a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Опубликовано: 2015-04-13 23:24:57

Документы для скачивания

Консультация для педагогов с мультимедийным сопровождением на тему «Формирование развивающей предметно- пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования» План 1. Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. 2. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями. 2. 1. Особенности организации предметно- пространственной среды для физического развития. 2. 2 Примерный набор материалов и оборудования, необходимых для организации физического развития. 3. Обеспечение вариативности развивающей среды. 4. Создание развивающего пространства социализации и          индивидуализации дошкольников. 5. Учёт индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды. 6. Психологическая безопасность развивающей среды. 7. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде. Цель: Обобщить и систематизировать знания педагогов по данному вопросу. Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Слайд 2 Развитие образования начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с ФГОС дошкольного образования на детей от двух месяцев до восьми лет. Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие компоненты: предметно- пространственная образовательная среда;  характер взаимодействия со взрослыми;  характер взаимодействия с другими детьми;  система отношений ребенка к миру, другим людям, самому к себе. Слайд 3 Согласно ФГОС создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:           гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;  обеспечивать эмоциональное благополучие детей;  способствовать профессиональному развитию педагогических работников;  создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;  обеспечивать открытость дошкольного образования;  создавать участие для участия родителей( законных представителей) в образовательной деятельности; понятие «развивающая предметно- пространственная  среда» охватывает  и пространственную её организацию, и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно- образовательного процесса. А её наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего наполнения. Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта. Слайд 4 Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО предполагает поиск ответов на следующие вопросы. «Кого учить и воспитывать? »  - психолого- педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и  физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития. «Зачем учить и воспитывать? »- определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей( социально- коммуникативному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому, физическому) , расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей. «Чему учить? »- осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении. «Как учить и воспитывать? »- рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития. Крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов вопросах создания соответствующей развивающей среды, акцентировать ваше внимание на следующих основных «проблемных зонах»: Слайд 5 Создание развивающего пространства; Подбор игрушек и материалов на  основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями; Обеспечение вариативности развивающей среды; Обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды; Организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде дошкольной образовательной организации. 2. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями Слайд 6 Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей( далее- образовательные области) : Социально- коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно- эстетическое развитие; Физическое развитие Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно- пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением.         Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых не возможно осуществление специфических видов детской деятельности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет содержание воспитательно- образовательного процесса, сужает варианты развития игры и пр.         Принимая во внимание особенности детей дошкольного возраста, характеристики ведущего вида деятельности, создаваемая среда должна удовлетворять потребности в сюжетно- ролевой игре, в рамках которой обеспечиваются интенсивное интеллектуальное и личностное развитие, становление нравственных качеств и свойств личности. В такой среде дети выступают в качестве субъектов игровой деятельности, её активных творцов. Создание соответствующей среды, ориентированной на развитие активности, самостоятельности, творчества, построенной в соответствии с индивидуальными потребностями, интересами дошкольников, возможностями для преобразований, в том числе в совместной с педагогом деятельности, способствует реализации личностно ориентированного подхода. На его основе закладывается фундамент для равноправного общения, сотрудничества и партнёрства педагога и воспитанников.         Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе. Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области, с которым педагоги нашего дошкольного учреждения уже хорошо знакомы. В группе детского сада должна быть создана оптимальная насыщенная многофункциональная среда, представляющая возможности для организации различных видов игр с детьми, а так же для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать всё на место после завершения игры. Слайд 7 Игрушка должна быть подобрана с учётом возраста, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы. При организации пространства важно не перенасытить его предметами мебели. В частности, крупногабаритные наборы типа «Кухня», «Магазина», «Парикмахерская» и т. п. рекомендуется заменить отрытыми полками на которых можно разместить коробки с атрибутами для разных сюжетно- ролевых игр. Допускается использовать компактные наборы на колёсиках, которые можно перемещать. Таким образом, пространство становится динамичным, трансформируемым, безопасным с психологической точки зрения( не перегружено объектами) . При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки и материалы. Это позволит создать вариативную, многофункциональную среду, отвечающую требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический опыт организации деятельности дошкольников. При решении задач той или иной образовательной области можно использовать как игры и игрушки, так и соответствующее оборудование, дидактический материал. Слайд 8 При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогу может помочь письмо Минобразования России от 17. 05. 1995 № 61\ 19- 12 «О психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», согласно которому наибольшую педагогическую ценность представляют игрушки, обладающие следующими качествами: Полифункциональность- игрушки можно использовать в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и  др. ; Возможность применения игрушки в совместной деятельности- игрушка должна быть пригодна к использованию группой детей( в том числе с участием взрослого как играющего партнёра) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др. ; Дидактические качества – игрушки помогают обучить ребёнка конструированию, дать представление о цвете, форме и пр. , могут содержать механизм программированного контроля( электрифицированные и электронные игры и игрушки) ; Принадлежность к изделиям художественных промыслов – эти игрушки являются средством художественно- эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством. Слайд 9 В данном документе также указаны характеристики игрушек, которые могут оказывать отрицательное влияние и поэтому не представляют педагогической ценности. Это игрушки, которые: Провоцируют ребёнка на агрессивные действия; Вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр( людям и животным) , роли которых выполняют играющие партнёры( сверстник и взрослый) ; Слайд 10 Вызывают проявление жестокости к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки( куклы, мишки, зайчики и др. ) ; Провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; Вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста. О. А. Комарова предлагает в своей статье «Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями» классификацию игрушек и дидактических материалов на основе образовательных областей. Наша творческая группа подготовила для вас раздаточный материал « Примерная классификация современных игрушек и оборудования по образовательным областям»,   мы считаем, что материал позволит вам сориентироваться в многообразии игрушек и дидактических материалов и сделать обоснованный выбор и оптимально, без перенасыщения наполнить среду. Данная классификация не отражает весь рынок современных игрушек и игрового оборудования и не является конкретным перечнем для наполнения среды групп и других помещений. Комплектность игрушек, их количество определяется педагогами с учётом перечней материалов и оборудования для оснащения групповых комнат ДОУ, рекомендуемых авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования, в зависимости от специфики деятельности детского сада, возрастных и гендерных особенностей воспитанников, решаемых педагогических задач и других факторов. Такой подход отражает личностно ориентированную и компетентностную модель реализации воспитательно- образовательного процесса. 2. 1. Особенности организации предметно- пространственной среды для   физического развития         Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая зона должна предоставлять условия для развития крупной моторики. Игровое пространство( как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым( меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности) . Слайд 11 Организация предметно- развивающей среды в группах  с 4- х и до 7 лет Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов: 1. Принцип открытости обществу и открытости своего" Я" предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе оформлены выставки фотографий" Наши достижения" , «Проектная деятельность». 2. Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: экспериментированием, конструированием, продуктивной деятельностью и т. д. . Оснащение групповой комнаты помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. 3. Принцип стабильности- динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно- развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. При проектировании предметно- развивающей среды нашего ДОУ мы выделяем следующие основные составляющие: пространство; время; предметное окружение. 2. 2. Примерный набор материалов и оборудования, необходимых для        организации физического развития   Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Разнообразие оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре( утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники) . Предлагаем вашему вниманию раздаточный материал  «Примерный набор спортивного оборудования для групп»  ( средний, старший и подготовительный к школе возраст) 3. Обеспечение вариативности развивающей среды         Вариативность развивающей среды ДОУ обусловлена спецификой его деятельности в целом, особенностями контингента детей, содержанием образовательной программы, приоритетными задачами. Слайд 12         При организации вариативной развивающей среды следует учитывать следующие факторы: возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства( есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту) ; особенности развития игровой деятельности детей( каждый этап этого процесса имеет свою специфику) ; скачкообразность и неравномерность в развитии ребёнка( резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды) ; Слайд 13 особенности контингента детей группы( сфера интересов и потребностей каждого ребёнка, типологические и полоролевые различия детей) ; специфика педагогических задач в той или иной период( программные задачи или задачи в рамках инновационной деятельности) ; особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы( руководство игрой, управление деткой активностью, характер взаимодействия с дошкольниками) .         Каждый из этих факторов имеет решающее значение при создании вариативной, преемственной от группы к группе развивающей среды в ДОУ.         Вариативность развивающей среды может быть обеспечена за счёт включения в «традиционную предметную среду»( наличие уголков, закреплённых зон и т. п. ) дополнительных элементов или схем её организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике дошкольного образования. Подобные системы представлены педагогическими зарубежными концепциями.         Например, согласно концепции Марии Монтессори  среда разделена на несколько зон, оснащённых соответствующими  материалами, которые служат стимулом к развитию, имеют высокие эстетические свойства, изготовлены из натуральных компонентов. В каждой из зон решаются задачи в рамках одного направления развития ребёнка, а также интегративные задачи. Например, в зоне «навыков практической жизни» ребёнок учится пользоваться предметами быта, узнаёт их  особенности и отличия, рассказывает об этом другим детям и взрослым, обсуждает возникающие проблемы.  Пространство двигательной зоны, ориентированной на удовлетворение потребности детей в движении, развитии представлений о своём теле, релаксации, состоит из дорожек, лестниц, качелей, батутов, модулей и т. п. в зоне сенсорного развития ребёнок знакомится с формой и размером предметов, цветом и запахом и т. п. интенсивное развитие органов чувств обеспечивается благодаря наличию специальных материалов( розовая башня, коричневая лестница, геометрические тела и фигуры, красные штанги) . В процессе выполнения «упражнений» в каждой из зон у ребёнка формируются необходимые представления, развиваются соответствующие навыки и умения. Система М. Монтессори предлагает активную деятельность детей, взаимодействие педагога и ребёнка, предоставление ребёнку свободы выбора занятий и времени для завершения работы, что дисциплинирует ребёнка. Всё это соответствует положения ФГОС и личностно ориентированной модели организации образовательного процесса.         Разработанная Надеждой Александровной Коротковой и Татьяной Николаевной  Дороновой конструкция предметно- пространственной среды групп старшего дошкольного возраста предусматривает три зоны: Для спокойной деятельности; Активной деятельности; Рабочую( учебную) зону. Требования вариативности в этой концепции обеспечивается трансформацией пространства и наполнения зон, расширением или удалением при необходимости. Это становится возможным благодаря наличию предметного содержания, которое можно видоизменять, дополнять, гибко использовать и пространственной организации среды с гибкими границами, а также организации разнообразных видов деятельности в каждой зоне. Таким образом, основные принципы, которыми предлагают руководствоваться авторы при построении среды, - полифункциональность, трансформируемость, вариативность пространства, что соответствует положениям Стандарта.         Таким образом, использование положений концепций создания развивающей среды может помочь педагогу при разработке вариативности наполнения и организации пространства. В каждой из них есть элементы, которые можно привнести в среду своей группы, используя собственный педагогический опыт. 4. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников. Социализация представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего, социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых. Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели и педагоги. В отличии от адаптации социализация – процесс не просто приспособления, но и процесс освоения социальных и ценностей общества, естественного использования их в качестве регуляторов поведения. Слайд 14 Основные механизмы социализации: Идентификация – стремление ребенка походить на близких и других значимых людей, перенимать их личностные качества и представления о мире. Ребенок ориентируется на роли и установки взрослых и эмоционально позитивно воспринимает их; Интериоризация – присвоение моделей поведения, копирование их в картину собственных моделей поведения. Благодаря этому процессу социализации внешние наблюдаемые модели поведения становятся внутренними моделями ребенка, включаются в его структуру личности. Ролевое экспериментирование – направлено на апробацию различных качеств личности через социальные роли в обществе. Обратная связь со стороны социального окружения  и собственные переживания закрепляют одни модели поведения, апробированные в ролевом экспериментировании, и отторгают другие; Социальные ритуалы и образцы – как устойчивые модели поведения в определенных социальных ситуациях взаимодействия представляют собой эффективный механизм построения взаимодействия и межличностных отношений. Ответственность дошкольных образовательных организаций за социализацию  ребенка чрезвычайно высока, так как все последующие социальные воздействия и модели поведения накладываются на первичную модель социализации, сформированную в дошкольном детстве. Первичная модель социализации как наиболее устойчивая и определяет последующие социальные переживания и социальные отношения ребенка. Современная среда развития дошкольника не может воспроизводить одни и те же модели, а критерием успешной социализации не могут служить показатели нормативности его поведения. Нормативным поведение может быть при одновременном отторжении социальных ценностей или внутренней отстраненности от общества. Окружающая среда стремительно трансформируется, и главными направлениями изменения являются индивидуализация и дифференциация. Развивающая среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет, и реализовать ее во взаимодействии с социумом. Образовательная среда должна обеспечивать включенность воспитанника в группу и взаимное принятие ребенка и группы, когда он чувствует свою принадлежность к разным социальным группам, а группы положительно относятся к нему. Моделирование образовательной среды позволяет включить дошкольника в следующие группы: сверстников, половой( мальчики, девочки) принадлежности и этнокультурной включенности, воспитанников конкретной образовательной организации, группы по интересам и т. д. Представление ребенка о себе в ходе социализации становятся все более дифференцированными, разносторонними, адекватными и глубокими. Социализация и индивидуализация проявляются через средовую стимуляцию социальных( по отношению к окружению) и индивидуальных( по отношению к собственному «Я») переживаний. Средовое развитие индивидуализации обеспечивается возможностью формирования каждым из детей индивидуального стиля деятельности и общения. . образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношению к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача взрослого( воспитателя, педагога дополнительного образования, психолога педагога и др. )  - исходя из индивидуальных особенностей, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме. Из общих показателей ФГОС ДО можно выделить принципиальные характеристики образовательной среды как среды социализации и индивидуализации ребенка. Стандарт предусматривает формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим особенностям детей. Такая среда создает условия для поддержания разнообразия детства, сохранения уникальности и самооценки детства через игру, познавательную и исследовательскую деятельность. Это означает, что предметная среда не должна быть уменьшенной копией взрослого мира, но должна формироваться с целью решения общих задач возрастного развития ребенка, закладывать фундамент для становления психики и актуализации личности. Цель организуемой среды-   создание условий для самоценного развития дошкольника: формирование первичной картины мира и иерархии мотивов личности, начальных этических ориентиров. Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС ДО – обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построения эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Слайд 15 Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик: Уважение себя и других Уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку; Естественность поведения и искренность; Готовность принимать на себя ответственность за свои действия; Слайд 16 Самостоятельность намерений и решений; Эмпатийная позиция и способность сопереживать другим; Ориентация на индивидуальные и социальные интересы. Социализация дошкольника осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт координации своих действий и взаимопонимания. Игра изнутри мотивирует детскую деятельность, что позволяет актуализировать внутреннюю социальную направленность субъекта во внешний мир, стимулируется социальная активность ребенка. Игровая среда является необходимым условием  развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно- ролевая игра в ДУ обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Познавая социальную реальность, ребенок присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя взаимоотношения и всесторонне исследуя содержание и формы общения людей. По мере расширения коммуникативного репертуара повышается социальная компетентность. Слайд 17 Показатели успешной социализации дошкольника: Точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира; Эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и правил; Благоприятный социометрический статус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий; Сформированность социальных переживаний и эмпатии; Слайд 18 Навыки произвольной регуляции поведения в соответствии с социальными нормами и правилами; Способность находить спонтанные, социально приемлемые формы самовыражения, искренность и относительная( по возрасту) независимость; Положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний; Личный опыт социального взаимодействия и принятия решений в разных ситуациях социального взаимодействия. 5. Учёт индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды. В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения «знаний – умений- навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала. Среда выступает не в пассивной роли «условия» реализации способности детей, а в качестве эффективного механизма развития этих способностей. Учет индивидуальных особенностей детей базируется на гибкости образовательной среды, дифференциации образовательного процесса, психолого- педагогической диагностике. Эффективность воспитательно- образовательного процесс повышается, если среда создает условия для приобретения ребенком опыта и ориентируется на его личные интересы. Индивидуализированная модель образовательной среды предусматривает индивидуализацию обучения, вариативность «режимов жизнедеятельности», разработку индивидуальных программ сопровождения и коррекции, развернутую модель обратной связи со всеми участниками образовательных отношений. Пространственно- предметный компонент среды – один из ключевых факторов личностного развития. Сконструированная для ребенка образовательная среда должна побеждать его к самостоятельной, индивидуальной деятельности. Индивидуализация и возрастная ориентация среды обеспечиваются вариативностью образовательных программ, систематическим обновлением содержания образования, ориентацией на научные знания в разных областях, всесторонней адаптацией воспитанников в социальной среде. Рассмотрим некоторые половые различия между мальчиками и девочками, которые предполагают дифференциацию компонентов формируемой образовательной среды. Так, образовательная среда может строиться с учетом специфики пола: обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом специфики развития, при этом расширяя их возможности. Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти  на год раньше мальчиков. В том числе девочки быстрее осваивают навык чтения и письма. Поэтому среда для девочек в большей степени должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию, тогда как среда для мальчиков должна быть представлении зрительными стимулами, сложными пространственными конфигурациями, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения. Мальчики уже в раннем возрасте проявляют более высокую исследовательскую активность, которую надо ориентировать в среде, направлять ее на конкретные компоненты, которые могут использовать или реорганизовывать и содержательно наполнять их исследовательскую активность. Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а с точки зрения развития памяти мальчики сильны в долговременном хранении конкретных подробностей и мелочей. При организации пространственной среды следует учитывать, что мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, тогда как девочки( за задними столами) хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места за первыми столами или ближе к источнику визуальной информации. Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием различных эмоциональных стрессоров. Они не столь компетентны, как девочки в распознавании и анализе эмоциональной информации и не могут с ней эффективно справляться. Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь( например, просторная спортивная площадка) . Девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки( например, на веранде) . Игры мальчиков связаны преимущественно с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже интеллектуальные задачи решают в движении( перемещаясь в пространстве или вертя что- то в руках) , тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи путем рассуждения вслух. В целом у девочек лучше развивается мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной моторики и важно через образовательную среду стимулировать у них развитие мелкой моторики. Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОУ, направленные на обще развитие детей, должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.     6. Психологическая безопасность образовательной среды Одно из требований в отношении образовательной среды- психологическая безопасность. Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия. Во взаимодействии с социальными взрослыми( воспитателями, педагогами, младшими воспитателями и др. ) психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры: Слайд 19 отсутствие необоснованных запретов; продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия; отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых; Слайд 20 субъектное личностное общение с ребенком; предоставление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности, проявления инициативы и принятия решений( в рамках возраста) ; возможности выбора деятельности. Формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса; Слайд 21 возможности завершить начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т. д. ( среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени- отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело) ; открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания. Создание отношений доверия; Слайд 22 поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции; наличие адаптивных ритуалов, вплетенных в ежедневное взаимодействие с окружающими; удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде. Слайд 23 Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребенка по следующим причинам: сверхсильная стимуляция; принятие за ребенка решений и выполнение за него действий: манипуляции ребенком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей; Слайд 24 ограничение детской инициативы и активности; неудовлетворение потребностей, в том числе в движении, общении; формирование у ребенка неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман; Слайд 25 использование неадекватной системы поощрений и наказаний; непредъявление ребенку позитивных ожиданий в отношении его развития; непредсказуемость шума( неожиданные непонятные ребенку шумы) , отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событиях; непредсказуемость жизнедеятельности во времени. Ключевыми психологическими характеристиками среды как пространства личности выступают территориальность, телесный комфорт и безопасность, личные вещи. Возможность реализовывать вкусовые и временные предпочтения. Рассмотрим эти характеристики подробнее. Слайд 26 Территориальность  означает выделение хорошо знакомого пространства, которое безопасно используется в личных целях, и интимного  пространства личности, которое нарушается другими только с согласия самого ребенка( телесный контакт, пространственная близость, например, сидеть рядом, встать в пару, вместе танцевать и т. д. ) . Правильно организованная с точки зрения территориальности образовательная среда помогает ребенку контролировать интенсивность социальных контактов и информационных потоков, предоставляет возможность психологической релаксации. Телесный комфорт и безопасность  связаны с удобством среды для передвижения, организации разнообразных видов деятельности. Предоставления возможности комфортного пищевого поведения и отсутствием любых форм давления. Телесная чувствительность – важный для ребенка источник информации, а организация среды как условия овладения телесностью определяет не только физическое, но и интеллектуальное, личностное развитие, общее психическое здоровье дошкольника. Персональные вещи –  своеобразные символы личности, способы презентации окружению своего «Я». Они являются обязательным атрибутом психологически грамотно организованной среды и позволяют получать дополнительную информацию о ребенке. Личные вещи помогают дошкольнику строить отношения с окружающими, поддерживать свое «Я» и чувство безопасности, а также являются маркерами интимной территории. Организация среды во времени ( режимность, последовательность, темп и ритм деятельности) предоставляет детям возможность ощущать себя в безопасной и предсказуемой или, наоборот, в травмирующей эмоциональное благополучие обстановке. К позитивным временным характеристикам среды относится последовательность и предсказуемость изменений. Режимность, возможность выбора темпа деятельности. Позволяющего завершать действия, реализовывать временные привычки. Предоставление права первенства( первый в паре, первый за столом) . Слайд 27 Индивидуальные предпочтения удовлетворяются в среде, в которой: допускается альтернативное разнообразие видов деятельности и используемых предметов; стимулируется творческая активность, и реализуются вариативные программы развития. Уважение к вкусам и ценностям личности ребенка способствует развитию самоуважения, толерантности к вкусам и ценностям других людей, формированию ответственного выбора. Слайд 28 Компоненты психологической безопасности образовательной среды: продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды; свободный доступ к игрушкам и игровым материалам; реализация потребностей ребенка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении; ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития; Слайд 29 компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребенка; компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала. Творческого, продуктивного мышления ребенка; поощрительное воздействие( эффективное использование педагогами всего спектра поощрений) . 7. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде Согласно Стандарту развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей( в том числе разного возраста) и взрослых. Предметно- развивающая среда может оптимизировать( улучшать) взаимодействие, общение, совместную деятельность, если отвечает ряду следующих критериев, отражающих ее потенциал:   Слайд 30 направленность – соответствие актуальным интересам и потребностям детей; многофункциональность- условия для организации разнообразных видов деятельности, в том числе совместной; неоднородность – разнообразие игрушек, материалов, предметов мебели; динамичность – возможность внесения изменений, дополнений в среду, в том числе в совместной деятельности, и пр. Оптимизировать взаимодействие педагога с воспитанниками в созданной предметно- развивающей среде возможно, если его участники имеют соответствующие знания  и представления, выполняют действия и проявляют эмоции. Структуру этого процесса можно представить в виде трех компонентов – познавательного, деятельностного, эмоционально- личностного. Слайд 31 Компоненты взаимодействия педагога и детей в среде ДОУ. Познавательный.  Знание педагогов об особенностях предметно- игровой среды, возможностях ее преобразования, многовариантном использовании ее элементов совместно с детьми. Представления детей о возможностях внесения изменений в предметно- игровую среду, разных способах использования ее элементов совместно с педагогом. Деятельностный.  Сотрудничество и сотворчество педагогов и детей в предметно- игровой среде. Их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов среды. Эмоционально- личностный.  Постоянные партнерские отношения между педагогом и детьми; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности в предметно- игровой среде; эмоционально- положительный фон взаимодействия. В условиях современного дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе использования потенциала предметно- развивающей среды может быть реализован по следующим основным линиям: Слайд 32 Основные линии: организация общения между педагогом и детьми, которое может носить разный характер: ситуативно- познавательный- демонстрация возможных способов действий с игрушками и игровыми материалами по необходимости; ситуативно- творческий – демонстрация разных способов изготовления игрушек; сопроводительный- помощь в выборе и реализации игровых действий, координация деятельности детей, анализ их видов деятельности; помощь в разграничении зон активности; Слайд 33 предоставление возможностей для активной совместной деятельности детей с педагогом: совместные игры с педагогом, который выступает образцом для подражания; моделирование пространства; наблюдения в окружающей среде; Слайд 34 идеи саморазвития с жестко заданными материалами; самостоятельное изучение среды в заданных зонах активности; самостоятельный выбор места для игровой и иной активности; Слайд 35 предоставление возможностей для самостоятельной деятельности детей по интересам особая организация предметно- игровой среды, предполагающая внесение изменений. В рамках подходов российских и зарубежных специалистов прошлого и современности к созданию развивающей среды и взаимодействие педагога и детей в этой среде предлагалось реализовать по- разному. Предметно- развивающая среда в концепции педагога М Монтессори также предусматривает возможности для взаимодействия педагога и детей. Выполнение детьми «упражнений» с игровыми материалами, их многократное повторение способствуют развитию у них интереса к освоению практической деятельности, углублению знаний на основании пользования конкретным материалом, а также «помогают обрести уверенность в себе». Педагог направляет  деятельность воспитанников. Содержание среды предполагает учет разнообразных интересов и потребностей детей, однако жестко закрепленные зоны. Наличие определенных, четко заданных игрушек могут ограничивать удовлетворение их интересов и потребностей. Предложенная Н. Коротковой, Т. Дороновой рамочная конструкция целостной полифункциональной предметно- пространственной среды групп старшего дошкольного возраста ДОУ, включающая в себя трансформируемые,  подвижные зоны( для спокойной и активной деятельности; рабочая( учебная) зона) предоставляет широкие возможности для взаимодействия педагога и детей. Авторы предлагают отказаться от многофункционального дробления пространства, разделения его на различные неподвижные уголки, зоны, что является принципиальным отличием от традиционного построения среды в ДОУ. Кроме того, указывается на активную позицию взрослого и ребенка в предметно- развивающей среде, ее изменении в зависимости от потребностей детей, сферы интересов, игровых замыслов. Таким образом, взаимодействие педагогов с детьми в развивающей среде ДОУ должно выстраиваться на основе положений ФГОС дошкольного образования, с учетом положений примерных образовательных программ дошкольного образования, а также получивших признание концепций создания благоприятного развивающего пространства. Теперь мы предлагаем проанализировать предметно- развивающую среду групп нашего детского сада, и отметить положительные и отрицательные моменты. ( Слайды- 36- 47- фото группа дошкольного учреждения

Коментарии
виктория написано 2015-11-10 10:14:45
где продолжение
Ответить

Оставить комментарий: