, шапка, платье.
- Молоко, сметана, хлеб, масло.
- Кастрюля, ложка, тарелка, стол.
- Старый, ветхий, дряхлый, маленький.
- Шампунь, швабра, мыло, зубная паста.
- Кабачок, манго, морковь, свекла.
- Упражнение: «Лабиринт».
Время: 10 минут.
Форма организации: индивидуальная работа.
Материалы: листы бумаги с изображением лабиринтов, цветные карандаши.
Цель задания: развитие пространственного воображения и ориентации, тренировка зрительно-двигательных координации, повышение уровня произвольного внимания и усидчивости, выработка терпеливости и аккуратности.
Инструкция: каждому ребенку выдается лист бумаги с простым лабиринтом. Задача — провести героя по лабиринту и потом аккуратно раскрасить рисунок. Педагог помогает, обращая внимание на необходимость соблюдения границ рисунка.
Этап 3. Рефлексия и завершение занятия.
Время: 5 минут
Форма организации: свободный выбор формы приветствия и пожелания.
Описание задания: дети стоят в кругу, педагог напоминает им, насколько приятно было вместе поработать над интересными заданиями. Каждый участник высказывается, говоря другому приятелю добрые слова и пожелания хорошего настроения.
Цель этапа: формирование культуры прощания и поддержания позитивного настроя, способствование сплоченности группы и улучшению эмоционального состояния участников.