a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад из опыта работы "Обеспечение преемственности дошкольного к начальному образованию как одно из условий перехода на ФГОС ДО". Макарова В.Н.

Опубликовано: 2015-03-23 16:26:35

Документы для скачивания

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО К НАЧАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ДО. Макарова Валентина Николаевна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Ш ебекинол Белгородской области». «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Путь нового появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»( В. А. Сухомлинский) . Эти слова В. А. Сухомлинского очень актуальны в настоящее время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постоянном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. Преемственность между всеми звеньями образования рассматривается как основное средство обеспечения непрерывности. Так, во ФГОС дошкольного образования отмечается, что одной из важных задач является «обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней( далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) ». [ ФГОС ДО. Раздел I, п. 1. 6. ] В современных условиях, когда в соответствии с законом «Об образовании» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, вопросы преемственности между дошкольным и младшим школьным возрастом становятся особенно важными, а проблемы подготовки детей дошкольного возраста к школе волнуют как родителей будущих первоклассников, так и педагогов ДОО. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь, мы уверены, большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Весь образовательный процесс в ДОО строится таким образом, чтобы обеспечить готовность ребенка к обучению в школе. Успешность обучения ребенка в школе зависит от общей и специальной готовности. Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования для создания условий по формированию универсальных учебных действий. В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий. Согласно ФГОС УУД – совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и другие. В ДОО создаются благоприятные условия для быстрой адаптации детей к школе, Воспитания и обучения детей, охрана и укрепление их здоровья; обеспечение интеллектуального, физического и личностного развития. Педагоги в своей работе используют разнообразные методы и приемы по воспитанию и обучению, а также подготовке детей к обучению в школе. Одним из условий эффективности работы по осуществлению преемственности является ознакомление детей со школой. Наши дошкольники во время экскурсий посещали библиотеку, спортивный зал, столовую, учебный класс. Дети посидели за партами, побывали на уроке. Эта совместная работа ДОО и школы является хорошей поддержкой в работе по подготовке к школе, делает более лёгкой адаптацию детей к новому жизненному периоду. Дети заранее знакомятся со школой, у них появляется мотивация на учёбу, формируется положительное отношение к школе, учителям, учебной деятельности. Наша задача, показать детям, что в школе их ждут, там они узнают много нового, школа тоже может предложить детям интересный досуг. Посещение школьн ой библиотеки вызвал у детей не меньший инте рес, они много спрашивали, интересовались. В сё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах. Свои впечат ления от экскурсий дети передавали в рисунках на следующие темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс» и другие. После экскурсий воспитатели вместе с детьми оформляли иллюстративный альбом о школе «Школа, в которой я буду учиться», «Я- первоклассник». Большую помощь воспитателя м оказывает сюжетно- ролевая игра «Школа». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируются умения договариваться( устанавливать правила, распределять роли) . В старшем дошкольном возрасте появляются портфели, пеналы со школьными принадлежностями, педагоги совместно с родителями изготавли вали атрибуты к игре: звуковую линейку, слоговую таблицу, карточки с таблицами умножении на один и два. Подобрали художественную литературу: «Читаем по слогам», «Рукавичка». Важной составляющей являются в заимопосещения уроков и занятий. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. В результате таких контактов достигается взаимопонимание. Мы яснее осознаем требования школы, задачи подготовки де тей к учебе и успешнее их решаем. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы детского сада и школы- организация совместных праздников, выставок, участие в интересных мероприятиях. В группах педагоги оформили предметно- пространственную развивающую среду с центрами развития: «Центр грамотности», «Центр речевого творчества», «Литературный центр» для буду щих первоклассников. Подобраны и проводятся с детьми интеллектуальные и дидактические игры: «Умники и умницы», «Пишем буквы», « Хорошие п ривычки» с целью обучения детей самостоятельно находить ре шение поставленных задач. Проводились беседы с детьми старшего дошкольного возраста об уроках, переменах, на темы: «Школа – это интересно», «Профессия – учитель» с целью воспитания интереса к школьному обучению. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды, папки- передвижки «Советы родителям будущих первоклассников», «Что должен знать будущий первоклассник», «Готовность к обучению в школе», «Готовы ли взрослые стать родителями первоклассника. П роводились род ительские собрания, встречи за «круглым столом», где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей. П осле собраний проводились индивидуальные консультации. За весь год, наши дети много узнали о школе, подружились с учениками, узнали педагогов. С легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться. В заключение хочется сказать: только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по- настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального об разования, сделать переход из ДО в начальную школу безболезненным и успешным.

Оставить комментарий: