a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Опубликовано: 2015-03-17 12:05:00

Документы для скачивания

МБДОУ « Зубово – Полянский детский сад№3 «Ручеёк» комбинированного вида » «Тех нология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Л. А. Суменкова 2014год В настоящее время, когда жизнедеятельность человека все больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулось человечество. Одна из них — взаимоотношения человека и природы. На современном этапе развития общества необычайно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения ее динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой. Но причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и невысокий уровень экологического воспитания и образования. Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения создает возможность человеческому обществу приблизиться к новому, экологически целесообразному мироустройству. На сегодняшний день всеобщая экологическая грамотность, бережное и ответственное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Насущной задачей стало единение человека с природой, сохранение природы ради самой природы. Исследования Н.  Г.  Лаврентьевой, С.  Н.  Николаевой, Н.  П.  Рыжовой, П.  Г.   Саморуковой, И.  А.   Хайдуровой, И.  В.  Цветков а и  др, свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей можно сформировать предпосылки экологического сознания и начала экологической культуры —   осознанно- правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период жизни. Осознанно- правильное отношение рассматривается как совокупность знаний и активных проявлений ребенка, интереса к явлениям природы. Поэтому в дошкольных учреждениях стало уделяться большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическое воспитание — это новое направление педагогики дошкольного детства, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранительной деятельности дошкольных учреждений. Система экологического воспитания является основным средством формирования экологической культуры подрастающего поколения. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения. В процессе реализации данной цели, в работе с детьми старшего дошкольного возраста я использовала технологию проектной деятельности. Анализ состояния практики экологического воспитания показал перспективность использования данной технологии, как способа организации деятельности детей, построенной на основе их интересов, осуществляемой при активном участии детей в ее планировании и во всех этапах реализации и направленной на формирование у них социально значимого опыта. Проектная деятельность включает в себя выполнение определенных этапов работы. Одним, из которых является выполнение творческих заданий, способствующих актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающими, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Кроме того, проектная деятельность представляет собой гибкую модель организации образовательно- воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований. Этот метод организует обучение через желание, активизирует обучение, стимулирует природную любознательность детей, мотивирует интерес к самостоятельному приобретению знаний. К организации проектной деятельности предъявляются следующие требования: значимость проблемы, необходимость исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность детей в течение различного по продолжительности времени; использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов, использование современных средств информационных технологий. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: исследовательско- творческие, ролево- игровые, информационно- практико- ориентированные, творческие. В своей работе основной акцент я делалю на информационно- практико- ориентированный тип, где доминирующей является исследовательская деятельность с целью информационного поиска. В ходе проектной деятельности в рамках экологического воспитания детей старшего возраста я придерживаюсь следующей структуры исследовательской деятельности: - предмет информационного поиска, - аналитическая работа над собранными фактами, - корректировка первоначального направлениям, - анализ новых фактов, обобщение, выводы, - оформление результатов, - использование полученных результатов в практической деятельности. В рамках моей работы были реализованы такие проекты экологической направленности « Вода и её свойства», « Почва – особое тело Земли», «Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»; совместно с детьми были изготовлены альбом ы» Природа», «Кто такие насекомые», «Где мы живём», «Мир животных и птиц», «Путешествия» и т. д. В рамках проектной деятельности проводил ись систематические наблюдения за природой, что вносило эмоциональный оттенок в работу детей. Данный вид работы требует постоянного, непосредственного «живого» общения с животным и растительным миром. Одним из условий обеспечивающим это, является экологизация развивающей природной среды, которая способствует реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, нравственно- ценностного, деятельностного. Кроме того, такая деятельность формирует у детей бережное отношение к природе, воспитывает доброту и отзывчивость. В работе над каждым проектом дети под руководством воспитателей учились находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках, как в детском саду, так и в домашних условиях. Эту информацию дети использовали для изготовления игр, пособий, плакатов, журналов, красочных альбомов. К участию в проектах я привлекала родителей, с помощью которых оформляли газеты, альбомы, они участвуют в проведении совместных праздников, походов. Дети совместно с родителями развешивали кормушки для птиц, высаживали рассаду на клумбы и цветники, сажали деревья. Таким образом, благодаря использованию технологии проектной деятельности в работе по экологическому воспитанию детей были решены такие задачи как воспитание эстетических и патриотических чувств через общение с природой; формирование у дошкольников гуманного отношения к окружающему миру; установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми; укрепление дружеских взаимоотношений в детском коллективе; развитие творчества, мышления, воображения, внимания.

Оставить комментарий: