a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека игр малой подвижности

Автор: Мазаник Татьяна Николаевна Опубликовано: 2025-10-29 10:54:36

Игры малой подвижности для детей с 4 до 7 лет

Малоподвижные игры используются как самостоятельная форма работы по физическому

воспитанию.

Цель:

- снизить физическую нагрузку, то есть постепенный переход от возбужденного

состояния к более спокойному;

- снятие общего утомления, моторной напряженности мышц рук, ног;

- развитие внимательности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты;

- создание хорошего настроения;

- воспитание интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

Спецификой данного вида игр являются:

- способ организации детей (круг, шеренга и др.);

- темп в котором она проводится.

Игра "Слушай сигнал"

Задачи:

- формировать умение быстро реагировать на сигнал;

- развивать быстроту реакции;

- воспитывать наблюдательность;

- формировать способность быстро и точно перестраивать свои действия с требованиями

быстро меняющейся обстановки.

Описание игры.

дети стоят в колонну по одному, по команде воспитателя идут вокруг зала (площадки).

затем взрослый внезапно дает условный сигнал (хлопком или свистком). 2 раза звучит

сигнал - дети останавливаются, 3 раза - приседают на месте, 1 раз - продолжают

движение. Кто ошибается-в стает в конец колоны.

Игра "Волшебное зеркало"

Задачи:

- формировать умение выполнять действие в соответствии со словами;

- развивать речь, координацию движений;

- воспитывать желание выполнять движения в точности, как водящий.

Описание игры.

Дети стоят в кругу, Водящий показывает движения и говорит: "Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!"

Водящий говорит, например, "Я заплетаю косу" и имитирует соответствующие

движения.

Игра "Что происходит в природе?"

Задачи:

- формировать умение бросать и ловить мяч;

- активизировать в речи глаголы, существительные;

- воспитывать интерес к малоподвижным играм

- развивать звуковую культуру речи и диалогическую речь.

Описание игры.

Воспитатель бросает мяч ребенку, задает ему вопрос, например, "Что делают солнечные

лучи весной?". Ребенок должен полным предложением дать ответ взрослому.

Игры малой подвижности можно проводить в помещении, на улице, со всей группой или

подгруппой детей, Могут быть использованы как физкультминутка между занятиями и

на физкультурном занятии.

«Снежинка и капелька»

Задачи: развитие произвольности и концентрации внимания.

Ход игры: играющие встают напротив ведущего, который всем объясняет

правила. Если он дает команду «Снежинки!», то участники должны

подпрыгнуть, раскинув руки в стороны и расставив ноги на ширину плеч.

Если звучит команда «Капельки!», то участникам нужно стоять, подняв руки

над головой, сцепив их вкруг. Ведущий тоже выполняет движения. Но

периодически он путает участников, показывая движения, соответствующие

другой команде. Задача играющих заключается в том, чтобы четко

выполнять движения, соответствующие прозвучавшей команде, а не те,

которые показывает ведущий.

«Мячик — воздушный шарик»

Игра проводится по тем же правилам, что и предыдущая, только

выполняются другие движения. Если звучит команда «Мячик!», играющие

должны присесть, руки на поясе, ноги вместе. Если звучит

команда «Воздушный шарик!», то нужно подпрыгнуть, руки вверх, ноги

вместе.

По аналогии можно придумать много таких игр, потому что играть много раз

в одну и ту же надоедает. Предлагайте новые вариации с другими

интересными движениями. Например, гора — равнина, боксер — пловец,

лягушка — птица и т. д. Цель играющих — реагировать на слова ведущего, а

не на его движения, так как его задача — запутать играющих.

«Найди предмет»

Задачи: развитие восприятия, произвольного внимания.

Ход игры: взрослый описывает свойства предмета, находящегося в

комнате. Например, «легкий, квадратный, полотняный». Ребенок находит

этот предмет (платок).

«Кричалки – шепталки - молчалки»

Задачи: развитие наблюдательности, умение действовать по правилу,

волевой регуляции

Ход игры: из разноцветного картона делается три силуэта ладони:

красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную

ладонь – это «кричалка» - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая

ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на

сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или

лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Четыре стихии»

Задачи: развивать внимание, связанное с координацией слухового и

двигательного анализаторов.

Ход игры: играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что,

если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если

слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх,

слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых

суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

«Запретный номер»

Задача: развивать внимание

Ход игры: играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя

произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши.

Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок

скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок

молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть». И т. д.

«Карлики и великаны»

Задача: развивать активное внимание.

Ход игры: дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет

предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети

становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то

очень маленькое (например, иголка, мышка, то дети садятся на корточки.

Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в

силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо

выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. и так до тех пор,

пока не останутся 2-3 человека. Аналогично можно играть в игру “Летает – не

летает”.

«Слушай хлопки!»

Задача: развивать внимание.

Ход игры: играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Северный и южный ветер»

Задачи: совершенствование пространственного восприятия, внимания, зрительно-моторной координации.

Ход игры: из игроков выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают

синюю ленту – это северный ветер, другому красную – это южный ветер.

Остальные дети бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить

как можно больше детей, дотронувшись до них рукой. Замороженные

принимают какую-либо позу (руки в стороны, вверх, на поясе, стоят на

одной ноге и т. п.). Южный ветер стремится разморозить детей, так же

дотрагиваясь рукой и говоря: «Свободен!». Через 2-3 мин. Назначают новых

водящих, и игра повторяется.

«Крокодил»

Задачи: тренировка концентрации и быстроты переключения внимания.

Ход игры: играющие садятся вкруг. Каждому участнику присваивается

название животного и движение, с помощью которого он будет изображать

это животное. Игра проводится без слов, только с помощью движений.

Прежде чем начать игру, все участники несколько раз по очереди называют

животное, которое будут изображать, и показывают соответствующее

движение.

Ведущий обычно назначается слоном. Он начинает игру, показывая

движения слона и какого-нибудь другого животного из числа выбранных

участниками. Тот, кого показали, быстро делает свое движение и движение

любого другого игрока и т. д. Нельзя показывать того, кто только что показал

тебя или выбывшего игрока. Выбывает из игры тот, кто ошибся. Игра

проводится в быстром темпе.

Примеры движений, изображающие животных: слон — левую руку вытянуть

вперед от носа, показывая хобот слона, правой рукой обхватить левую и

взяться за нос; крокодил — две руки вытянуть вперед ладонями друг к другу

и двигать ими, как щелкает пасть крокодила; жираф — одну руку поднять

вверх, изображая длинную шею жирафа, ладонь загнуть, как будто это его

голова; змея — делать рукой волнообразные движения вперед, как будто

ползет змея; бегемот — руки сцепить вкруг перед собой и движением

показать большой живот бегемота. В зависимости от количества играющих и

их фантазии придумываются и другие способы изображения животных.

«Формула 2».

Из подручных средств делаются две полосы препятствий, которые ребята

должны преодолеть задом наперед. Если участник задевает какое-то

препятствие, то возвращается в начало трассы и пробует снова.

«Магнитик»

Задачи: совершенствование слухового и пространственного восприятия,

произвольного внимания, зрительно-моторной координации.

Ход игры: детям объясняют свойства магнита, показывают, как он

притягивает к себе металлические предметы, например, болтики. По сигналу

педагога: «Все болтики» дети произвольно перемещаются по залу. По

команде ведущего, назвавшего имя одного из участников игры: «Петя –

магнит», названный ребенок останавливается, а остальные

дети «притягиваются» к нему, как к магниту, - подбегают и

прижимаются (нельзя хватать друг друга за одежду и толкаться). После

этого отмечают самых внимательных детей, и игра продолжается до тех

пор, пока все дети побывают в роли магнита.

«Канон для малышей»

Задача: развивать волевое внимание.

Ход игры: играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие

движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и

«Птица без гнезда»

Задачи: развитие внимания, пространственного восприятия.

Ход игры: играющие делятся на пары и встают в большой круг на

некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит первым, т. е.

ближе к кругу, - «гнездо», второй за ним – «птица». «Птица» кладет руки на

плечи своему напарнику и слушает внимательно команды. В центре круга

чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: «Раз, два, три…».

После этого птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По

сигналу водящего «По домам!» каждая птица стремится занять свой домгнездо, т. е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи.

Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд. Если ему это

удается, то птица, оставшаяся без гнезда, становится водящим. При

повторении игры меняются ролями.

 

Оставить комментарий: