ИОМ одаренного ребенка
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка
(художественно-эстетическое развитие)
Подготовила воспитатель
Мазаник Татьяна Николаевна
«Детская художественная одарённость – не прерогатива редких гениев,
а весьма распространённое явление, практически всегда возникающее
в благоприятной среде обучения и воспитания».
Мелик – Пашаев А, Нолявская З.
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности. Проблема индивидуально – дифференцированного обучения детей с особенностями развития не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса, содержания, методов и форм обучения. Используемые методы и приемы опираются на положения «Концепции дошкольного воспитания», которая выдвигает на первый план личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом. Самым благоприятным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для развития творческого потенциала ребенка.
- Обогащение предметно-развивающей среды с целью развития творческого потенциала.
- Формирование осознанного интереса к художественной культуре.
- Развитие творчества, речи, образного мышления, художественных способностей.
Педагогическая диагностика, которая проводилась в сентябре по всем пяти образовательным областям ООП показала, что у одной из воспитанниц средней группы Виктории П.. ярко выражены творческие способности. Она любит рисовать, разукрашивать, лепить, заниматься аппликацией. Воспроизводит рисунки не только по шаблону, но и придумывает всегда что-то своѐ особое, неповторимое. Еѐ работы всегда отличаются аккуратностью, креативностью. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно- следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником.
Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Викторией был составлен индивидуальный образовательный маршрут.
Исходя из этого, я определила цели и задачи программы индивидуального развития Виктории на учебный год.
Цель: создать условие для развития творческих способностей.
Задачи:
1.Развивать способности ребенка в области художественного творчества.
2.Повышение самооценки, уверенности в своих силах.
3.Совершенствование художественных навыков
- Развивать интерес к нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития
5.Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
- Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
- Совершенствование художественных навыков через взаимодействие с социальными партнѐрами
Методы и приемы реализация индивидуального маршрута:
1.Игровые: игры и упражнения на развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
2.Практические: задания, с применением нетрадиционных техник изображения (в рисовании, лепке, аппликации).
3.Словесные: беседы с ребенком о жанрах, видах изобразительного искусства.
- Технология сотрудничества с педагогом, со сверстником.
- На занятиях используется метод творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности.
Ожидаемый результат: Повышение творческих способности, желания к самостоятельной работе, использования различных техник рисования, лепки, аппликации; закрепление навыков правильного держания кисти и правильной работы с клеем; повышение познавательного интереса к рисованию, лепки, аппликации; активизация мыслительной деятельности ребенка.
Форма работы с родителями: консультации, практикум, беседы.
Форма работы: цикл индивидуальных занятий по развитию познавательных, творческих способностей, работа с родителями, оформление индивидуального портфолио.
Срок реализации: 2023-2024 год
Индивидуальный образовательный маршрут.
|
Месяц |
|
Название темы мероприятия |
Задачи развивающей работы |
|
Октябрь |
1 |
«Любимая игрушка» |
Помочь выбрать предмет рисования, используя наводящие вопросы ( что тебе больше нравится рисовать?); развивать природные задатки; поддерживать интерес к рисованию |
|
2 |
«Путешествие по радуге » |
Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами |
|
|
3 |
В осеннем парке Тиснение |
Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж осени (без листьев). |
|
|
4 |
Осень на опушке краски разводила. Печать листьев |
Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. |
|
|
Ноябрь |
1 |
«Яблонька» |
Познакомить с новым видом обработки бумаги – квиллингом. Учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль». |
|
2 |
«Что за чудо эти сказки» |
Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на листе. |
|
|
3 |
«Первый снег» Монотипия. Рисование пальчиками. |
Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипия, Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. |
|
|
4 |
«Натюрморт» |
Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, рисование натюрмортов из овощей и фруктов, из предметов быта, рисование отдельных овощей и фруктов, предметов быта. |
|
|
Декабрь |
1 |
Шишки на ветке Тычок жесткой сухой кистью |
Совершенствовать технику рисования «тычком». Учить рисовать заснеженную ветвь ели с шишками. Воспитывать терпеливость |
|
2 |
Снежная семья. Оттиск смятой бумагой |
Совершенствовать технику рисования «оттиск смятой бумагой». Учить передавать особенности героев рисунка. |
|
|
|
3 |
«Божья коровка» |
Продолжать учить составлять из отдельных частей единое целое. Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Учить скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу. |
|
4 |
«Снежинки» (декоративные). Различные |
Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции. |
|
|
|
|
|
|
|
Январь |
1 |
Зимняя сказка «Дерево в инее» |
Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изображать «голое» дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. |
|
2 |
Я в волшебном еловом лесу. Чёрно- белый граттаж, печать поролоном по трафарету. |
Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (чёрно – белый граттаж, печать поролоном по трафарету). Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. |
|
|
3 |
гриб «Мухомор» |
Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль». Учить разрезать бумагу не доходя до края 0,5 см. |
|
|
4 |
Медвежонок Рисование цветным клейстером |
Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. |
|
|
Февраль |
1 |
«Дед и баба вылепили Снегурочку» |
Учить изображать эпизод из знакомой сказки, придавать выразительность образу Снегурочки через подбор красок |
|
2 |
«Поёт зима, аукает!» |
Учить с помощью выбранных детьми материалов и техник передавать сказочную картину зимы, отражая характерные её особенности ,закреплять умение рисовать человека в движении, воспитывать любовь к природе |
|
|
|
3 |
«Волшебные узоры» |
Учить создавать сказочные узоры с помощью гуаши, путём смешивания красок разных цветов, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость |
|
4 |
«Виноград» |
Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закреплять умение детей складывать полоску пополам и разрезать на 2 одинаковые части. |
|
|
Март |
1 |
«Дворец снежной Королевы » |
развивать чувство цвета и ритма. Воспитательная: вызывать положительный отклик, желание помочь сказочному персонажу. |
|
2 |
«Подарок маме» |
Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техник. Развивать чувство композиции и ритма. |
|
|
3 |
«Мимоза» |
Продолжать учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закрепить умение детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. |
|
|
4 |
Открытка для друга Печать по трафарету, рисование пальчиками |
Совершенствовать умения детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма. |
|
|
Апрель |
1 |
«Пингвины» |
Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, предавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. |
|
2 |
Укрась вазу для цветов. Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ». |
Закреплять умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику « старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. |
|
|
3 |
«Букет цветов» |
Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному. |
|
|
|
4 |
«Ромашка» |
Познакомить детей с новым элементом (формой) квиллинга – капелька. |
|
Май |
1 |
«Жар – птица» |
Учить рисовать сказочную птицу с помощью ладони и гуаши. Закреплять умение пользоваться гуашью, кистью, салфеткой. Развивать моторику рук, образное мышление, аккуратность, внимание. Обогащать словарь словами, обозначающими оттенки красного цвета. Воспитывать творчество, радость игр с красками, чувство красоты, |
|
2 |
«Звездное небо» |
Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных Техник |
|
|
3 |
«Верба» |
Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и «капелька». |
|
|
|
4 |
«Разноцветные бабочки » |
Закрепить технику монотипии, умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. |
|
|
Свободное рисование. Выставка работ. |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество. |
Достижения ребёнка:
-ребёнок проявляет самостоятельность, инициативу, индивидуальность в процессе деятельности; имеет творческие увлечения;
-проявляет эстетические чувства, откликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве;
-экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения;
демонстрирует высокую техническую грамотность; планирует деятельность, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность и организованность; рабочее место, проявляет аккуратность и организованность;
-адекватно оценивает собственные работы в процессе выполнения коллективных работ. Охотно и плодотворно сотрудничает с другими детьми.
Рекомендации:
родителям рекомендуется записать ребенка в художественную школу для дальнейшего развития художественных способностей ребенка.