a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный опыт Жирновой О.Н. "Развитие художественного творчества посредством обучения детей элементам дизайна"

Опубликовано: 2015-04-13 23:37:38

 

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству.  Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности.

Дизаин – это прежде всего творчество, и главной предпосылкой к дизайн – деятельности является развитие творчества и воображения. Психолог Л. Г. Выготский сказал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует , создает что – либо новое».

Детский дизайн – новая художественно – продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона.  . В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.

 Главное для дизайнера является нестандартность мышления, фантазия, воображение, умение сочетать цвет и форму.

В чем отличие между дизайном и художественным трудом:

  • детская продукция после художественно – дидактических занятий, складываемая в папки и коробки , и далее не востребованная
  •  «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающий его предметно – пространственной среды.

     Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий . Он с удовольствием открывает для себя мир материй.  Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно.  Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа.  Вот почему так актуальны занятия дизайн – деятельностью старших дошкольников:

. развивается наглядно – образное мышление; художественный и эстетический вкус, чувство стиля;

. развивается художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление;

.повышается эстетическая культура детей;

. развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование , восприятие;

. получение навыков работы с различными материалами;

. формирование проектной культуры у детей и восприятие грамотного потребителя.

  Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детский дизайн на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражение ребенка,  с использование только гуманных методов и приемов,  я пришла к идее разработки инновационного опыта «Развитие художественного творчества посредством обучения детей элементам дизайна», целью которого является : развивать познавательные, конструктивные , творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.

Новизна данного  опыта состоит в том, что наряду с традиционными видами декоративно – прикладного искусства , включенных в программу «Детство» , предлагается ознакомление детей с дизайном, что способствует в процессе обучения получить знания о простейших закономерностях строения формы, о перспективе, цветоведении ,  композиции, декоративной стилизации форм, красоте природы и человеческих чувств.

Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:

. Обучение детей элементам дизайн – деятельности.

. Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного  творчества взрослых и детей;

. Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

. Формирование навыков детей в работе с разнообразными материалами;

. Повышение уровня компетентности родителей  в вопросах развития творческих способностей дошкольников,  через дизайн – деятельность.

Над  проблемой развития творческих способностей детей  через ознакомление дизайном в детском саду  я занимаюсь в течение  трех лет. В  поисках нетрадиционных методов и технологий активно  использую интернет – ресурсы, специальную литературу – Г. Н. Пантелеев «Детский дизайн»,  программу И. А.  Лыковой «Цветные ладошки».

Для реализации поставленных задач в условиях детского сада создана развивающая предметно – пространственная среда:

. уголки по изобразительной деятельности, где собраны  принадлежности для рисования, лепки и аппликации в расширенном ассортименте;

. уголок искусства в групповой  комнате, оборудованный различным природным и бросовым материалом, материалами для творческой деятельности;

.библиотека по дизайну с различным наглядным и дидактическим материалом;

. оборудованная вместе с детьми «стена творчества»;

. центр сюжетной игры

Для успешной реализации этой темы используются следующие методические  приемы и методы:

 - словесные : беседа, объяснения, указания, вопросы, диалог, дискуссия, напоминания, использование художественного слова.

- наглядные: использование дидактического материала, схем, моделей, ИКТ, картин, картинок, игрушек, природного материала, предметов, показ образца, показ способа действия.

- практические: опыты, исследования, продуктивная деятельность, упражнения, игры, проблемные ситуации.

В обучении детей старшего дошкольного возраста элемента дизайна  используется следующий художественный материал, который вы видите на экране:

  1. Бумага и картон: окрашивании бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации, плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.
  2. Природный материал: аппликации из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликации из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами, мозаика из яичной скорлупы, создание объемным поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.
  3. Бросовый материал: аппликации из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок, работа с проволокой и фольгой.
  4. Ткань и другие волокнистые материалы:  аппликации из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись.

По обучению детей элементам дизайна и развитию изобразительного творчества используются следующие формы работы:

Занятия (НОД), игры, беседы, выставки, конкурсы, наблюдения, опыты, эксперименты, творческие проекты, знакомство с  иллюстративным материалом.

   Элементы дизайна использую практически во всех видах продуктивной деятельности (рисовании, лепки, аппликации, конструировании, художественный труд), т. к.  в этом возрасте ребенок наиболее склонен к творчеству, самовыражению своего «Я».  Ведь, говоря  о ребенке – дизайнере, мы не подразумеваем ребенка – художника, а говорим о необычном взгляде на обычные вещи. Дизайн – это красота и удобство.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводила игры: «Юный дизайнер», «Укрась костюм», «Придумай интерьер», «Замени предметы», «Веселый цвет», «Художественный салон».

   В целях основ дизайнерской деятельности использую  информационно - компьютерные технологии , дизайнерские программы: «Советы модницы – Барби»,     «Дизайн из лоскутков»,   «Мышка Мия – юный дизайнер».

  Знакомлю дошкольников с различными  новыми методами и технологиями ,используемые в дизаине :  «Скрепбукинг», «Римейка», Декупаж», «Пэчворк», «Изонить».

Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребенок придает своим «богатствам» (камешки, пуговицы, шишки, ракушки, салфетки ). На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинки это  волшебные цветы, лоскутки – платье принцессы, фантики – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном я использую на занятиях детским дизайном.

Мною проводились как теоретические , так и практические занятия. Теоретические занятия содержат минимальное количество знаний о том, что представляет собой тот или иной вид дизайна, об истории возникновения. На практических занятиях дети пытаются с моей помощью создать модели и образцы дизайнерских разработок.

Выделяют следующие типы детского дизайна:

  1. Плоскостной (аппликативно – графический)
  2. Объемный (предметно – декоративный)
  3. Пространственный (архитектурно – художественный)

По каждому типу осуществляются  несколько направлений деятельности (виды детского дизайна)

Архитектурно – художественное моделирование:

 Дети знакомились  с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками. Для воплощения своих идей  дети  создавали проекты на темы:

«Домики трех поросят»

«Дом для птиц»

Дизайн интерьера:

В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно – пространственная среда,  поэтому особое внимание детей я обращаю на украшение   интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада.

А также с детьми были созданы  проекты «Дары осени», «Весенний лужок».

Дизайн одежды и украшений:

Знакомлю детей с костюмами  разных народов мира, а они в свою очередь дают  толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды.   Дети сами придумывали новые и удивительные коллекции одежды:

 «Галстук для папы»

«Красивые бусы и браслеты»

Дизайн посуды:

 Маленькие дизайнеры научились видеть с помощью взрослого поэтапно реализовывать свой  «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Так дети придумывали новую  посуду, сервизы:

«Стаканчики для карандашей»

«Посуду для кукол»

Работа с родителями

В процессе работы с воспитанниками я почувствовала стремление родителей к совместному творчеству с детьми и стала вовлекать их в совместную деятельность. Родители стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформлении выставок, посещать занятия.

Для родителей мною были:

  • Изготовлены и распространены памятки «Дизайн – деятельность»
  • Консультаций: «Дизайн в семье», «Что такое дизайн?»
  • Видео – ролики «Декупаж», «Творческая мастерская»
  • Конкурсы семейного творчества
  • Дни открытых дверей.

Результативность опыта

Проведя сравнительный анализ развития художественного творчества детей на начало 2012 -2013 и 2013 – 2014 учебного года, можно отметить, что уровень усвоения детьми данного материала, а именно развитие художественно – творческих способностей посредством обучения детей элементам дизайна, повысился на 25 %.

В результате занятий по детскому дизайну все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение «я» : «Я думаю»,  «Я нарисую так..»,»Я видел», «Я могу». У дошкольников пробудились чувства творческого удовлетворения ( «Я – декоратор», «Я – модельер»).

 Мой воспитанники  - активные участники и призёры интернет – конкурсов.

В настоящее время в детском саду я веду кружок «Мастерилка», разместила на сайте детского сада презентаций : «Декорирование старого чемодана», «Маленькие модельеры- дизайнеры», изготовила дидактические игры «Часть чего», «Мы юные дизайнеры», которые могут использоваться в  массовой практике воспитателями других детских садов.

 Опытом работы делилась с коллегами на педагогических советах, проводила семинар – практикум на тему «Развитие детского художественного творчества посредством дизайна».

Перспектива на будущее: создание своей профессиональной программы по художественно – эстетическому направлению «Маленький дизайнер».

Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые! Поэтому я планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью.

Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз  работы с детьми – чувствовать, познавать, творить.

Оставить комментарий: