a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар-практикум для педагогов ДОУ Тема: «Современные подходы к просвещению родителей: изучаем, анализируем, применяем»

Автор: Полетыкина Мария Сергеевна Опубликовано: 2025-10-13 07:57:57

Документы для скачивания

Семинар- практикум для педагогов ДОУ Тема:  «Современные подходы к просвещению родителей: изучаем, анализируем, применяем» Цель:  Обеспечить осмысленное принятие и готовность педагогического коллектива к реализации единой программы просвещения родителей. Задачи: Познакомить педагогов с целями, структурой и содержанием новой программы просвещения родителей. Проанализировать предложенные формы и методы работы на предмет их актуальности и практической применимости. Выработать общие критерии эффективности взаимодействия с родителями в рамках программы. Сформировать у педагогов личную заинтересованность и мотивацию к реализации программы. Целевая аудитория:  Воспитатели, специалисты ДОУ( учитель- логопед, педагог- психолог, инструктор по физкультуре и др. ) . Оборудование: Текст Программы просвещения родителей( по экземпляру для каждого или для малой группы) . Мультимедийная презентация с ключевыми тезисами программы. Флипчарт или интерактивная доска, маркеры. Раздаточный материал: таблицы «Анализ формы работы», бланки для планирования, стикеры. Анкеты для обратной связи. Ход семинара- практикума I. Вводная часть( 15 минут) Приветствие и актуализация темы( 5 мин) Ведущий: «Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одном из ключевых направлений нашей работы – просвещении родителей. Как вы думаете, п очему эта тема сегодня как никогда актуальна? ( Ответы педагогов: изменился запрос родителей, появились новые риски – цифровизация, гиподинамия; родители испытывают дефицит времени, но нуждаются в качественной информации) . Современный родитель – какой он? Давайте вместе составим его портрет». Интерактивное упражнение «Портрет современного родителя»:  На флипчарте рисуется схематический человечек. Педагогам предлагается назвать его характеристики( например: «занятой», «информированный( интернет) », «требовательный», «сомневающийся», «готовый к диалогу, но в удобном формате») . Запись ведется вокруг человечка. Современные родители, имея доступ к фактически неограниченному количеству психолого- педагогической, методической информации, продолжают испытывать затруднения в развитии, воспитании, обучении детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Не видит в педагогах основной источник достоверной и точной информации и надежного партнера, ориентирован на цифровую среду. Они нуждаются в адресной компетентной помощи. Оказывать такую помощь родителям призваны педагоги дошкольных образовательных организаций. Одно из услови й реализации ФОП ДО Мозговой штурм «Ассоциации»( 5 мин) Ведущий: «Что приходит вам на ум, когда вы слышите словосочетание" просвещение родителей" ? ». Точное определение просветительской деятельности представлено на слайде. Э то деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно- нравственного, творческого, физического и( или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов Просветительская деятельность выступает значимой частью профессиональной деятельности педагогов, инструментом формирования единого образовательного пространства страны и позиции осознанного ответственного родительства. II. Теоретико- аналитический блок( 30 минут) Постановка цели и задач семинара( 5 мин) «Сегодня мы не только изучим новую программу, но и научимся" переводить" её положения в конкретные, эффективные действия». Итак, программа Просвещения- Это документ, направленный на оказание помощи педагогам дошкольного образования в определении содержания и форм просвещения родителей. Программа состоит из пояснительной записки и семи разделов. В пояснительной записке обоснована актуальность программы, обозначены цели, задачи просветительской работы, ее принципы. Первый и второй разделы включают материалы, направленные на оказание методической помощи педагогам. Первый раздел содержит описание сущности феномена родительства и родительских функций. Обозначается ценность семьи и семейных отношений в современном обществе. Данный материал важен для организации грамотного взаимодействия с родителями, понимания особенностей современного родительства. В разделе раскрываются понятия «родительская компетентность», «осознанное и ответственное родительство», систематизируются содержание и приемы родительского контроля, регуляторов поведения детей, описываются эффективные методы воспитания и задачи родительства. Также обозначены понятия семейные ценности, семейные традиции, представлено их содержание и показано значение приобщения детей к семейным ценностям и традициям. Второй раздел, на котором мы сегодня более подробно остановимся, посвящен характеристике процесса просветительской работы с родителями, ее содержания, форм и методов. В нем предлагается описание способов изучения особенностей семейного воспитания, выявления и анализа запросов родителей. Итак, какие методы предлагает программа: 1. Наблюдение – один из основных педагогических методов получения информации, который заключается в целенаправленном и систематическом наблюдении за каким- либо объектом с целью сбора информации. Этот метод будет эффективен в тех случаях, когда необходимо оценить особенности взаимодействия родителей с детьми в тех или иных ситуациях( например, в процессе одевания, создания ребенком поделок, в ситуации жалоб ребенка на других детей и т. п. ) . В процессе наблюдения педагог может получить общую картину взаимоотношений родителей и ребенка, особенностей взаимодействия, заметить типичные трудности. Существуют разработанные по определенным темам бланки и протоколы наблюдений, которыми могут воспользоваться педагоги. Если педагог не смог найти готовый протокол наблюдения или имеющиеся не отвечают поставленным задачам, он может разработать схему наблюдения сам. Для этого нужно учесть ряд параметров: – четко сформулированная цель наблюдения; Например, «выявить, создают ли родители условия для проявления ребенком самостоятельности» или «особенности вербального взаимодействия родителей с ребенком» и др. – параметры наблюдения( те характеристики, на которые педагог будет обращать внимание) ; Например, если педагог решил выявить особенности вербального взаимодействия родителя с ребенком, то в качестве параметров наблюдения могут выступать следующие: количество высказываний, их развернутость, соответствие формулировок возрасту ребенка, эмоциональность речи, наличие директивных высказываний, наличие ненормативной лексики и др. – наблюдение должно быть проведено несколько раз в разных ситуациях; Это позволит отделить ситуативные проявления от типичных для данного родителя. 2. Опрос позволяет получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях родителей. Поэтому в зависимости от поставленной задачи и формулировок вопросов, опрос может быть использован как для получения информации об особенностях семейного воспитания( например, «Чтение в семье», «Поощрение и наказание в семье», «Ребенок и гаджеты») , так и для выявления ожиданий родителей( например, «Что может ребенок в 3 года, а с чем ему нужно помочь», «Чему может научиться ребенок в детском саду? ») . Опрос может проводиться в форме интервью или анкетирования. Интервью предполагает ответы респондента на вопросы в процессе беседы и фиксируется на аудио- или видеоустройство, либо конспектируется. Анкетирование проводится письменно, и респонденты самостоятельно заполняют ответы на вопросы анкеты на бумаге или в цифровом виде. Анкетирование является удобным методом быстрого получения информации от большого числа респондентов. Для его проведения очень удобно использовать цифровые формы( например, Яндекс Формы) . При анкетировании респонденты самостоятельно заполняют ответы на вопросы анкеты на бумаге или в цифровом виде. Как правило, анкеты педагоги могут разработать сами, включив те вопросы для родителей, ответы на которые необходимы им для выстраивания образовательной работы с детьми. Могут использоваться как анонимные анкеты, так и с подписью – в зависимости от задач педагога. Анкеты, задача которых сбор информации о ребенке и семье, как правило, подписываются. В тех случаях, когда необходимо собрать информацию по группе и не привязывать ее к конкретным детям, опрос может быть проведен анонимно. 3. Беседа обычно применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких- то выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов. В зависимости от решаемых задач беседа может быть проведена как с группой родителей( в тех случаях, когда речь идет об общих вопросах, например, педагогу нужно обсудить ожиданиях родителей от деятельности ДОО) , так и индивидуально( когда решаемые вопросы касаются конкретного ребенка) . Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей на бумажный носитель или диктофон. Важным условием успешного проведения беседы является умение педагога слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска решений поставленных вопросов. Для получения более полной информации в процессе беседы педагогу необходимо обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие невербальные показатели, как интонация, мимика, жесты, эмоциональные реакции. 4. Использование педагогом игровых тренингов при работе с родителями позволяет не только получить информацию о родительских установках, ценностях, целях воспитания, но и в игровой форме сформировать у них некоторые практические навыки взаимодействия с детьми, познакомить их с особенностями образовательной работы, проводимой в ДОО и тем самым повысить их педагогическую культуру. Игровой тренинг, который проводит педагог с родителями, предполагает неформальную организацию какой- либо деятельности( продуктивное занятие, игра, различные ситуации взаимодействия) , основными участниками которой становятся родители. Их задача погрузиться в эту деятельность и реализовать взятые на себя роли. Основной целью в данном случае является проживание определенной ситуации и ее дальнейшее осмысление родителями, обмен мнениями родителями между собой и педагогом. Основной задачей педагога является создание доверительной атмосферы, наблюдение за всем происходящим, помощь в анализе и формулировании выводов. Также в о 2 разделе содержится классификация и описание основных форм просвещения родителей. Выделены три группы форм: 1. формы, направленные на информирование родителей; 2. формы, направленные на формирование у родителей практического опыта воспитательных