Учебная программа для групп начального обучения плаванию
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО- ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «РУСИЧ» г. ВЛАДИВОСТОКА Утверждаю: Директор М Б ОУ ДОД ДЮСШ « Русич »: В. П. Русакова_ _ _ _ _ _ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ для групп начальной подготовки 1- го и 2- го года обучения Разработана на основе Примерной программы по плаванию для спортивных школ( авт. А. А. Кашкин, О. И. Попов, В. В. Смирнов, М. : Советский спорт, 2004 г. ) тренером – преподавателем Жолнирович А. И. г. Владивосток, 2011 г. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы по плаванию для ДЮСШ и СДЮШОР, разработанной авторским коллективом кафедры теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в составе: А. А. Кашкин, профессор, доктор педагогических наук; О. И. Попов, профессор, доктор педагогических наук; В. В. Смирнов, доцент, кандидат педагогических наук; рецензент: Т. М. Абсалямов, профессор, доктор педагогических наук. ( Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско- юношеских школ олимпийского резерва. - М. : Советский спорт, 2004. - 216 с. ) . Цели и задачи рабочей программы 1. 1. Программа составлена применительно к условиям, предоставленным ДЮСШ « Русич » и М Б ОУ «Школа №79» для этапа начальной подготовки( НП) . На этап зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний( имеющие письменное разрешение врача) . Продолжительность этапа 2- 3 года. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно- оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно- тренировочный этап подготовки. 1. 2. Основные задачи подготовки: - улучшение состояния здоровья и закаливание; - устранение недостатков физического развития; - привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятиям плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни; - овладение жизненно необходимыми навыками плавания; - обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков; - приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей; - воспитание морально- этических и волевых качеств, становление спортивного характера; - поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности. 1. 3. Режим работы В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства. Перевод занимающихся в следующие группы обучения и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов. Возраст занимающихся в группах начальной подготовки- от 6 до 17 лет. Решение о проведении занятий с детьми дошкольного возраста принимает учредитель при наличии разрешения органов здравоохранения. Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно- тренировочных занятиях. Общая характеристика учебного процесса. Основные формы учебно- тренировочной работы Основными формами учебно- тренировочной работы являются: групповые занятия; индивидуальные занятия; участие в соревнованиях различного ранга; теоретические занятия( в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, видеозаписей, просмотра соревнований) ; занятия в условиях спортивно- оздоровительного лагеря; медико- восстановительные мероприятия; культурно- массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах. 2. 2. Контрольно- переводные нормативы для различных этапов обучения Система нормативов последовательно охватывает весь период обучения в спортивной школе. Состав нормативов изменяется в зависимости от этапа обучения. Для групп начального обучения выполнение нормативов является кроме того и важнейшим критерием для перевода занимающихся на следующий этап многолетней спортивной тренировки. Основными критериями оценки занимающихся на этапе начальной подготовки являются регулярность посещения занятий, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовленности, освоение объемов тренировочных нагрузок в соответствии с программными требованиями, освоение теоретического раздела программы, отсутствие медицинских противопоказаний для занятий. Нормативы для групп 2- го года обучения являются приемными для зачисления в учебно- тренировочные группы. Зачисление в учебно- тренировочные группы проводится на конкурсной основе по результатам контрольных испытаний, причем наиболее важными являются нормативы по технической подготовке. 3. Методическая часть 3. 1. Организация учебно- тренировочного процесса Учебный год обычно начинается 1 сентября и заканчивается, как правило, в июле. По желанию дети выезжают в летний спортивно- оздоровительный лагерь, либо самостоятельно по заданиям тренера поддерживают свою спортивную форму( переходный период или активный отдых) . Основными формами учебно- тренировочного процесса на этапе предварительной спортивной подготовки являются: групповые учебно- тренировочные и теоретические занятия. Оптимальный возраст для начала предварительной спортивной подготовки в плавании составляет для девочек 7- 9, а для мальчиков- 8- 10 лет. Продолжительность этапа- 1- 2 года. Занятия проходят в группах начальной подготовки. У детей в возрасте 7- 9 лет преобладают процессы созревания тканей и органов при снижении интенсивности их роста. Заканчивается морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга, печени, наблюдается усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание размеров сердца, заканчивается структурная дифференциация миокарда. Младший школьный возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы. В этом возрасте у детей наблюдается неустойчивое внимание. Для поддержания устойчивого внимания следует создавать на занятиях повышенный эмоциональный уровень, используя при этом игровые формы ведения урока, оценку действий каждого ребенка, метод поощрения. Для детей 7- 9- летнего возраста свойственно конкретно- образное мышление. Поэтому особенно важным на занятиях является доступный для понимания образный показ и наглядный метод объяснения. У детей этого возраста сравнительно «легкий» костный скелет и слабо развитые мышечные группы обеспечивают хорошую плавучесть тела в воде, что облегчает разучивание движений по формированию техники плавания. Планирование подготовки 4. 1. Планирование годичного цикла в группах начальной подготовки Группы начальной подготовки комплектуются из детей 7- 9 лет. Продолжительность занятий в группах начальной подготовки составляет 2 года, по истечении которых по результатам контрольных нормативов дети переходят в учебно- тренировочные группы. Основное содержание этапа предварительной подготовки составляет обучение технике спортивного плавания с использованием максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с упором на игровые методы обучения. Количество учебно- тренировочных занятий в воде может постепенно увеличиться с 3 до 6 раз в неделю( к концу 2- го года обучения) , что автоматически ведет к постепенному увеличению объема физической нагрузки. Для этапа начальной подготовки отсутствует периодизация учебно- тренировочного процесса, т. е. в годичном цикле не выделяются периоды подготовки, а контрольные соревнования проводятся по текущему материалу без какой- либо целенаправленной подготовки к ним. Преимущественной направленностью тренировочного процесса в группах начальной подготовки являются обучение и совершенствование навыков плавания спортивными способами, развитие общей выносливости( на базе совершенствования аэробных возможностей) , гибкости и быстроты движений. 1- й год обучения Учебный год условно можно разбить на 2 полугодия. В первом полугодии проводится освоение с водой и обучение технике плавания кролем на груди и на спине. В качестве начального этапа обучения хорошо зарекомендовала себя 36- урочная программа( см. . Уроки плавания состоят из подготовительной, основной и заключительной частей. В подготовительной части урока сообщаются задачи урока, осуществляется организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части урока. В ней применяются ходьба, бег, общеразвивающие, специально- подготовительные и имитационные упражнения. В основной части урока решаются задачи овладения элементами техники плавания. Изучается и совершенствуется техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Заключительная часть урока направлена на постепенное снижение нагрузки и приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние с помощью медленного плавания, выполнения стартовых и учебных прыжков, поворотов. Проведение игр в заключительной части урока улучшает эмоциональное состояния юных спортсменов и облегчает перенесение тренировочных нагрузок. Это в значительной степени повышает интерес к занятиям. Завершает урок плавания подведение итогов. Обучение проводится в мелком бассейне. В течение учебного года на место выбывших учеников( по причине отсутствия желания посещать занятия, пропусков занятий по состоянию здоровья и т. п. ) набираются новички. Если условия занятий в детской спортивной школе позволяют, то дети, успешно освоившие программу первого этапа начального обучения, переводятся в следующую( «продвинутую») группу начального обучения 1- го года, а на их место набираются новички. Таким образом, на протяжении учебного года группы, проходящие программу первого года начального обучения, могут обновлять свой состав 2- 3 раза. До конца учебного года продолжается параллельно- последовательное освоение техники всех спортивных способов плавания и совершенствование в ней. В первом полугодии происходит углубленное разучивание техники плавания способами кроль на груди и на спине и ознакомление с элементами плавания способом дельфин. К концу этапа занимающиеся должны проплыть 25 м кролем на груди и на спине со старта с оценкой техники. Во втором полугодии 4- 6 недель( 1- 1, 5 месяца) отводятся на изучение способа дельфин. В этот период учебно- тренировочные занятия планируются таким образом, что 60% от общего объема тренировочной нагрузки проплывается кролем на груди и на спине. Остальные 40% общего объема плавания целиком посвящаются изучению техники плавания дельфином и совершенствованию в ней. Последние четыре недели отводятся для изучения техники плавания способом брасс и совершенствования в ней. Занятия планируются так, что 60- 70% от общего объема нагрузки выполняются за счет плавания кролем на груди, на спине и дельфином. Оставшиеся 30- 40% времени посвящаются изучению техники способа плавания брасс и совершенствованию в ней. Необходимо отметить, что с такой программой справляются дети, приступившие к занятиям плаванием в 9 лет. При начале занятий в 7- 8 лет многие дети не готовы физически к правильному выполнению упражнений для способа дельфин, особенно, если у ДЮСШ нет возможности для организации полноценных занятий по ОФП и СФП на суше. В этом случае сроки обучения увеличиваются, и после изучения кроля на груди и на спине можно переходить к изучению брасса, а затем- дельфина. Все это время продолжается изучение техники стартов и поворотов при плавании разными способами. В конце учебного года проводятся контрольные соревнования по программе: первый день- 100 м комплексное плавание; второй день- каждый участник стартует 4 раза и проплывает дельфином, кролем на спине, кролем на груди и брассом по 25 м с экспертной оценкой техники плавания, стартов и поворотов. Дети, хорошо освоившие технику, имеющие хорошее продвижение от каждого гребка, умеющие лежать на воде и скользить по воде, желающие продолжать занятия плаванием, переводятся в группы начальной подготовки 2- го года обучения. 2- й год обучения Занятия на 2- м году обучения в основном направлены на совершенствование техники спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Среди средств подготовки по- прежнему широко используются тренировочные задания, применявшиеся ранее, в том числе игры и развлечения на воде, прыжки в воду. Постепенно, ко второму полугодию, начинают все шире использоваться упражнения начальной спортивной тренировки. В содержание занятий входят: плавание всеми способами, разнообразные упражнения, с различным положением рук, с помощью одних ног или рук, плавание «на сцепление», «с обгоном», с дыханием на 3, 5, 7 гребков и т. п. Изучаются повороты «кувырок» и «маятник», отрытый и закрытый на спине. Используются дистанции до 400 м одним способом или комплексным плаванием, в полной координации и на ногах; дельфином- не более 100 м. Типичные тренировочные серии: 3- 4 х 200 м, 4- 8 х 100 м, 6- 10 х 50 м, чередуя способы и темп; 4- 6 х 25 м. После второго года обучения занимающийся должен освоить технику всех спортивных способов плавания, овладеть теоретическими знаниями курса начального обучения, сформировать умения и навыки, касающиеся спортивного режима, питания, утренней гимнастики, проплывать всеми способами 50 м со старта в полной координации движений и 400 м любым способом. 5. Педагогический и врачебный контроль 5. 1. Педагогический контроль Педагогический контроль проводится с целью оценки динамики физического развития, уровня общей и специальной подготовленности, функционального состояния организма, адекватности тренировочных нагрузок возможностям занимающихся. Этапный контроль необходим для всех занимающихся. Этапный контроль проводится как правило дважды в году( в начале и в конце сезона) . Его задачами являются: 1. Определение изменения физического развития, общей и специальной подготовленности занимающегося; 2. Оценка соответствия годичных приростов нормативным с учетом индивидуальных особенностей темпов биологического развития; 3. Разработка индивидуальных рекомендаций для коррекции тренировочного процесса и перевода занимающегося на следующий этап многолетней подготовки. Физическое развитие К минимальному набору показателей физического развития юных пловцов следует отнести: длину тела, длину стопы, длину руки, обхват груди, массу тела, жизненную емкость легких( ЖЕЛ) , кистевую динамометрию. Для измерения обхвата груди следует использовать малорастяжимую сантиметровую ленту. Лента проходит под нижними углами лопаток, на уровне сосков у мужчин или по верхнему краю грудной железы у женщин. Измерение производят в спокойном состоянии, на вдохе и на выдохе. Для измерения ЖЕЛ применяют спирометр. Общая физическая подготовленность В комплекс тестов для оценки общей физической подготовленности входят: - Бег на 30 м; на дорожке стадиона или манежа, в спортивной обуви без шипов, с высокого старта. В каждом забеге участвуют не менее двух человек. - Прыжок в длину с места; толчком двух ног( стопы параллельны, носки на одной линии) , со взмахом руками. Приземление должно быть выполнено на две ноги. Расстояние измеряется по ближайшей к стартовой линии отметке. Выполняются три попытки, записывается лучший результат. - Челночный бег 3 х 10 м. И. п. - стоя лицом к стойкам, по команде обегает препятствия. - Бросок набивного мяча. Специальная физическая подготовленность на суше- Подвижность в плечевых суставах( « выкрут ») . - Подвижность позвоночного столба( наклон вперед) . Специальная физическая подготовленность в воде- Скоростные возможности( 25- 50 м) . Техническая( плавательная) подготовленность- Обтекаемость( длина скольжения) . - Оценка плавучести( уровень воды при равновесии в воде в вертикальном положении с вытянутыми вверх руками на полном вдохе) . - Интегральная экспертная оценка включает в себя оценку чувства воды при проплывании дистанций, особенности телосложения, оценку тренером мотивации к дальнейшим занятиям спортом, регулярность посещения занятий в течение года и др. - Техника плавания всеми способами: с помощью одних ног; с помощью одних рук; в полной координации. 5. 2. Врачебный контроль Врачебный контроль за занимающимися на этапе начальной подготовки осуществляется врачом спортивной школы, а при его отсутствии- кабинетом врачебного контроля территориальной поликлиники в соответствии с Положением о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом( приказ Минздрава СССР от 29. 12. 85 г. № 1672) . 6. Теоретическая подготовка Целью теоретической подготовки является овладение минимумом знаний, необходимых для понимания сущности спорта и его социальной роли. В соответствующей возрасту форме занимающиеся должны ознакомиться с основными закономерностями спортивной тренировки, влиянием физических упражнений на организм. Одним из важнейших направлений теоретических занятий является воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине и гордости за нее, формирование спортивного образа жизни. Теоретическая подготовка в группах начальной подготовки проводится в виде коротких сообщений, объяснений, рассказов и бесед в начале учебно- тренировочного занятия или в форме объяснений во время отдыха. При проведении теоретической подготовки следует учитывать возраст учащихся и излагать материал в доступной им форме. В ходе теоретических занятий и бесед следует рекомендовать литературу для чтения о истории развития вида спорта, воспоминания известных спортсменов, учебные пособия по обучению и начальной тренировке по плаванию, спортивные журналы и энциклопедии для детей и т. п. Весьма полезен коллективный просмотр и обсуждение телевизионных передач и статей в периодических изданиях на спортивную тематику, а также получение спортивной информации с помощью современных мультимедийных пособий и источников в интернете. Примерный учебный план для групп начальной подготовки( ГНП) Разделы подготовки ГНП 1- года ГНП 2- года Возраст занимающихся Количество часов в неделю Количество занятий в неделю Физическая подготовка на суше и в воде: в т. ч. : О ФП СФП и СТП Соревнования и контрольные испытания Теоретическая подготовка Медицинскоеобследование Общее количество часов 8 6 3- 4 296 171 125 6 6 4 312 9 9 3- 5 438 200 238 12 12 6 468 Утверждаю: Директор МОУ ДОД ДЮСШ « Русич »: В. П. Русакова_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 3 г. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПЛАВАНИЮ для ГНП 1- года подготовки на 201 3- 201 4 уч. / год Теоретическая подготовка- Правила поведения в бассейне- меры безопасности в бассейне- личная гигиена пловца- плавание – важное средство закаливания и укрепления здоровья детей. Практические занятия- общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше- подготовительные упражнения для освоенияв воде: - упражнения, знакомящие с плотностью и сопротивлением воды; - погружение в воду с головой и открывание глаз; - всплывание и лежание на поверхности воды; - освоение дыхания в воде; - скольжение; - учебные прыжки и соскоки в воду; - игры, эстафеты и развлечения на воде. - техника плавания: - кроль на груди; - кроль на спине. - техника стартов и поворотов: - кроль на груди; - кроль на спине. Утверждаю: Директор М Б ОУ ДОД ДЮСШ « Русич »: В. П. Русакова_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201 3 г. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПЛАВАНИЮ для ГНП 2- года подготовки на 201 3- 201 4 уч. / год Теоретическая подготовка- Правила поведения в бассейне- меры безопасности в бассейне- личная гигиена пловца- плавание – важное средство закаливания и укрепления здоровья детей. - влияние физических упражнений на организм человека- техника и терминология плавания Практические занятия- общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше- упражнения для совершенствования техники плавания способами кроль на груди и кроль на спине: - упражнения на сцепление- упражнения на дыхание- плавание в полной координации- игры, эстафеты и развлечения на воде. - техника плавания: - брасс; - баттерфляй. - техника стартов и поворотов: - кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй( кувырок, маятник, открытый и закрытый) - комплексное плавание- плавание 400 м любым способом
Тренировочные задания по плаванию 1 день: 100 м комплексное плавание – дельфин – спина – брасс – кроль на груди( касания, повороты) 200 м кроль на груди на ногах с доской( ускорение после каждых 25 м. ) Упражнение 3 серии: 50 м кроль на груди в координации 25 м гребок правой рукой 25 м гребок левой рукой. Упражнение дельфин: 50 м Рук и- гребок правой рукой кроль на груди, ноги дельфин( левая рука вытянута вперёд) 50 м Рук и- гребок левой рукой кроль на груди, ноги дельфин( правая рука вытянута вперёд) 50 м рук и- гребок правой- гребок левой- гребок двумя, ноги дельфин. Итого 950 м 2 день 200 м кроль на груди на ногах( с доской) 200 м кроль на груди на руках( с калабашкой) 400 м кроль на груди в координации Итого 800 м 3 день 100 м комплекс 100 м кроль на спине на ногах( руки вытянуты вперёд) 100 м кроль на спине гребок правой рукой( левая вытянута вперёд) 100 м кроль на спине гребок левой рукой( правая вытянута вперёд) 100 м кроль на спине на ногах( с калабашкой) 200 м ноги брасс( с доской, следить за разворотом стоп в стороны и скольжением после толчка ногами) . 4 день 200 м кроль на ногах( с доской) Упражнение: 50 м кроль на груди в координации, 25 м гребок правой рукой( левая прижата к бедру) , 25 м гребок левой рукой( правая прижата к бедру) х 3 серии. 400 м кроль на груди в координации Итого 900 м 5 день 100 м комплекс 100 м кроль на спине на ногах левая рука вытянута вперёд 100 м кроль на спине на ногах правая рука вытянута вперёд 200 м кроль на спине со сменой рук на шесть счётов( одна рука впереди, другая вдоль туловища, смена рук гребком на счёт «шесть») . 100 м ноги брасс 100 м руки брасс 100 м брасс в координации Итого 800 м
Открытое занятие( контрольный урок) по плаванию Место проведения: комплекс бассейнов МБОУ «СОШ №79» Дата проведения: 2 0 декабря 201 3 г. Время проведения: 1 6. 45 ч. Тренеры- преподаватели: Жолнирович А. И. , Пыхтеева Л. А. Тема занятия: «Техника плавания способами кроль на груди и кроль на спине» План занятия Разминка- комплекс ОРУ на суше СПП – разминка на воде Выполнение норматива «Умею плавать 25( 50) м» способами «кроль на груди» и «кроль на спине» Подведение итогов, вручение удостоверений «Умею плавать» Приглашаются все желающие: родители и тренеры- преподаватели.
- Презентация "Хлеб- в нем наша сила и здоровье" Еремина С.В.
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий
- АНКЕТА (для родителей) по выявлению тревожности у ребёнка.