Дополнительная общеразвивающая программа по развитию графических навыков "Умелые пальчики"
Документы для скачивания
Актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения( отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия( отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств) . Доказано- развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов( памяти, воображения, мышления) . Программа осуществляется в течение всего учебного года 2 раза в месяц. Педагогическая целесообразность Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму. Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координированность движений. А между тем различные виды рисование, лепки, конструирования, также работа ножницами, аппликация, ручной труд и многие другие детские виды деятельности способны подготовить руку наилучшим образом. Данная программа, как и все традиционные программы, строится по «линейному» принципу, предполагающему прежде всего систематичность и последовательность. Направленность работы кружка Занятия сочетают тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития. Цель программы: Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки. Основные задачи: Развитие мелкой моторики рук и зрительно- двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия, Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков, Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры. Способствовать развитию предметной деятельности( улучшают сенсорное развитие ребенка) , развитию тактильной( кожной) чувствительности; Развитие глазомера, стимулирование зрительного внимания; Развивать художественный вкус, конструктивные навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур; Учить детей владеть своими руками. Развивать мелкую и крупную моторику, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения; Воспитывать усидчивость и терпение. Программа рассчитана на один год( средний дошкольный возраст) . Занятие проводится 2 раза в месяц. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна. Особенности возрастной группы В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно- образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно- логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени( 15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким- либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка. Восприятие. В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время( время суток, времена года) , пространство( верх, низ, далеко, близко) , вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах( круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник) . Внимание. Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15- 20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие( инструкцию) . Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти. Память. Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия. Мышление. В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач( построение по схеме, лабиринты) . Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия. У детей этого возраста преобладает наглядно- образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами. Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения( фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь) . Воображение. Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность( то есть возможность «придумывания» по собственному желанию) . Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему. Развитие речи В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Методы и приемы обучения На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную и комфортную атмосферу: - обведение трафаретов, - штриховки, - раскраски, - лабиринты, - работа с ножницами, - складывание разрезных картинок, - пальчиковая гимнастика, - выкладывание изображения из геометрических фигур, - выкладывание изображения из счетных палочек, Занятия проводятся с подгруппой детей. Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 20 минут Ожидаемый результат Развитие мелкой моторики у детей позволит: Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения; Лучше адаптироваться в практической жизни; Научиться понимать многие явления окружающего мира; Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас; Развить творческие способности детей, инициативу, усидчивость и терпение. Занятия проводится в течение года с детьми средней группы. Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими подгруппами. Данные занятия позволяют улучшить развитие мелкой моторики у детей, расширить их кругозор. Каждая образовательная деятельность рассчитана на 20 минут и не должна утомлять детей. На протяжении всего времени необходимо следить за правильной осанкой ребенка, как он держит карандаш и тетрадь. В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук( потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику. Тематический план занятий № занятия Тема занятия Дата Занятие 1 «Учимся проводить прямые линии № 1 » Сентябрь Занятие 2 «Учимся проводить прямые линии № 2» Занятие 3 «Учимся проводить кривые линии » Октябрь Занятие 4 «Учимся проводить ломаные линии » Занятие 5 «Учимся проводить линии по точкам» Ноябрь Занятие 6 «Собрать бусы на нитку, раскрасить их и в каждой бусинки поставить. » Занятие 7 « Обведи грибок и листик» Декабрь Занятие 8 «Дождинки у дождика » Занятие 9 «Нарисуй забор» Январь Занятие 10 «Нарисуй волны» по пунктирам Занятие 11 «Обведи по линиям» Февраль Занятие 12 «Елочка по пунктирам» Занятие 13 «Прямые линии » вертикальные Март Занятие 14 «Дорисуй круги на картинках» Занятие 15 « Дорисуй и раскрась картинку » Апрель Занятие 16 « Раскрась фигуры одинаковым цветом » Занятие 17 « Раскрась на рисунке только детали с точками » Май Занятие 18 « Нарисуй справа такой же рисунок » СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Алексеевская Н. А. «Карандашик озорной»- М. : «Лист», 1998. Белоусова Л. Е. «Ура! Я научился! »- Спб. : «Детство – Пресс», 2004. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»- Ярославль: «Академия развития», 1997. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»- Синицына Е. «Умные пальчики»- М. : «Лист», 1995. Бурдина С. В. «Развиваем графические навыки малыша » 2 часть- Дом печати Вятка, 2022.
- Возможности дополнительного образования для профессионального роста
- Рисование «Петушок» нетрадиционной техникой рисования
- Дополнительная общеразвивающая программа по развитию графических навыков "Умелые пальчики"
- Конспект занятия с детьми с ТНР: «Дружба, общение и развитие интеллекта».
- Анкета "Значения конструирования в жизни ребёнка"