a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация: "Приобщение детей к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми через организацию коммуникативной деятельности"

Автор: Бадун Вера Борисовна Опубликовано: 2015-02-25 22:44:41

Введение.

Общение – это условное развитие ребенка, важнейший фактор, формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

С точки зрения психолога М.Л.Лисиной (психолог) под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Общение имеет большое значение для формирования психики человека как личности. Сфера общения - мощный источник, который определяет психическое состояние ребенка, его здоровье.

     Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, от этого зависит его будущий успех в личностном общении.

     Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Наверно, все без исключения родители хотят увидеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми и взрослыми. Чем раньше обращается на это внимание, на эту сторону жизни ребенка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающим огромно, и их нарушение – один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом в развитие личности. В наше современное, технологичное время мы можем выявить, такую проблему, как неумение детей свободно идти на контакт, общаться и взаимодействовать друг с другом. Следовательно, можно с уверенностью отметить, что дети не владеющие, навыками культуры общения хуже других усваивают программный материал, а так же, как показывает опыт - знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместной и коллективной деятельности. Отсутствие умений сотрудничать со сверстниками порождает не успешность ребенка в познавательной деятельности, а следовательно, в результате этого возникают трудности его адаптации в школе.

     В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширение круга общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников.

     Д.В. Эльконин писал, что человек, относящийся к эпохе детства, это человек играющий. Для дошкольника игра - это ведущий вид деятельности. Слово «играть» применительно к ребенку с давних времен означало «жить» и «дружить».

     Бедность и примитивность игры пагубно отражается на становлении личности, а также на коммуникативное развитие детей, потому что общение происходит в основном в совместной игре. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.

 

Анализ программ направленных на развитие коммуникативных навыков детей раннего и дошкольного возраста.

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. В таблице ниже представлены самые, на мой взгляд, действенные и актуальные программы на сегодняшний день.

Название : «Тропинки к своему «Я».

Цели: Развитие социальных умений, коммуникативной гибкости, создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, формирование «позитивного отношения к своему «Я», профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации.

Особенности: Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться. Развивать язык жестов, мимики и пантомимики, научить детей понимать, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Познакомить с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции.

Название: "Шаг за шагом" - Авторы: Педагоги центра международных детских программ" на основе идей Л.С. Выготского, Э. Эриксона и Ж. Пиаже.

Цели: - Умение ставить и решать проблемы

     - Умение проявлять творчество, фантазию

     - Быть самостоятельным и инициативным. Уметь проявить навыки коммуникации в определенных ситуациях.

Особенности: Полноправное участие семьи в жизни ребенка в детском саду. Родители и педагоги рассматриваются как партнеры, постоянно общаются, информируют друг друга о достижениях и проблемах ребенка. На первый план выходят принятие и уважение уже сложившихся отношений ребенка в семье, обеспечение преемственности воспитания "семья - детский сад" за счет участия всех членов семьи во всех аспектах Программы.

Название: «Я - Ты - Мы». Авторы: Князева О.Л., Стеркина Р.Б.

Цели: Социально-эмоциональное развитие ребенка, формирование его эмоциональной сферы,   формирование социальной компетентности.

Особенности: Программа помогает решать комплекс задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.

Название: "Давайте жить дружно!" на основе идей Выготского Л.С.

Цели: Способствовать психологическому и личностному росту ребенка и тем самым помогать ему адаптироваться к условиям дошкольного учреждения.

Особенности: Так как ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, эта программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Данные программы, безусловно, действенны, так как в них большое внимание уделяется развитию у детей навыков общения с помощью разных методов. Свою роль играет и работа по приоритетным направлениям: охрана и укрепление здоровья детей, художественно-эстетическое развитие, коррекция нарушений физического и психического развития и социально-психологическая реабилитация.

Игровые упражнения, игры направленных на развитие навыков общения у дошкольников.

Название: «Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо».

Функции: В них дети должны повторить действия или слова партнера. Подстраиваясь к другому ребенку, повторяя его действия, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих сверстников; правила данных игр заданы таким образом, что для достижения определенной цели, дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого ребенка, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Название: «Комплименты», «Скажи хорошее о друге», «Опиши друга».

Функции: Задача данных игр - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

Название: «Я и мои эмоции»: «Лица».

Функции: На листе бумаги дети рисуют лица с различными выражениями настроения; «Мимическая гимнастика» - дети хмурятся, как осенняя туча, пугаются как заяц, увидевший волка» и т.д.

а также оказание реальной помощи в совместной деятельности (изготовление общих рисунков, поделок, подарков).

Такого рода игровые упражнения, для детей дошкольного возраста по формированию навыков общения со сверстниками часто дают положительные результаты: многим детям легче общаться со сверстниками, понимать чувства других и легче выражать свои. Дети используют в своей речи различные формы приветствия, благодарности, прощания. Они охотно включаются в совместную деятельность.

Игровой комплекс с учетом возрастных особенностей и развития ребенка

Характер и темперамент ребенка устанавливается посредством общения со сверстниками, в семье, привычек, предпочтений. Существует огромное количество игровых комплексов направленных на индивидуальное развитие коммуникативных навыков у определенного типажа ребенка, помогающие малышу раскрепоститься, или, наоборот, вести себя скромнее. Возьмем за пример ребенка замкнутого в себе и испытывающего определенные трудности в общении с окружающими людьми.

 

Комплекс «Замкнутый ребенок», (знает, как общаться, но не умеет).

Такого рода игры, рисунки и упражнения позволят лучше узнать ребенка и приблизить его к сверстникам, путем коллективной игры или совместной беседы.

 

Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игры и игровые упражнения.

     Целью работы является создание условий для успешного приобщения и воспитания у детей значительного уровня культуры общения, что будет являться основой для дальнейшего развития личности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Формировать представления об элементарных моральных нормах и правилах, поддерживать их проявления детьми.

- Способствовать развитию коммуникативных навыков через игры и игровые упражнения.

- Использовать индивидуальный подход к детям с различными особенностями в развитии эмоциональной сферы.

Заключение.

Рационализация использования игр и игровых упражнений в образовательной деятельности педагога.

   По результатам реализации системы работы является развитие у детей следующих интегративных качеств:

Интегративное качество «Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

- Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

- Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

-Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

- Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять.

- Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет.

- Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду.

- В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взрослого, пользуются «вежливыми» словами.

Интегративное качество: «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

- Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника.

-Договариваться с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры.

Для организации работы по данной теме мною была подобрана и изучена методическая литература, на основе которой были разработаны:

- перспективные планы на вторую младшую, среднюю, старшую, подготовительную группы - изготовила картотеку игр и игровых упражнений на развитие коммуникативных навыков общения;

- для родителей и педагогов изготовила наглядно – письменные консультации;

- для воспитателей провела консультацию по теме: «Развитие коммуникативных навыков у детей через игровые приёмы»;

- наглядно- демонстрационный материал «Мирилки»

- картотека «Загадки о вежливых словах».

Игры с детьми старалась подобрать такие , чтобы они способствовали развитию основных умений общаться. Игровые упражнения подбирала по принципу от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Младший возраст: более простые игры и упражнения, например: игры «Колобок», «Ладушки», «Паровозик с именем».                                                

Старший дошкольный возраст: игры и упражнения усложняются, игровые упражнения: «Чудесные пуговицы», «Эхо», «Волшебные очки». Эти игры помогают ребенку почувствовать себя в центре внимания, осознать свою индивидуальность, а также способствуют сближению детей друг с другом.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

"Клеевой ручеёк"

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

"Слепец и поводырь"

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и“поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

"Волшебные водоросли"

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

"Вежливые слова"

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Подарок на всех"

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

"Волшебный букет цветов"

Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель ( показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети. Цветов.

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом , подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

Игры-ситуации.

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

 

"Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся"

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания

Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

"Коврик примирения".

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

 

"Изобрази пословицу"

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

"Разговор через стекло"

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

"Закорючка"

Цель: Развивать уважение в общении. Учитывать интересы других детей.

Воспитатель предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.

"Пресс-конференция".

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”,“Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

"Пойми меня"

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

"Без маски"

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем. Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это…”;

“ Особенно мне не нравится, когда…”;

“Однажды меня очень напугало то, что…”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я.

 

Информационный уголок для родителей с рекомендациями, заданиями на повышение уровня общения вне образовательного учреждения.

Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Тесный контакт психолога, дефектолога с родителями позволяют правильно оказать действенную помощь родителям. Педагоги помогают правильно понимать и оценивать возможности детей, при необходимости специально обучают тому, как следует заниматься со своим ребенком. Коммуникативные навыки ребенка напрямую зависят от поведения его родителей, поэтому следует учитывать некоторые аспекты.

Прежде всего, проследите, чтобы ребенок не был изолирован от своих сверстников. Особого внимания требует ранее развитие ребенка. Уже с годика его можно водить в детский клуб или школу раннего развития. Такие занятия ориентированы на малышей до 3 лет. Посещается школа в компании кого-нибудь из родителей, поэтому ребенок будет постепенно привыкать к присутствию других взрослых. Кроме того, в игровой форме приобретать навыки общения.

Но главным залогом успешного развития детской коммуникабельности является уверенность ребенка в себе. Не бойтесь воспитать ”нарцисса”. Просто ваш малыш должен знать, что он умный, любимый и красивый. Тогда он не будет бояться улыбнуться прохожему или подойти поговорить с незнакомым сверстником. Именно самооценка является корнем большинства наших страхов.

А еще всегда интересуйтесь мнением малыша по тому или иному вопросу. Он должен чувствовать, что интересен вам. Для развития тактики общения и лидерских способностей чаще приглашайте в гости знакомых деток.

Многие родители задаются вопросом, а нужна ли вообще коммуникабельность ребенку? Ведь если у малыша ”некоммуникабельный” тип личности, стоит ли разрушать его стереотипы? Возможно, именно так он чувствует себя наиболее комфортно. К тому же не все дети могут быть открытыми к общению одинаково максимально. Это заблуждение. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно. Задача родителей - научить своё чадо черпать информацию любыми способами, поэтому учите ребенка общению очень важно.

Анализ родительских директив, оценки и установки от Широковой Г.А (на основе классификации Н.Л.Кряжевой).

Негативные установки

- Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить!

Последствия.

Замкнутость, отчужденность, конформность, безынициативность, угодливость, льстивость, стереотипизация поведения.

Позитивные установки.

- Будь собой, и тогда у тебя будет много друзей!

Негативные установки

-Горе ты мое!

Последствия.

Заниженная самооценка, чувство вины, конфликтные взаимоотношения с родителями и окружающими, отчуждение, аутоагрессия.

Позитивные установки:

- Радость ты моя!

Негативные установки:

- Нытик! Плакса!

Последствия:

Эмоциональная ригидность, внутренняя озлобленность, чрезмерная восприимчивость, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, неуверенность в своих силах, безынициативность.

Позитивные установки:

- Поплачь, станет легче.

Негативные установки:

- Ну что за ребенок! Все готов раздать!

Последствия:

Накопительство, жадность, эгоизм, заниженная самооценка.

Позитивные установки:

- Молодец, что делишься с друзьями!

Негативные установки:

- Не твоего ума дело!

Последствия:

Робость, отчужденность и конфликты в общении с родителями, эмоциональная отгороженность, замкнутость, задержка психического развития, нарушение самосознания и идентификации.

Позитивные установки:

- А ты как думаешь?

Негативные установки:

- Одевайся теплее, замерзнешь и заболеешь!

Последствия:

Тревожность, страхи, мнительность.

Позитивные установки:

- Закаляйся, будь здоров!

Негативные установки:

- Ты -- копия своего папочки (мамочки)!

Последствия:

Неадекватная самооценка, упрямство, агрессия, противоречивость, трудности в общении с родителями

Позитивные установки:

- Папа у нас замечательный!

Негативные установки:

- Неумейка! Откуда у тебя только руки растут!

Последствия:

Страхи, заниженная самооценка, неуверенность, конформность, низкая мотивация к активности.

Позитивные установки:

- Тебе надо попробовать еще раз, и все обязательно получится!

Негативные установки:

- Не кричи так! Оглохнешь!

Последствия:

Повышенное психоэмоциональное напряжение, завуалированная агрессия, конфликтность.

Позитивные установки:

- А давай пошепчемся на ушко...

Негативные установки:

- Противная девчонка! Все они вредные и капризные! (для мальчиков).

- Негодник! Все мальчишки драчуны и хулиганы! (для девочек).

Последствия:

Осложнения межполового общения, нарушения психосексуального развития.

Позитивные установки:

- Все люди равны между собой, но как они не похожи, и это замечательно!

Негативная установка:

- Ты просто грязнуля и замарашка!

Последствия:

Страхи, небрежность по отношению к себе и своему внешнему виду, неразборчивость в межличностных отношениях.

Позитивные установки:

- Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и опрятен!

Негативные установки:

- Ты плохой -- обижаешь маму! Вот уйду от тебя к другому (другой)!

Последствия:

Отчуждение, тревожность, страхи, чувство одиночества, нарушения сна.

Позитивные установки:

- Ты самый любимый, и я тебя никогда не брошу!

Негативные установки:

- Жизнь такая трудная... Вырастешь -- тогда поймешь!

Последствия:

Безволие, трусость, подозрительность, пессимизм, неумение преодолевать самые незначительные препятствия

Позитивные установки:

- Все будет хорошо, ведь жизнь так прекрасна!

Негативные установки:

- Уйди с глаз моих, не маячь, пойди займись чем-нибудь!

Последствия:

Озлобленность, скрытность, отчужденность.

Позитивные установки:

- Давай разберемся вместе, иди ко мне!

Негативные установки:

- Не ешь много сладкого, а то растолстеешь и тебя никто любить не будет!

Последствия:

Нарушение образа «Я», комплекс неполноценности, неуверенность, застенчивость, нарушения взаимоотношений, подозрительность, мнительность.

Позитивные установки:

- Кушай на здоровье!

Негативные установки:

В этом мире можно надеяться только на себя -- все вокруг обманщики!

Последствия:

Подозрительность, страхи, нарушение межличностных контактов, тревожность, страхи, пессимизм.

Позитивные установки:

- На свете много добрых людей, которые готовы прийти на помощь!

Негативные установки:

- Ну в кого ты такой?! Настоящий гадкий утенок!

Последствия:

Застенчивость, нарушение образа «Я», трудности в общении, заниженная самооценка, неверие в собственные силы и способности.

позитивные установки:

- Как ты мне нравишься!

Негативные установки:

- Чего ты своевольничаешь?! Надо у взрослых разрешения спрашивать!

Последствия:

Робость, безынициативность, безволие, тревожность, зависимость от чужого мнения.

Позитивные установки:

- Ты такой молодец, можешь и сам все сделать!

Негативные установки:

- Да подожди ты! Вечно ты не вовремя!

Последствия:

Скрытность, отчужденность, излишняя самостоятельность, снижение порога дозволенного, повышенное психоэмоциональное напряжение.

Позитивные установки:

- Если хочешь, я могу помочь тебе.

Негативные установки:

- Никогда не сноси обиды, давай сдачу!

Последствия:

Агрессивность, низкий уровень произвольной регуляции, несдержанность, раздражительность, ощущение вседозволенности.

Позитивные установки:

- Люди всегда могут найти общий язык и договориться друг с другом!

Согласно классификации директив Н.Л.Княжевой, родители должны строго следить за каждым словом, обращенным к ребенку, ведь ребенок как никто восприимчив ко всему что слышит. И, порой, неправильная установка с детства, может развить в ребенке отрицательные качества, которые будут препятствовать ребенку расти и развиваться правильно и гармонично.

 

ГБОУ ООШ №19

С/П Детский сад «Кораблик »

Г. О. Новокуйбышевск

Самарской области

Консультация на педагогический совет для воспитателей

На тему: «Приобщение детей к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми через организацию коммуникативной деятельности»

Оставить комментарий: