Квест - игра «Секрет волшебных слов» по теме «Речевой этикет»
Документы для скачивания
Цель: формировать основы культуры речевого этикета, культуры Словарная работа: квест, вежливость, комплимент
Лексическая работа: поговорка «Добрые слова не лень говорить нам каждый день».
общения; развивать логическое общение, коммуникативные навыки, умение вступать в диалог с взрослым, способствовать речевому общению; развивать навыки сотрудничества, взаимодействия в коллективе, внимание, воображение.
Словарная работа: квест, вежливость, комплимент
Лексическая работа: поговорка «Добрые слова не лень говорить нам каждый день».
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Если в гости ты пришел…»
Ход занятия.
Сегодня мы с вами поиграем в интересную игру, которая называется квест. Что такое квест? Это игра приключение, во время которой нужно выполнить задания и преодолеть препятствия. И всё это мы делаем вместе и помогаем друг другу. А в конце игры, когда все задания выполним, нас ждет приз
Ну, что поиграем в квест? Наш квест называется «Секрет волшебных слов».
Каждый день мы разговариваем с многими людьми на улице, в детском саду, во дворе. Мы произносим много слов. Есть слова обычные, а есть слова волшебные. Давайте, сегодня создадим цветок из волшебных слов. И назовем его цветок Вежливости. Что такое вежливость? (Это умение вести себя так, чтобы с тобой было приятно общаться).
Мы отправимся в путешествие по группе, задания мы будем находить по карте – схеме, мы будем идти по номерам, от номера к номеру по стрелочкам и выполнять задания и будем собирать лепестки – волшебные слова, а также будем получать подсказки, которые приведут нас к следующему слову лепестку. (Детям даю карту – схему, они рассматривают и находят цифру 1)
Подсказка: здесь находится серединка цветка. (Дети ищут).
Серединка цветка – это первое волшебное слово «Имя». Называть друг друга по имени это тоже волшебство вежливости.
Д/и «Улыбнись и имя соседа назови ».(Игра с мячом)
Смотрим в карту и по стрелочки идем к цифре 2.
Находим лепесток и разгадаем подсказку,
Отгадайте загадку:
«Встретил зайку ёж сосед
Говорит ему:….(Привет).
А его сосед ушастый
Отвечает: ежик… (Здравствуй).
Дает первый лепесток с волшебным словом «Здравствуй». (дети прикрепляют его к серединке. Когда мы произносим это слово? Что оно означает? (Пожелание здоровья). Какие ещё вы знаете слова приветствия? (Привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер).
Смотрим в карту и идем по стрелке к цифре 3.
Находят лепесток
Отгадайте загадку:
«Трясогузка с бережка уронила червяка
И за угощенье рыба ей побулькала…. (Спасибо).
2-ой лепесток «Спасибо», присоединяем его к серединке Это слово означает «Спаси, Бог», так говорят собеседнику в знак уважения, желают, чтобы у него всё было хорошо! Благодарим за помощь. Идем по карте дальше, находим следующий лепесток
Отгадайте загадку:
«Неуклюжий пёсик Костик мышке наступил на хвостик
Поругались бы они, но сказал он: … (Извини), прикрепляем к лепестку.
Это слово означает «сними с меня вину», «прости», не держи обиды», «не вини меня». Когда вы, говорите такие слова? (Ответы детей)
Речевая игра «Добрые дела»
Ведущий: Готовы добрые дела делать вы для всех всегда? Если согласны со мной говорите: «Да» и хлопните в ладоши, если поступок плохой - говорите: «Нет» и топните ногой.
- Будем старших уважать? – Да!
- Будем дерево ломать? – Нет!
- Будем маме помогать? – Да!
- Брата будем обижать? – Нет!
- Позаботимся о друге? – Да!
- А цветы польем на клумбе? – Да!
- Обижать мы будем кошку? – Нет!
- Птицам мы насыплем крошки? – Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет громко? – Да!
Смотрим к карту и идем в направлении стрелочки, находит лепесток и отгадываем загадку.
«Говорит лиса Матрёна:
«Отдай, мне сыр, ворона
Сыр большой, а ты мала.
Всем скажу, что не дала.
Ты, лиса, не жалуйся, а скажи ….(Пожалуйста)», крепим к серединке
Когда мы говорим это слово? (Ответы детей)
Что оно означает? (будь милостив, будь ко мне добрый).
Какие ещё есть слова просьбы? (разрешите, будьте добры, будьте любезны).
Д/ и «Пожалуйста».
Выполняем движение только тогда, когда я скажу, пожалуйста. Когда я не говорю, пожалуйста, качаем головой.
Поставьте руки на пояс, пожалуйста
Поднимите руки.
Поднимите руки, пожалуйста.
Потопайте.
Похлопайте, пожалуйста.
Покружитесь.
Тихо сядьте, пожалуйста.
Смотрим на карту и идем в направлении стрелочки к цифре 6, находит лепесток и отгадываем загадку.
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья! )
Какие мы еще можем сказать слова на прощанье? (Ответы детей)
Посмотрите, дети. Какой красивый и разноцветный у нас получился цветок Вежливости.
Почему он такой красивый и разноцветный? (Потому, что он состоит из волшебных слов).
Чтение стихотворения «Если в гости ты пришел…».
«Если в гости ты пришел – это очень хорошо,
Только прежде чем идти, научись себя вести.
Не шуметь и не кричать, и игрушки не ломать
Не капризничать, не драться,
А играть и улыбаться.
Если сели вы за стол не стучи ногой об пол.
Аккуратен будь везде, но особенно в еде.
Всем «спасибо» говорить
Никогда не забывай и хозяев уважай.
Вечер поздний настает.
Всех гостей домой зовет.
Попрощаться не забудь.
До свидания, в добрый путь!»
Упражнение «Круг вежливых слов».
У кого в руках мячик, тот говорит волшебное слово
Давайте, возьмемся за руки и сажем вместе: «Добрые слова не лень говорить нам целый день».
А сейчас будем с вами мы играть и картинкивыбирать.
Игра «Хорошо – плохо»
(Детям предлагается на коврике распределить сюжетные картинки: в
красный обруч - плохие поступки, в зеленый обруч – хорошие поступки и своё мнение обосновать)
Так пусть только добрые и хорошие слова всегда звучат в вашей речи и помогают вам в жизни.
Вот и закончился наш квест. Вы справились со всеми заданиями. Давайте, поблагодарим всех, кто смотрел наше путешествие. А вы, ребята, получите ваш приз!
Рефлексия
Цель: формировать основы культуры речевого этикета, культуры Словарная работа: квест, вежливость, комплимент
Лексическая работа: поговорка «Добрые слова не лень говорить нам каждый день».
общения; развивать логическое общение, коммуникативные навыки, умение вступать в диалог с взрослым, способствовать речевому общению; развивать навыки сотрудничества, взаимодействия в коллективе, внимание, воображение.
Словарная работа: квест, вежливость, комплимент
Лексическая работа: поговорка «Добрые слова не лень говорить нам каждый день».
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Если в гости ты пришел…»
Ход занятия.
Сегодня мы с вами поиграем в интересную игру, которая называется квест. Что такое квест? Это игра приключение, во время которой нужно выполнить задания и преодолеть препятствия. И всё это мы делаем вместе и помогаем друг другу. А в конце игры, когда все задания выполним, нас ждет приз
Ну, что поиграем в квест? Наш квест называется «Секрет волшебных слов».
Каждый день мы разговариваем с многими людьми на улице, в детском саду, во дворе. Мы произносим много слов. Есть слова обычные, а есть слова волшебные. Давайте, сегодня создадим цветок из волшебных слов. И назовем его цветок Вежливости. Что такое вежливость? (Это умение вести себя так, чтобы с тобой было приятно общаться).
Мы отправимся в путешествие по группе, задания мы будем находить по карте – схеме, мы будем идти по номерам, от номера к номеру по стрелочкам и выполнять задания и будем собирать лепестки – волшебные слова, а также будем получать подсказки, которые приведут нас к следующему слову лепестку. (Детям даю карту – схему, они рассматривают и находят цифру 1)
Подсказка: здесь находится серединка цветка. (Дети ищут).
Серединка цветка – это первое волшебное слово «Имя». Называть друг друга по имени это тоже волшебство вежливости.
Д/и «Улыбнись и имя соседа назови ».(Игра с мячом)
Смотрим в карту и по стрелочки идем к цифре 2.
Находим лепесток и разгадаем подсказку,
Отгадайте загадку:
«Встретил зайку ёж сосед
Говорит ему:….(Привет).
А его сосед ушастый
Отвечает: ежик… (Здравствуй).
Дает первый лепесток с волшебным словом «Здравствуй». (дети прикрепляют его к серединке. Когда мы произносим это слово? Что оно означает? (Пожелание здоровья). Какие ещё вы знаете слова приветствия? (Привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер).
Смотрим в карту и идем по стрелке к цифре 3.
Находят лепесток
Отгадайте загадку:
«Трясогузка с бережка уронила червяка
И за угощенье рыба ей побулькала…. (Спасибо).
2-ой лепесток «Спасибо», присоединяем его к серединке Это слово означает «Спаси, Бог», так говорят собеседнику в знак уважения, желают, чтобы у него всё было хорошо! Благодарим за помощь. Идем по карте дальше, находим следующий лепесток
Отгадайте загадку:
«Неуклюжий пёсик Костик мышке наступил на хвостик
Поругались бы они, но сказал он: … (Извини), прикрепляем к лепестку.
Это слово означает «сними с меня вину», «прости», не держи обиды», «не вини меня». Когда вы, говорите такие слова? (Ответы детей)
Речевая игра «Добрые дела»
Ведущий: Готовы добрые дела делать вы для всех всегда? Если согласны со мной говорите: «Да» и хлопните в ладоши, если поступок плохой - говорите: «Нет» и топните ногой.
- Будем старших уважать? – Да!
- Будем дерево ломать? – Нет!
- Будем маме помогать? – Да!
- Брата будем обижать? – Нет!
- Позаботимся о друге? – Да!
- А цветы польем на клумбе? – Да!
- Обижать мы будем кошку? – Нет!
- Птицам мы насыплем крошки? – Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет громко? – Да!
Смотрим к карту и идем в направлении стрелочки, находит лепесток и отгадываем загадку.
«Говорит лиса Матрёна:
«Отдай, мне сыр, ворона
Сыр большой, а ты мала.
Всем скажу, что не дала.
Ты, лиса, не жалуйся, а скажи ….(Пожалуйста)», крепим к серединке
Когда мы говорим это слово? (Ответы детей)
Что оно означает? (будь милостив, будь ко мне добрый).
Какие ещё есть слова просьбы? (разрешите, будьте добры, будьте любезны).
Д/ и «Пожалуйста».
Выполняем движение только тогда, когда я скажу, пожалуйста. Когда я не говорю, пожалуйста, качаем головой.
Поставьте руки на пояс, пожалуйста
Поднимите руки.
Поднимите руки, пожалуйста.
Потопайте.
Похлопайте, пожалуйста.
Покружитесь.
Тихо сядьте, пожалуйста.
Смотрим на карту и идем в направлении стрелочки к цифре 6, находит лепесток и отгадываем загадку.
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья! )
Какие мы еще можем сказать слова на прощанье? (Ответы детей)
Посмотрите, дети. Какой красивый и разноцветный у нас получился цветок Вежливости.
Почему он такой красивый и разноцветный? (Потому, что он состоит из волшебных слов).
Чтение стихотворения «Если в гости ты пришел…».
«Если в гости ты пришел – это очень хорошо,
Только прежде чем идти, научись себя вести.
Не шуметь и не кричать, и игрушки не ломать
Не капризничать, не драться,
А играть и улыбаться.
Если сели вы за стол не стучи ногой об пол.
Аккуратен будь везде, но особенно в еде.
Всем «спасибо» говорить
Никогда не забывай и хозяев уважай.
Вечер поздний настает.
Всех гостей домой зовет.
Попрощаться не забудь.
До свидания, в добрый путь!»
Упражнение «Круг вежливых слов».
У кого в руках мячик, тот говорит волшебное слово
Давайте, возьмемся за руки и сажем вместе: «Добрые слова не лень говорить нам целый день».
А сейчас будем с вами мы играть и картинкивыбирать.
Игра «Хорошо – плохо»
(Детям предлагается на коврике распределить сюжетные картинки: в
красный обруч - плохие поступки, в зеленый обруч – хорошие поступки и своё мнение обосновать)
Так пусть только добрые и хорошие слова всегда звучат в вашей речи и помогают вам в жизни.
Вот и закончился наш квест. Вы справились со всеми заданиями. Давайте, поблагодарим всех, кто смотрел наше путешествие. А вы, ребята, получите ваш приз!
Рефлексия