a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Индивидуальный подход к детям в процессе игровой деятельности

Автор: Белова Светлана Павловна Опубликовано: 2025-11-11 11:54:55

МДОАУ «Детский сад № 6» Консультация для педагогов « Индивидуальный подход к детям в процессе игровой деятельности» Подготовила инструктор по ФК – Белова С. П. Индивидуальный подход к детям в процессе игровой деятельности. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения и является органической частью педагогического процесса, помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность, отзывчивость. Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель развивает в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело. Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги. С целью сохранения эмоциональной безопасности педагоги должны создавать для детей следующие условия: дети максимально свободны в выборе дистанции и позиции обучения; при нежелании участвовать в игре дети сами могут выбрать себе любое занятие; причиной запрета может стать только опасность данного занятия для ребенка и для окружающих; советы ребенку предлагаются только в альтернативной форме, чтобы оставалась возможность выбора; активно используются приемы подкрепления и поощрения инициати вы ребенка; в группе создается атмосфера тепла, уюта и психологического комфорта; выявляются интересы и привязанности детей к различным видам дея тельности( чем любят заниматься дома, любимые игрушки, книги и т. д. ) ; устанавливается телесный контакт педагогов с каждым ребенком, что способствует более доверительным отношениям( обнять, погладить, пожать руки и т. д. ) ; воспитательная работа ведется с учетом индивидуального развития каж дого ребенка; Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка. Если воспитателя волнует развитие детей, успех в обучении каждого ребёнка, то  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в своей работе. Не для кого не секрет, что в игре проявляются и через неё формируются все стороны психической деятельности жизни ребёнка. И через те роли, которые ребёнок выполняет в игре, обогащается его личность. Конечно, трудно переоценить значение игры для нравственного развития ребёнка его уникальности и самоценности. Так как в игре воспитываются такие качества, как коллективизм, честность, скромность, гуманность.   Но при этом очень важно помнить о правильном педагогическом руководстве игрой, так как одну и ту же игру дети воспринимают по- разному. Индивидуальность ребёнка проявляется в самостоятельном развитии им замысла игры, умения организовать игру, подобрать нужные материалы для игры, выразительно выполнять ту или иную роль. Для индивидуального подхода к детям в процессе игры надо выяснить их отношение, интерес.   Хочу поделиться, как мне совместно с воспитанниками удаётся организовать игровую деятельность в воспитательно- образовательном процессе с учётом индивидуальных особенностей.   При проведении подвижных игр с правилами обычно принимают участие все дети, но каждый проявляет себя по- своему. Поэтому считаю, что большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве данных игр.   Например, когда мы совместно играем в подвижную игру «Мы – весёлые ребята», некоторые дети стараются убежать от ловишки раньше сигнала, другие прячутся за спины товарищей, проявляя излишнюю осторожность. Но большая группа детей не боится расположиться ближе к ловишке, выполняет точно действия после сигнала. Во всех случаях дети не хотят попасться в руки ловишки, но одни предпочитают более лёгкие пути, другие же находят удовольствие в том, что бы одержать победу в трудном соревновании.   Мне кажется, что от внимания педагога такие проявления детей не должны ускользнуть и пройти не заметно, так как воспитатель должен поддерживать нерешительных и поощрять смелых ребят.   Но не стоит забывать и о том, что в подвижной игре с правилами проявляются такие стороны психики детей, как устойчивость внимания, степень выдержки, умения подчиняться определённым правилам.   А ещё эти игры включают в себя элементы соревнования на скорость, тем самым помогая заметить медлительность детей, а так же тех, кто всегда стремится быть ведущим. И тех и других непременно надо приучать строго подчиняться правилам игры и соблюдать очерёдность в ведущих ролях.   Индивидуальная особенность детей проявляется и в процессе проведения дидактических игр. Входе проведения таких игр, выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, наблюдательность.   Очень важен индивидуальный подход и при организации сюжетно – ролевых игр, так как они помогают мне выделять в коллективе детей – организаторов. Это развитые и активные дети, они могут выбрать интересный сюжет и развить его в процессе игры. Это своего рода режиссёры игры. При правильном индивидуальном подходе такие воспитанники становятся активом группы, на которых я опираюсь в совместной работе. Ещё сюжетные игры помогают мне вырабатывать у детей умение координировать свои действия с действиями других, приучать считаться с общественным мнением.   