a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Кружковая деятельность 2023-2024

Автор: Вальтер Юлия Владимировна Опубликовано: 2025-10-18 11:01:08

Документы для скачивания

МБДОУ д\ с№27 «Золотая рыбка» Кружковая деятельность для детей старшего дошкольного возраста « Детский техно мир » Руководители: Береговая Н. Г. Вальтер Ю. В. 2023- 2024г Пояснительная записка Конструирование увлекательное и полезное занятие, связанное с чувственным и интеллектуальным развитием обучающегося. Программа кружковой деятельности « Детский техномир » направлена на развитие мелкой и средней моторики, развитие технического и творческого мышления, формирование у дошкольников познавательной и исследовательской активности, развитие конструктивных умений и навыков. В период обучения дети знакомятся с разными видами и типами конструирования. Конструирование и моделирование позволяет развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Также оно совершенствует остроту зрения, точность цветовосприятия, тактильные качества, развивает мелкую мускулатуру кистей рук, восприятия формы и размеров объектов, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, ид ет освоение трудовых навыков. Техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты. Каждое занятие для ребенка — это творческий процесс. Дети могут работать индивидуально, парами или в группе. Работа в группах позволяет развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать. Индивидуальная работа даёт возможность ребёнку самоутвердиться, повысить самооценку и уверенность в себе. Цель: создание условий для развития интереса дошкольников к техническому конструированию и начальному техническому моделированию. Задачи: На занятиях по конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач: развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу; формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; формировать у детей умения работать с конструктивными материалами: бросовым материалом, бумагой, различными видами конструкторов; совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением; развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. р азвивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность. ф ормировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Продолжительность реализация кружковой деятельности « Детский техномир » – 2 года. Занятия по кружковой деятельности проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий с детьми 5 – 6 лет не более 25 минут, с детьми 6–7 лет не более 30 минут. Гибкая форма организации конструктивной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно- следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: - устойчивый интерес к конструированию и моделированию; - формирование умений конструирования из различных видов конструктора; - формирование необходимых навыков работы с материалом; - умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца; - проявление интереса к творческой деятельности; - развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности. К концу года дети должны знать: - название видов конструкторов, ( используемые для конструирования) ; - название деталей конструкторов, их назначение и применение; - элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются поделки( виды и свойства бумаги и др. материалов) ; - название инструментов для работы с данными материалами; - правила безопасности во время работы с инструментами; К концу года дети должны уметь: - планировать и организовывать свою работу; - конструировать с опорой на схему, или образец соответственно возрасту; - конструировать по заданной теме; - конструировать по представлению( без схемы) ; - дополнять модели из конструктора по собственным задумкам; - выполнять разметку на материале, пользуясь карандашом и линейкой, разметку деталей различной формы; - работать по трафаретам и шаблонам; - составлять простые узоры; - правильно пользоваться инструментами; - изготавливать с помощью воспитателя простые поделки из бумаги и картона и другого материала. Список детей: 1. Аверина Анастасия 2. Бедова Дарья 3. Бойко Маша 4. Бондаренко Дарина 5. Боровиков Костя 6. Галкина Полина 7. Гливанская Анастасия 8. ЗагинайкоВера 9. Кабакова Варя 10. Карко Анна 11. Красных Ярослав 12. Кузнецова Олеся 13. Кривенкова Ксения 14. Макаров Андрей 15. Мяги Анна 16. Павлова Валерия 17. Писаренко Федор 18. Романова Марина 19. Сакеев Максим 20. Холбабаева Аида 21. Ярушин Анатолий Формы организации обучения: Конструирование по образцу  – предложение детям образцов построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, бросового материала, показ способов их воспроизведения Конструирование по условиям  – не давая детям образца постройки, рисунков и способов возведения, определять лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые подчеркивают практическое назначение. Конструирование по замыслу  – обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам  – из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. Конструирование по модели  – из имеющегося строительного материала воспроизводят предъявленную модель. Формы работы: В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены  индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками. Для обучения детей конструированию используются следующие  методы и приемы Методы Приёмы Наглядный Рассматривание на занятиях готовых п о строек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Информационно- рецептивный Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов( зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними( на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Практический Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий( предметов) , самостоятельное их преобразование. Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Частично- поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога. Виды деятельности: Блок: конструирование из бумаги и бросового материала; Блок: конструирование с использование строительного деревянного и пластмассового конструктора; Блок: конструирование с использование конструктора Лего. Календарно- тематическое планирование месяц тема цели К- во часов сентябрь Блок «Конструирование из бумаги и бросового материала» Вводное занятие. Знакомство с видами бумаги. Познакомить с работой кружка; познакомить с видами и свойствами бумаги 1 Правила безопасности труда и личная гигиена. Инструменты. Изготовление игры “ Танграм ” Познакомить с техникой безопасности. Познакомить с игрой « Танграм »; изготовить игру самостоятельно;  формировать умение составлять фигуры из деталей танграма; самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике 1 Знакомство с оригами. Базовые формы Познакомить с искусством оригами; познакомить с видами оригами; знакомство с основными базовыми формами оригами; формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы 1 Мышка Продолжить знакомство с выполнением работ в технике оригами;  научить детей изготавливать простые по форме изделий  в технике оригами; развитие мелкой моторики рук; развитие внимания, мышления, аккуратности 1 октябрь Лягушка Научить поэтапному складыванию лягушки; продолжить знакомство с оригами; формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки; продолжить знакомить детей с основными геометрическими понятиями; развивать творческие способности 1 Заяц Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами.  Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус 1 Лиса Учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер 1 Волк акреплять   умение  сгибать  лист  бумаги  в  разных  направлениях, хорошо проглаживая место сгиба; развивать память, внимание, мелкие мышцы пальцев рук 1 ноябрь Медведь Закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук 1 Создание книжки- самоделки «Теремок» Обучать детей бережному общению с книгой, формировать понимание того, что книга источник знаний. Формирование умения подбирать соответствующий материал для заготовок; Воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в паре, микрогруппе 1 Сова Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. 1 Весёлые погремушки Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. 1 декабрь Рыбка Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. 1 Паучок Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. 1 Кукла Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. 1 Ёлочные игрушки Развивать познавательную и исследовательскую деятельность. Обучать приемам изготовления простейших поделок из бросового материала. Развивать творческие способности. 1 Блок «Конструирование с использованием строительного деревянного и пластмассового конструктора» январь Чудеса конструирования Познакомить детей с многообразием материалов, используемых для конструктивно- модельной деятельности; вызвать у детей интерес к работе с конструктором; познакомить детей с правила работы и техникой безопасности. 1 Машина будущего Формировать представления о машинах разных видов, их строении и назначении; упражнять в объѐмном и плоскостном моделировании и в построении схем. Развивать способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чертежей, конструкций. 1 Парк аттракционов Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу. Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 1 Космические корабли Научить детей делать постройку из конструктора не похожую на предыдущие. Закреплять название деталей. Учить детей комментировать пошагово ход работы. Закрепить знания детей о форме, цвете, величине, размере. Развиваем речь, логику и мышление. 1 февраль Танк Совершенствовать умение детей узнавать конструкцию по чертежам, последовательно анализировать чертежи конструкции, выделять ее основные части. Закреплять умение самостоятельно создавать конструкцию по схеме без опоры на образец. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. 1 Гоночные машины Продолжать учить самостоятельно строить модель машины по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои конструктивные решения. Учить создавать модель гоночной машины с использованием конструктора с подвижным креплением элементов. Продолжать учить детей анализировать свою постройку; этапы ее создания, развивать внимание при определении общих, характерных деталей машины различной конструкции; вычленять и называть главные части машины, планировать этапы постройки. 1 Самолёт Формировать умение и навыки по изготовлению поделок из конструктора. Развивать умение планировать этапы постройки, пользоваться схемой. Воспитывать интерес к деятельности, самостоятельность в работе. 1 Вертолёт Познакомить обучающихся с последовательностью изготовления простейшего вертолета; формировать умения и навыки изготовления простейшего вертолета; закреплять умения и навыки работы с конструктором, наблюдательность, внимание, зрительную память; мелкие мышцы кистей рук 1 март Конструирование по замыслу Формировать умение создавать замысел и реализовывать его. Упражнять детей в моделировании и конструировании из конструктора. Развивать умение работать по предложенным инструкциям. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. Воспитывать умение работать в коллективе. 1 Город Закрепление у обучающихся знаний о строительных деталях, цвете. Обобщать представление у детей выполнять задание по образцу. Развивать внимание в процессе построек, логическое мышление, развивать координацию движений. Воспитывать самостоятельность через конструктивную деятельность у обучающихся. 1 Сказочный дворец Продолжать развивать интерес детей к конструктивной деятельности, учить творческому конструированию по условию: строить красивый дом – сказочный, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы, находить необычные конструктивные решения, закреплять навык планирования предстоящей работы. Воспитывать интерес к изобретательству, навыки коллективной работы. 1 Многоэтажный дом Вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке. Закреплять умение делать дом по воображению или с помощью схемы. Совершенствовать знания детей в выборе деталей для постройки. Развивать воображение, умение описывать свою постройку. Воспитывать любовь к своей семье. 1 Блок «Конструирование с использованием конструктора Лего » апрель Ракета Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. 1 НЛО Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. 1 Самолёт Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. 1 Танк Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. 1 май Карт Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. 1 Робот Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. 1 Инопланетянин Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. 1 Конструирование по замыслу Формировать умение реализовывать замысел. Развивать умение работать с предложенными инструкциями. Развивать мелкую моторику. Формировать пространственное мышление. 1 Список литературы 1. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М. С. Ишмакова. – Всерос. уч. метод. ц ентр образоват. Робототехники. – М. : Изд. - полиграф. Центр «Маска». - 2013. 2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М. : Эксмо, 2010. 3. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебн о- методическое пособие. - М. : Академия, 2008. 4. Соколова С. В. Оригами для самых маленьких. Методическое пособие для воспитателей. - СПб: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2016. 5. Фешина Е. В. лего- конструирование в детском саду. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2017 6. Интернет сайты: http: / / www. maam. ru/ https: / / dohcolonoc. ru http: / / doshkolnik. ru

Оставить комментарий: