a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СВОЕГО РЕБЕНКА»

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Родителям очень важно знать об особенностях развития ребенка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях» Можно в подтверждение привести еще одну цитату – слова Н.И. Пирогова: «Исторгая беспрестанно ребенка из его собственного духовного бытия, перенося его все чаще в нашу сферу, заставляя его и смотреть и понимать по-нашему, мы наконец достигаем одного: он начинает нам казаться не тем, что он есть.» Задержки в развитии также недопустимы, но следует понимать, что возможности маленького ребенка велики, но не безграничны. Поэтому родителям важно знать психофизиологические показатели развития детей. Что же характерно для ребенка четвертого года жизни? Прежде всего физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать. Иногда взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы». Упрямый ребенок настаивает на своем не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он это потребовал. Упрямство - своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. То же можно сказать и о негативизме. Только негативисту все ровно что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно то, на чем он настаивает. Это закономерные явления. Но бывает, кризис заходит слишком далеко – и мы наблюдаем, что ребенок проявляет строптивость, то есть бунтует против норм воспитания. Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных умений. Малыш не может регулировать свое поведение. Родители же выдвигают свои требования на основе собственных представлений о том, что ребенок может стать причиной проявления детского упрямства. Бесполезно требовать от ребенка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился на колени в новой одежде, не брал в руки бездомного котенка. У детей нет врожденного стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребенка к опрятности, но не возмущаться тем, что еще не все еще у него получается. Что такое капризы? Если упрямый ребенок проявляет свое упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, и если взрослый отстанет, ребенок будет только рад. Капризный ребенок стремиться добиться еще большего внимания к себе, к своей особе, ему нравиться быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу», капризного: « Я не хочу». Капризный ребенок, как правило, находиться в особом состоянии «готовности к капризу». Необходимо подчеркнуть, что не надо идти на поводу у ребенка. Здесь могут быть разные варианты решения конфликта: либо лишить ребенка супа, либо уговорить съесть его. В данном случае важно единодушие всей семьи. Иногда детям говорят, что они еще «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему ребенок не может трудиться. Не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь в виду тот факт, что в детском саду формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Ребенку трудно подстраиваться под разные требования взрослых. Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то. Что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т.д. Эти оплошности происходят непреднамеренно, ребенок сам испытывает негативные эмоции – испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо. Бывает, что ребенок загляделся на витрину, упал, испачкался, а мама его еще и шлепнула. Он - в слезы. А ведь правильнее было бы успокоить ребенка. Необходимо помогать детям в овладении необходимыми навыками, больше с ним общаться. Например, показывать, как раскладывать ложки, убирать игрушки. Большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает и так, что родители требуют от ребенка одного, а сами поступают по-другому. Ребенок не знает, как правильно, начинает хитрить, приспосабливается. Когда маленький человечек только начинает усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль. Л.Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях. Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, манерами поведения, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребенку или не ругайте его за это. Приведем банальный пример. В доме звонит телефон и папа просит сказать, что его нет. Ребенок повторяет: «Папа сказал, что его нет дома». Часто наблюдаются такие факты поведения детей: они «чокаются» кружками с молоком, «пьют пиво», играют в «пьяных» и др. понаблюдайте за общением своих детей с куклами со сверстниками. Маленькие дети импульсивны, то есть чувство у них преобладает над разумом, они часто совершают поступки под влиянием сиюминутных чувств и желаний, поэтому так часто нарушают правила поведения. Дети искренни и непосредственны, им трудно хранить секреты. Они могут лишнее сказать посторонним людям, поэтому взрослым не рекомендуется говорить в присутствии детей о том, что они хотели бы скрыть от окружающих. В этом возрасте возрастает способность к самостоятельным действиям. Дети любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки. Нужно отвести ребенку место, удобное для игры. Взрослым рекомендуется активно включаться в игры, взяв себе какую-нибудь роль. Укрепляйте веру ребенка в себя, свои силы, отмечайте любое его достижение. Ощущение успеха важно для ребенка, так как оно заставляет поверить в себя, а значит, и стремиться к большему.

Оставить комментарий: