Консультация для родителей по теме: "Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях"
Документы для скачивания
Консультация для родителей по теме: " Формирование правильной разговорной речи на музыкальных занятиях" ( музыкальный работник. ) Дети очень рано начинают воспроизводить мотив, и даже дети, неспособные к речи, могут напевать мелодию песни. В. М. Бехтерев считал, что развитие музыкального слуха у детей должно играть в процессе воспитания не меньшую, а скорее большую роль, нежели живопись, ибо музыка, начиная с раннего возраста уже способна возбуждать эстетическую эмоцию. Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. На музыкальных занятиях для формирования правильной разговорной речи использую: - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; - упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; - ритмические упражнения; - пение; - упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции. Логоритмические средства приобретают свои специфические особенности в деле музыкального воспитания. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы- тесная связь движения с музыкой. Музыка, с ее огромным эмоциональным влиянием, богатством выразительных средств, позволяет бесконечно разнообразить приемы движения и характер упражнений. Следующий принцип использования логоритмических сре дств пр едполагает обязательное включение в них речевого материала. Слово может быть введено в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. В. М Бехтерев обращал внимание на значение музыки в развитии слуха детей. Дети очень рано начинают воспроизводить мотив, и даже дети, неспособные к речи, могут напевать мелодию песни. В. М. Бехтерев считал, что развитие музыкального слуха у детей должно играть в процессе воспитания не меньшую, а скорее большую роль, нежели живопись, ибо музыка, начиная с раннего возраста уже способна возбуждать эстетическую эмоцию. Поскольку музыка, как и другие виды искусства, отражает жизненные явления, она имеет познавательное значение. Музыка оказывает благотворное влияние на двигательный статус лиц с речевой патологией настолько, что они даже при сниженной общей музыкальности могут повторить голосом отдельные звуки от верхнего регистра к нижнему. Речевая и двигательная системы ребенка в целом сформированы. У людей с речевой патологией эти системы функционируют на основе условных патологических рефлексов. Укоренившиеся патологические стереотипы речи, двигательной системы снижают эффективность коррекционного воздействия. Поэтому в комплексе лечебно- оздоровительных и педагогических мероприятий логопедагогическая ритмика помогает нарушить «почву», на которой возникло речевое расстройство, и содействует нормализации речедвигательных функций. Музыка, или занятия, связанные с музыкой оказывают положительное влияние на весь психический облик человека, поскольку довольно часто именно с помощью музыки, ч еловек находит решение ранее трудной для него проблемы, именно с помощью музыки актуализируются творческие начала в личности. Упражнения не развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук: Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменением в высоте голоса, как звукоподражание кошке, гудку парохода. В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, выражающие эмоции , волевые побуждения человека- радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ай! » Петь на выдохе, подражая мухе: «З- З- З» Речевые упражнения с одновременным выполнением действия: 1. Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт произносят: Едем, едем, долго едем. Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там и сможем отдохнуть. 2. Ходьба в приседе. Плыли гусята — красные лапки, Озером плыли все по порядку. Серые плыли, белые плыли, Красными лапками воду мутили. 3. Ходьба на носках. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать, Я на цыпочках хожу, Я ее не разбужу.