Так же считаю, что осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, педагог должен развивать у них скромность, доброжелательность, стремление принести пользу всем.   Очень важен индивидуальный подход к детям и при распределении ролей в игре. Если ребёнку постоянно предоставлять главные роли, то у него могут создаться предпосылки для развития зазнайства, пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а тех, кто ему подчиняется.   Как в этой ситуации поступать педагогу? Безусловно, время от времени желание ребёнка надо удовлетворять, но необходимо давать возможность и другим детям пробовать себя в главной роли. Участие ребёнка в игре надо использовать не только как момент развития, но и как средство воспитания.   Совместные игры с разными видами конструкторов, так же интересны моим воспитанникам. Многие дети любят в них играть, строить различные сооружения, а я с помощью метода наблюдения могу выявить, кто и в какой степени активно и не активно участвует в такой игре. Наблюдение за детьми – это умелое руководство их игрой и она позволяет мне вовлечь всех детей в игру как в творческую созидательную деятельность.   При организации игр в детском коллективе, мы педагоги можем столкнуться с такой категорией детей, как агрессивные дети, которые требуют особого индивидуального подхода при их проведении.   В игре агрессивный ребёнок проявляет меньший интерес к успехам сверстника, а если и проявляет, то отрицательный( вырвать листок, попытаться ударить, не уступить предмет) . Поэтому, главное – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.   И основная задача, которую нужно решить мне, как педагогу, в работе с агрессивными детьми – сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников.   Таким образом, целенаправленный, систематический и индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности создаёт условия: - для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,  - для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,  - для развития умения детей работать в группе сверстников,  - для организации видов детской деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.  

МДОАУ «Детский сад № 6» Консультация для педагогов « Индивидуальный подход к детям в процессе игровой деятельности» Подготовила инструктор по ФК – Белова С. П. Индивидуальный подход к детям в процессе игровой деятельности. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения и является органической частью педагогического процесса, помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность, отзывчивость. Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель развивает в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело. Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги. С целью сохранения эмоциональной безопасности педагоги должны создавать для детей следующие условия: дети максимально свободны в выборе дистанции и позиции обучения; при нежелании участвовать в игре дети сами могут выбрать себе любое занятие; причиной запрета может стать только опасность данного занятия для ребенка и для окружающих; советы ребенку предлагаются только в альтернативной форме, чтобы оставалась возможность выбора; активно используются приемы подкрепления и поощрения инициати вы ребенка; в группе создается атмосфера тепла, уюта и психологического комфорта; выявляются интересы и привязанности детей к различным видам дея тельности( чем любят заниматься дома, любимые игрушки, книги и т. д. ) ; устанавливается телесный контакт педагогов с каждым ребенком, что способствует более доверительным отношениям( обнять, погладить, пожать руки и т. д. ) ; воспитательная работа ведется с учетом индивидуального развития каж дого ребенка; Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка. Если воспитателя волнует развитие детей, успех в обучении каждого ребёнка, то  он обязательно будет осуществлять индивидуальный  и дифференцированный подход в своей работе. Не для кого не секрет, что в игре проявляются и через неё формируются все стороны психической деятельности жизни ребёнка. И через те роли, которые ребёнок выполняет в игре, обогащается его личность. Конечно, трудно переоценить значение игры для нравственного развития ребёнка его уникальности и самоценности. Так как в игре воспитываются такие качества, как коллективизм, честность, скромность, гуманность.   Но при этом очень важно помнить о правильном педагогическом руководстве игрой, так как одну и ту же игру дети воспринимают по- разному. Индивидуальность ребёнка проявляется в самостоятельном развитии им замысла игры, умения организовать игру, подобрать нужные материалы для игры, выразительно выполнять ту или иную роль. Для индивидуального подхода к детям в процессе игры надо выяснить их отношение, интерес.   Хочу поделиться, как мне совместно с воспитанниками удаётся организовать игровую деятельность в воспитательно- образовательном процессе с учётом индивидуальных особенностей.   При проведении подвижных игр с правилами обычно принимают участие все дети, но каждый проявляет себя по- своему. Поэтому считаю, что большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве данных игр.   Например, когда мы совместно играем в подвижную игру «Мы – весёлые ребята», некоторые дети стараются убежать от ловишки раньше сигнала, другие прячутся за спины товарищей, проявляя излишнюю осторожность. Но большая группа детей не боится расположиться ближе к ловишке, выполняет точно действия после сигнала. Во всех случаях дети не хотят попасться в руки ловишки, но одни предпочитают более лёгкие пути, другие же находят удовольствие в том, что бы одержать победу в трудном соревновании.   Мне кажется, что от внимания педагога такие проявления детей не должны ускользнуть и пройти не заметно, так как воспитатель должен поддерживать нерешительных и поощрять смелых ребят.   Но не стоит забывать и о том, что в подвижной игре с правилами проявляются такие стороны психики детей, как устойчивость внимания, степень выдержки, умения подчиняться определённым правилам.   А ещё эти игры включают в себя элементы соревнования на скорость, тем самым помогая заметить медлительность детей, а так же тех, кто всегда стремится быть ведущим. И тех и других непременно надо приучать строго подчиняться правилам игры и соблюдать очерёдность в ведущих ролях.   Индивидуальная особенность детей проявляется и в процессе проведения дидактических игр. Входе проведения таких игр, выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, наблюдательность.   Очень важен индивидуальный подход и при организации сюжетно – ролевых игр, так как они помогают мне выделять в коллективе детей – организаторов. Это развитые и активные дети, они могут выбрать интересный сюжет и развить его в процессе игры. Это своего рода режиссёры игры. При правильном индивидуальном подходе такие воспитанники становятся активом группы, на которых я опираюсь в совместной работе. Ещё сюжетные игры помогают мне вырабатывать у детей умение координировать свои действия с действиями других, приучать считаться с общественным мнением.   Так же считаю, что осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, педагог должен развивать у них скромность, доброжелательность, стремление принести пользу всем.   Очень важен индивидуальный подход к детям и при распределении ролей в игре. Если ребёнку постоянно предоставлять главные роли, то у него могут создаться предпосылки для развития зазнайства, пренебрежительного отношения к товарищам. Он будет принимать в игру не всех, а тех, кто ему подчиняется.   Как в этой ситуации поступать педагогу? Безусловно, время от времени желание ребёнка надо удовлетворять, но необходимо давать возможность и другим детям пробовать себя в главной роли. Участие ребёнка в игре надо использовать не только как момент развития, но и как средство воспитания.   Совместные игры с разными видами конструкторов, так же интересны моим воспитанникам. Многие дети любят в них играть, строить различные сооружения, а я с помощью метода наблюдения могу выявить, кто и в какой степени активно и не активно участвует в такой игре. Наблюдение за детьми – это умелое руководство их игрой и она позволяет мне вовлечь всех детей в игру как в творческую созидательную деятельность.   При организации игр в детском коллективе, мы педагоги можем столкнуться с такой категорией детей, как агрессивные дети, которые требуют особого индивидуального подхода при их проведении.   В игре агрессивный ребёнок проявляет меньший интерес к успехам сверстника, а если и проявляет, то отрицательный( вырвать листок, попытаться ударить, не уступить предмет) . Поэтому, главное – помочь ребёнку увидеть в ровеснике не противника, а интересного и самоценного человека, партнёра по общению и совместной деятельности.   И основная задача, которую нужно решить мне, как педагогу, в работе с агрессивными детьми – сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников.   Таким образом, целенаправленный, систематический и индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности создаёт условия: - для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,  - для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,  - для развития умения детей работать в группе сверстников,  - для организации видов детской деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.  

Оставить комментарий: