«Вовлечение родителей в образовательный процесс (ФГОС ДО»
Документы для скачивания
Консультация для педагогов «Вовлечение родителей в образовательный процесс( ФГОС ДО » Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он усваивает умение любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально- нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, конечно, принадлежит семье. В детском саду ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, формирует навык организовывать собственную деятельность. Вовлечение родителей в образовательный процесс – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? В деле воспитания детей ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. И обеспечить полноценное воспитание ребёнка, посещающего детский сад, в отдельности не может ни один из них. Очевидным становится необходимость их педагогического взаимодействия. Не все родители открыто идут на контакт. В большин стве случаев, заинтересованности родителей в жизни детского коллектива в детском саду не наблюдается. Каждый интересуется только тем, как его ребёнок кушал, не обижал ли кто его и уже потом успехами. Вы можете это подтвердить и на своем опыте? П оложительный результат, может быть, достигнут только в рамках единого образовательного пространства, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения и родителями на протяжении всего дошкольного детства. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и психолого- педагогическом плане. Родители очень нуждаются в помощи и поддержке в воспитании собственных детей. Кто же им поможет? Цель педагога – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей. Создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, — привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье. Разработанный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( ФГОС ДО) , отвечает социальным запросам. В условиях реализации новых нормативно- содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, детский сад обязан: – создать условия для участия родителей( законных представителей) в образовательной деятельности; – обеспечить поддержку родителей( законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; – наладить взаимодействие с родителями( законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. С появлением стандартов ДО меняются представления о работе с родителями, меняется и сама работа с семьей. Внедрение новых стандартов переводит работу с родителями в новое русло – русло взаимодействия, сотрудничества. Следовательно, должны перестраиваться формы работы с родителями, пересматриваться принципы, условия. Есть необходимость внесения изменений в сложившуюся систему работы с родителями. Основная цель взаимодействия детского сада и семьи – создание единого образовательного пространства В нашем детском саду основными принципами при организации работы с семьей стали: - открытость детского сада для семьи( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок) ; - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; - создание активной развивающей среды в ДОУ. Основной формой сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолога — педагогического воздействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведения встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения мы видим в изменении форм и методов проведения родительского собрания, которые в нашей группе проходят в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это и презентации о жизни детей в детском саду, озадачивающие вопросы, минуты самоанализа, когда каждый родитель задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком. Взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных условий, комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной развивающей предметно – пространственной среды( ФГОС ДО ч. III п. 3. 3 п. п. 1, 6) помогает спланировать и провести м ногогранную работу с родителями. В дошкольных организациях создаются условия, позволяющие привлекать родителей к образовательно- воспитательному процессу. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. В ходе наблюдения за детьми установили, что у многих детей младшего дошкольного возраста слабо развита мелкая моторика рук, навыки самообслуживания, культурно- гигиенические навыки. Один из вариантов взаимодействия это создание родителями игр удовлетворяющие познавательный интерес детей раннего возраста и стимулирующие самостоятельную деятельность. И гры и игрушки должны привлека ть ребенка не только своей яркостью, но и содержанием. В нашем случае это было дидактическое панно. Для создания дидактических панно были привлечены родители, чьи дети посещают группу раннего возраста. Предварительно для родителей было проведено родительское собрание с мастер- классом по использованию дидактического панно, как в индивидуальной, так и подгрупповой форме. Многофункциональные дидактические панно предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми. Это универсальное средство, которое помогает решать интегрировано задачи из разных образовательных областей. Панно способствует развитию познавательных процессов( мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения) . На панно расположено множество интерактивных предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование поверхностей, создавая опыт тактильных ощущений. Развивает мелкую моторику рук, цветовосприятие, улучшает эмоциональное состояние. С его помощью можно ставить и решать различные цели и задачи. Знакомить, закреплять - цвет, размер. Развивать моторику. Учить ребенка заст егивать пуговки, молнии липучки. Дидакти ческое панно можно использовать: - в игровой деятельности детей раннего возраста – предметно- игрового манипулирование; - в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов. Дидактическое панно помогает использовать различные варианты игровых заданий и упражнений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Оно имеет привлекательный вид и вызывает интерес многократной игры с ними. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Всей своей работой мы педагоги доказыва ем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно- образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.