действий; 3. формы, позволяющие вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми, в том числе, позволяющие легитимно включить родителей в участие в управление дошкольной образовательной организацией через принцип государственно- общественного характера управления образованием( модель – управляющий совет) . И последний пункт, 2 раздела, в котором р ассматриваются вопросы применения цифровых инструментов для повышения эффективности просвещения родителей. В нашем современном обществе в рамках жесткого недостатка времени становятся все более востребованным краткие форматы общения и получения информации, для этого родители используют цифровые технологии, интернет и социальные сети. Рекомендуемые формы просвещения родителей Ведение сайта образовательной организации Ведение блогов и страничек педагогов Электронная почта Сервисы по обмену мгновенными сообщениями Электронные книги для родителей Информационные буклеты и памятки Интерактивный плакат Тематические аудиозаписи и видеоролики на психолого- педагогическую тематику 1. Ориентационно- целевой компонент включает в себя ориентацию на конкретную возрастную группу детей( 0+ , 3+ , 6+ , 18+ ) . 2. Содержательный компонент предполагает выбор определенного направления развития и образования детей в рамках интернет- сервиса( образовательную область) . Необходимо учесть, что родители, потенциальные пользователи интернет- сервиса, могут различаться по степени «начитанности» и «ориентированности» в проблемах развития и образования ребенка. 3. Организационный компонент включает в себя инвариантное и вариативное наполнение интернет- сервиса. Вариативное наполнение зависит от интересов и творчества педагогов. Инвариантное( обязательное) наполнение интернет- сервиса 4. Результативный компонент представляет собой готовый и действующий интернет- ресурс, которым активно пользуются родители( законные представители) детей, посещающих ДОО. : Из всего сказаного и предложенного Программой мы видем, какая будет эволюция подходов к просвещению родителей» От монолога к диалогу:  Родитель – не объект воздействия, а полноправный субъект образования. От фронтальных форм к гибким и адресным:  Вебинары, мастер- майнд сессии, родительские клубы, чат- боты с рассылкой, подкасты. От общих тем к запросу родителей:  Техники выявления реальных потребностей( анкетирование, облако тегов, «ящик для вопросов») . От теории к практике:  Практикумы, совместные детско- родительские проекты, игровые сессии. А теперь перейдем к практической части. Я предлагаю Вам разделиться на 6 групп. Педагоги делятся на 6 групп. Каждая группа получает кейс с описанием традиционного просветительского мероприятия( например, «Родительское собрание на тему" Развитие речи у детей 4- 5 лет" в формате лекции воспитателя») . Задание для групп:  Проанализировать кейс, найти его слабые места с точки зрения современных подходов и предложить 2- 3 варианта его модернизации. Пример преобразования:  Собрание- лекцию можно превратить в «Станционную игру», где на разных «станциях» родители выполняют практические задания с логопедом, психологом и воспитателем; или провести в формате «Нескучного практикума» с изготовлением пособий для дома. III. Практический блок( 40 минут) Проектный этап «Конструктор просветительского события»( 30 мин) Группам предлагается разработать концепцию одного просветительского мероприятия для родителей по заданной теме( например, «Детские истерики», «Гаджеты: друзья или враги? », «Как играть с ребенком с пользой? ») . План- схема для разработки: Тема и целевая аудитория. Форма проведения  ( клуб, практикум, квиз, выездная встреча и т. д. ) . Краткое описание и план мероприятия. Как будет обеспечиваться принцип диалога и практической направленности? Какой продукт/ результат получат родители?  ( не только знания, но и, например, памятку, сделанное своими руками пособие, видео- запись игрового приема) . Презентация идей и «общественная экспертиза»( 10 мин) Каждая группа кратко( 2- 3 минуты) представляет свой проект. Педагоги из других групп выступают в роли «экспертов», дают позитивную обратную связь( «Что понравилось? », «Какую идею готов забрать в свою копилку? ») . IV. Рефлексия и подведение итогов( 10 минут) Рефлексивный круг «Сегодня я. . . » Педагогам предлагается завершить фразу: «Сегодня я узнал( а) . . . » «Было полезно. . . » «Я обязательно применю в своей работе. . . » Заключительное слово ведущего «Уважаемые коллеги! Мы сегодня убедились, что современное просвещение – это не сухая передача информации, а создание пространства доверия, диалога и совместного творчества с родителями. Программа, которую мы изучили, – это наш ориентир. Ваше желание экспериментировать и применять новые форматы – это наш главный инструмент. Благодарю всех за активную и продуктивную работу! » Информационное сопровождение Дополнительные рекомендации для ведущего: Создание атмосферы:  Важно с первых минут создать доверительную и открытую атмосферу, где педагоги не боятся высказывать свое мнение. Тайм- менеджмент:  Строго следите за временем, особенно в групповой работе. Мотивация:  Подчеркивайте, что цель – не критика прошлого опыта, а поиск новых, более эффективных решений для облегчения их труда и повышения его результативности.

Оставить комментарий: