Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимующие птицы нашего края"
Документы для скачивания
Конспект непосредственно образовательной деятельности
на тему: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Птицы нашего края»
Задачи:
Образовательные:
Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обита-ния.
Учить находить признаки сходства и различия.
Развивающие:
Активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук (через конструирование из бумаги птицы в технике «Оригами»).
Вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания.
Совершенствовать диалогическую речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Оборудование:
Картинки и фотографии зимующих птиц; записи голосов птиц на CD-диске; кор-мушки; корма для птиц; бумага на каждого ребёнка; ножницы; фломастеры.
Предварительная работа:
Разучивание стихов о птицах.
Содержание непосредственно образовательной деятельности :
1.Организационная часть.
Доброе утро! – птицы запели –
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.
Ребята, давайте поздороваемся с гостями.
Включить запись пения птиц. Попросить детей закрыть глаза.
Воспитатель: Что вы, ребята, представили сейчас?
Выслушиваются мнения детей.
- А как вы думаете, сейчас можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц?
2.Основная часть.
Актуализация знаний детей.
Мы много говорили с вами о птицах, наблюдали за ними на прогулках. Поэтому давайте посмотрим, что вы о них знаете?
Я предлагаю вам поиграть. Игра на внимание «Прилетели птицы».
Воспитатель читает стихотворение. Если дети услышат, что он называет не птицу, хлопают в ладоши. Сосчитать всех птиц и показать число, соот-ветствующее их количеству.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи, воробьи,
Комары и снегири,
Дятлы и лягушки,
Совы и ватрушки.
Поисково – исследовательская деятельность.
Ребята, скажите, какие особенности отличают птиц от других животных?
Выслушиваются ответы детей.
На столе у вас лежат перья. Скажите, для чего нужны перья птице?
Ответы детей.
Верно. Перья птице необходимы для полёта, а ещё они обогревают её тело. Но всё-таки, некоторые птицы не выдерживают низких температур, и улетают в теп-лые края. Как мы называем таких птиц?
Ответ детей (перелётными).
Ребята, давайте рассмотрим как устроены перья у птиц.
У пера есть проходящий в середине упругий стержень и плоское опахало.
А что можно ещё сказать о стержне?
Ответы детей: плотный, пустой.
Попробуйте поднять перо вверх и опустить его. Как оно падает? Почему так па-дает?
Ответы детей. Оно падает медленно, плавно кружась. Перо лёгкое и эластич-ное. Это помогает птицам в полёте.
Новый материал.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.
Давайте отправимся с вами на птичью выставку. А экскурсоводами будете вы ре-бята.
Но сначала отгадаем загадку.
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (воробей)
Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение):
Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки.
По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
В: Как чирикает воробей? (чик-чирик)
Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску. Включается запись голоса.
Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с до-мами людей. Это очень неприхотливые птички. Любят полакомиться хлебными крошками, зёрнышками овса, только воробьи клюют пшено.
Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ж… (снегири).
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение):
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.
В: Послушайте, как снегирь поет (запись голоса).
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Любит полакомиться ягодами рябины, облепихи, барбариса, семечками арбуза и тыквы.
Верещунья, белобока,
А зовут её… (сорока).
Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворение):
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой сорока.
Картинка с изображением сороки помещается на выставку - доску.
В: Послушайте, как трещит сорока (включается запись голоса).
Сорока – белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко и сидит разглядывает. Потом схватит, в гнездо своё утащит. Сорока всеядна.
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение):
Пусть снег вокруг искриться
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная.
Картинка с изображением синицы помещается на выставку - доску.
В: Послушайте, как поёт синица.(запись голоса)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная ша-почка. Это очень бойкие и шустрые птички. В тёплые края не улетают, а пережи-вают зиму, укрывшись в дупле. Зимой им приходится нелегко и в поисках еды они прилетают к жилью человека. Кроме разных семян, любят сырое несолёное сало и мясо.
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор.(дятел)
Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение):
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Картинка с изображением дятла помещается на выставку - доску.
В: Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Ими он питается. Живёт в дупле.
Послушайте, как стучит дятел (включается запись).
Окраской – сероватая,
Повадка – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто это? ( ворона)
Выходит ребенок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение):
Особа всем известная,
Она - крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
А это ведь ворона.
В: Послушайте, как ворона каркает (включается запись).
Ворона – важная, горластая. Вороны имеют полностью чёрную окраску, но встре-чаются и чёрные с серой окраской. Летают обычно стаями. В стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Проводится физкультминутка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Птица крыльями взмахнула,
Птица перья отряхнула,
Крылья убрала назад,
Сделав очень важный взгляд.
Посмотрела вправо-влево,
Удивилась: «Что за дело?
Нет тут птицы ни одной,
Полечу-ка я домой».
Полетела, полетела,
В гнёздышко своё присела.
В: Молодцы ребята! Красивая получилась у нас выставка!
Скажите, каким одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие)
Сейчас поиграем в игру «Какой птички не стало?»
(На доске несколько картинок с изображениями зимующих птиц. Дети закрыва-ют глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)
Ребята, подумайте может каких-нибудь птиц не назвали? (тетерев, галка, го-лубь).
Голубь часто мы видим эту доверчивую птицу. Они любят крупу и хлеб. Как голубь воркует? (гру-гру).
Голубя считают символом мира.
Конструирование из бумаги в технике «Оригами».
Я предлагаю вам смастерить голубя из бумаги.
Соединим их вместе. Посмотрите, какая красивая получилась стайка.
3. Заключительная часть.
В: Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушку и подкармливать птиц).
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
В:Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашей площадке мы повесим кормушки и будем насыпать в них корм. Может быть, за зиму мы спасём ни одну птицу.
В: Ребята, а вы хотите покормить птиц? Но помните, что каждая птица предпочи-тает свой корм.
Вот у нас есть две кормушки: на одну прилетели снегири, а на другую – воробьи. Чем их кормить? Кто мне поможет? (Дети по желанию выходят и сыплют на кормушку тот корм, который предпочитают птицы).
В: Ребята, что вам понравилось на занятии больше всего? Что нового и интерес-ного вы узнали сегодня?
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома будет висеть кормуш-ка, которую помогут вам сделать взрослые. Птицы быстро привыкают к такой сто-ловой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать.
Приучите этих птиц
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Но они обязательно отблагодарят вас красивой весенней песней. Но самое глав-ное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.
Воспитатель: Журавлева Н.Н.
Предыдущие материалы
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.
- Сценарий мероприятия 1000-летия единения мордовского народа. Провела педагог дополнительного образования Юдина Л.И.