a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Уважаемые родители! Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Заложенные в этом возрасте образовательные, нравственные, мировоззренческие, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Особого рода ценностью в этом деле является чтение, так как, общаясь с книгой, человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески, т.е. формируется нравственная и культурная основа его личности. Хорошая книга – лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку. Наша с вами задача - приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями. Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребенка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребенка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман. Трусость, благородство, готовит ребенка к реальной жизни. Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре, поэтому для нас важно развить в нем любовь и интерес к чтению. Нет нужды доказывать, что воспитание чувства природы у детей неразрывно связано с воспитанием этого чувства у взрослых. «Без экологических знаний сегодня жить невозможно. Они нужны нам, людям, как воздух, как лекарство от болезни, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому, к Природе» (В.А. Алексеев). Знакомство ребенка с миром природы начинается задолго до того, как он начнет говорить и ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что самое приятное. Полезное и доступное удовольствие для ребенка – это когда ему читают вслух интересные книги. Еще великий поэт А.С. Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение». А начало этому закладывается в семье. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни человека. Ребенок с раннего детства проявляет природную пытливость, любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у детей вызывает природа, которая представляет собой широкий простор для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребенка. Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Что же дает ребенку общение с природой? *Общаясь с природой, дети получают массу разнообразных знаний, расширяется их кругозор, развиваются умственные способности. *Развивается наблюдательность, которая является показателем психологической готовности к школьному обучению. *Развиваются и обогащаются речь, мышление, память, внимание… *Природа оказывает благотворное влияние на физическое развитие. (Прогулки в природу улучшают общее физическое состояние. Движения и игры на свежем воздухе развивают мышцы ребенка, укрепляют нервную систему, благотворно сказываются на жизнедеятельности всего организма.) *Общаясь с природой, дети испытывают удовлетворение от того, что сделали что – то доброе и хорошее в природе. *Они учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся «говорить» с каждым цветком и птицей, солнцем и ветром и любить их. Они начинают понимать, что хорошо, а что плохо, Переживают и сочувствуют. У них появляется чувство сострадания. *Природа – источник развития нравственных чувств ребенка. *Дети учатся заботливому и бережному отношению к растениям и животным. *В детях воспитываются доброта и сердечность. *Природа- первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок учится видеть, понимать и ценить ее красоту. С ранних лет ребенок приобщается к природе, постигает ее тайны и секреты, учится общаться с растениями и животными, учится определенным образом вести себя в природе. Часто маленький ребенок действует с позиции силы, он сильнее червей, бабочек, муравьев и т.д., он может их ловить, топтать. В результате у ребенка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Пока ребенок мал, он действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям. А это мы наблюдаем сейчас сплошь и рядом (взрослый внук сильнее бабушки). Вот как написал Б.Рябинин в своей книге «О любви к живому»: «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая их. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его БОЯТСЯ, - и вот тут – то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла. Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой». Приобщая ребенка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать могут не только родители, но и старшие дети, бабушки и дедушки. Прививая интерес к чтению, вы, родители, должны помнить, что вы сами главный пример для ребенка. Ни для кого не секрет, что сегодня дети практически не видят вас, родителей с книгой в руках, так как вы предпочитаете книге телевизор или компьютер. Помните, что совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т.д. При этом вы, взрослые должны умело подбирать литературу для чтения. Много интересного о поведении птиц ребенок узнает из книг Г. Скребицкого, Е.Чарушина, Н.Сладкова и т.д. Об интересных повадках насекомых рассказывают книги В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?», Н.Розанова «Муравей Красная точка», «Подземный путешественник», «На зеленой иголке». Познакомившись с книгой Ф.Льва «Для чего деревьям листья», дети узнают о строении листа и его назначении. Научить ориентироваться в многообразии мира травянистых растений поможет книга А.Огнева №На лесной поляне»… Уже в дошкольном детстве ребенок чутко реагирует на поэтическое слово. Художественное слово усиливает впечатления от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребенка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине. Однако следует помнить, что все – таки не книга, не телевидение, а сама природа во всей своей простоте и сложности является главным наставником ребенка в его воспитании. Памятка для родителей по воспитанию любви к книге Уважаемые родители! 1.Предлагайте ребенку только качественную литературу для чтения. 2.Заведите ритуал вечернего чтения, выбрав книгу, соответствующую возрасту ребенка. 3.Читайте понемногу, но каждый день. 4.Предлагайте ребенку рисовать иллюстрации к прочитанному, «писать» к ним тексты». 5.Учите ребенка пользоваться цитатами из прочитанного текста. 6.Разыгрывайте с ребенком сценки из прочитанной книги, обсуждайте содержание сюжета. 7.Не увлекайтесь методикой раннего обучения чтению, особенно если у ребенка есть какие – либо невропатологические проблемы (ребенок поздно заговорил – после 2,5 – 4 лет имеет дефекты произношения; бедный словарный запас; вообще не употребляет предлоги; не изменяет слов по падежам). 8. Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается, то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, логопеда.

Оставить комментарий: