Программа эксперимента по внедрению технологий индивидуализации образования на старшей ступени обучения МОУ «Старошайговская СОШ №2»
1.Тема эксперимента
Внедрение технологий индивидуализации образования на старшей ступени обучения
2.Исполнители эксперимента
Творческая группа учителей: заместитель директора по УР Горьканова Л.А., психолог Венчакова М.А., учителя-предметники Ерусланкина Е.М., Рябов С.А., Венчаков А.И., Котькина О.И., Саушкина В.А., Попков В.К., Котькина С.А., Мальченков В.Н.
3.Руководитель
Заместитель директора по УР Горьканова Л.А.
4. Актуальность темы
Нашему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Внедрение индивидуализации образования способствует выполнению социального заказа общества.
5. Проблема
Структура, содержание, программно-методическое, информационное обеспечение, применяемые технологии, формы, методы учебно-воспитательного процесса не в полной мере соответствуют концептуальным основам личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов, индивидуализации образования.
В сельской школе затруднено предоставление большого спектра образовательных услуг даже в условиях профильного обучения, так как нет близкорасположенных общеобразовательных школ.
Переход к индивидуализации обучения - это значительные изменения в организационных механизмах старшей школы, в основе этих изменений должно быть понимание того, что необходимо воспитать личность ответственную и сознательную, готовую к личностному и профессиональному выбору.
6. Идея эксперимента
Идея эксперимента заключается в обновлении старшей ступени образования, внедрении индивидуализации обучения старшеклассников в условиях сельской школы.
7. Цели эксперимента.
1) реализация школьной модели массовой индивидуализации на основе индивидуальных учебных планов;
2) создание условий для индивидуализации содержания образования старшеклассников с гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий
8. Задачи
1. Организация учебно-воспитательного процесса, создающего среду для построения учеником собственной траектории образования в социокультурном пространстве школы.
2. Расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием;
3. Управление системой подготовки педагогов школы, работающих в старших классах;
4. Изменения в условиях организации образовательного процесса за счет перехода на новые образовательные технологии.
5. Формирование пакета документов, описывающих технологию индивидуализацию образования на старшей ступени обучения.
9. Объект эксперимента
Образовательный процесс, организованный на основе индивидуальных учебных планов.
10. Предмет экспериментирования
Индивидуализация предпрофессиональной подготовки школьников на онове индивидуальных учебных планов.
11. Гипотеза
Успешная социализация личности выпускника и профессиональное самоопределение возможно в случае построения старшеклассниками индивидуальных образовательных траекторий на основе ИУП.
12. Ожидаемые результаты:
- Удовлетворение социального запроса основных заказчиков образовательных услуг.
- Расширение возможности социализации учащихся.
- Повышения уровня управленческой компетенции администрации школы и научно-методического потенциала педагогического коллектива.
- Создание условий для дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ.
- Наличие пакета документов по новой технологии с целью дальнейшей трансляции опыта внедрения индивидуализации образования
13. Заинтересованные группы
Заинтересованными группами являются учащиеся, родители и педагогический коллектив.
14. Возможности, риски и ограничения. Организация учебного процесса на основе использования ИУП учащихся делает максимально возможным учет интересов и потребностей учащихся;
Сильными сторонами индивидуализации обучения являются следующие моменты:
- Сформированность нормативно-правовой базы позволяет регламентировать процедуру обучения по ИУП;
- Создание для всех участников педагогического процесса максимально благоприятных условий для самораскрытия и самореализации личности в деятельности (для ученика - преимущественно познавательной, для учителя - профессионально-педагогической, преобразовательной);
- Обеспечение индивидуализации, как для одаренных учащихся, так и для учащихся с трудностями в обучении.
- Работа с индивидуальной траекторией развития ребенка увеличивает проектную составляющую в деятельности педагогического коллектива.
- Обучение в рамках модели приводит к росту социализации школьников (умение выбирать содержание и уровень своего обучения, необходимость общаться в разных коллективах и пр.) -
Слабыми сторонами можно признать:
- Усложнение организации образовательного процесса
- Значительная трудоемкость обработки индивидуальных учебных планов обучающихся при подготовке учебного плана 10-11 классов;
- Сложность в составление и корректировка расписания занятий;
- Вхождение в состав групп учащихся с разной базовой подготовкой по предметам, что усложняет выбор форм и методов работы учителя;
- Разрушение сложившихся классных коллективов;
Барьером на пути реализации модели индивидуализации могут стать следующие
факторы:
Отсутствие опыта работы в данной области;
Трудность в составлении двух вариантов программ профильных и элективных курсов, их неотработанность;
15. Механизм реализации эксперимента.
Индивидуальный учебный план - это конкретный план обучения каждого ученика в отдельности, включающий совокупность учебных предметов и курсов, выбранных для освоения на базовом и профильном уровнях.
Для реализации модели важнейшей задачей администрации школы является создание богатой образовательной среды, иными словами условий для самостоятельного, осознанного выбора обучающимися учебных предметов (базовых, профильных, элективных) и форм обучения.
Организация предпрофильной подготовки в 9-х классах направлено на выявление и изучение интересов учащихся, информировании их о ситуации на рынке труда, консультаций, тренингов как с учащимися, так и с их родителями.
В 2010-2011 учебном году с учащимися 9 классов идет предварительная работа по формированию индивидуальных учебных планов на 10-11 классы.
В школе составляется и находится в открытом доступе банк данных о профильных и элективных курсах для 10-го класса (название, краткое содержание, сведения о преподавателе и др.)
Каждый учащийся выбирает предметы профильного уровня, причем их должно быть не менее двух. Учащийся может выбрать для изучения предметы базового уровня из числа не входящих в перечень обязательных. Далее он выбирает элективные курсы и спецкурсы.
Следующим шагом в формировании ИУП становится приведение списка выбранных предметов в соответствие с объемом учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом и СанПиНами.
Совокупность ИУП становится основой для распределения обучающихся по учебным группам для изучения профильных предметов и элективных курсов.
Обучение учащихся 10 и 11 классов осуществляется следующим образом: обязательные предметы базового уровня изучаются по классам (в постоянных классных коллективах), а профильные и элективные курсы проводятся для класса или группы с одинаковыми
индивидуальными интересами, причем в дальнейшем возможно для изучения предметов базового уровня и элективных курсов учащиеся 10-11 классов объединяются вместе в разновозрастные группы.
Такая организация учебной деятельности позволяет пересмотреть сроки и формы преподавания того или иного предмета или элективного курса, поэтому предусмотрены ускоренные курсы обучения, модульный подход.
Изучение предметов базового уровня и элективных курсов в 10-11 классах предполагает двухгодичный цикл. Для этого возникает необходимость перехода на крупноблочное планирование содержания образования и создание нескольких вариантов программ (I и II). Ученик А может начать изучение предмета и элективного курсов с варианта I. В следующем учебном году младший на год ученик В вместе со старшим учеником А будет изучать вариант И, а на другой год - вариант I. Любая из последовательностей изучения программ должна обеспечивать равную степень освоения курсов. Для разработки таких программ в школе создается педлаборатория.
Таким образом, каждый ученик формирует индивидуальный учебный план (ИУП), практически свою строго индивидуализированную образовательную программу (ИОП) и индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). ИУП выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника - «Я выбираю предметы для изучения», ИОП выполняет функцию проектирования - «Я составляю программу образовательной деятельности», ИОМ конструирует образовательную деятельность - «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».
Способы формирования ИОП и ИУП.
1. Выявление образовательных запросов учащихся.
1.1. Консультации с учащимися и родителями.
1.2. Тестирование на определение предпочитаемого типа профессии, области интересов, типа учебной мотивации.
1.3. Информирование учащихся на рынке труда, востребованных профессиях, перспективах и возможностях той или иной специальности. '
1.4. Анкетирование обучающихся.
2. Составление индивидуальных учебных планов:
2.1. Групповые и индивидуальные тренинги с учащимися по формированию ИУП и
ИОП.
2.2. Формирование списка учебных предметов и элективных курсов для каждого учащегося.
2.3. Экспертиза и приведение в соответствие ИУП с нормами Сан-Пина.
2.4. Согласование ИУП и ИОП с родителями учащихся.
2.5. Рассмотрение ИУП на педагогическом совете.
2.6. Утверждение ИУП приказом по школе.
3. Составление учебного плана школы и школьного расписания.
Для каждого десятиклассника составлен индивидуальный учебный план, который включает предметы базового и профильного уровня, причем предметов профильного уровня у каждого ученика не менее двух.
При составлении индивидуального учебного плана было учтено, что общее количество предметов базового и профильного уровней не должно превышать 32 часов (включая национально-региональный компонент).
В ИУП входят элективные курсы в количестве от 2 до 4 часов.
Особое внимание уделяется организации исследовательской и проектной деятельности.
В полной мере реализовать индивидуализацию позволяет наличие широкого спектра учебно-наглядных пособий, лабораторного оборудования, программ базового и профильного уровней.
Результаты учебной деятельности рассматриваются на заседаниях педагогических советов, производственных совещаниях, фиксируются в портфолиах учеников.
Материально-экономический ресурс. Школа располагает достаточным количеством аудиторий для организации индивидуализации обучения.
Нормативно-правовой ресурс. Для внедрения индивидуализации требуется создать и принять пакет следующих документов:
- 1. Положения:
1.1.Положение об индивидуальном учебном плане.
1.2. Положение об индивидуальной образовательной программе.
1.3. Положение о тьюторе.
1.4. Положение о ведении журнала профильных предметов.
1.5. Положение о ведении журнала тьютора.
- 2. Договоры:
2.1. Договоры с учащимися.
2.2. Договоры с родителями или лицами, их заменяющими.
- 3. Приказы:
3.1. Приказ о переводе учащихся на ИУП.
3.2. Приказ об утверждении ИУП.
3.3. Приказ о назначении тьютора.
3.4. Приказ об утверждении рабочих программ базовых, профильных и элективных курсах в 10-х классах.
3.5. Приказ об утверждении расписания занятий.
3.6. Приказ о формировании разновозрастных групп учащихся.
16. Этапы и сроки реализации проекта.
Этапы |
Сроки |
Содержание деятельности |
Результаты |
1 этап – подготови-тельный |
Август 2010- декабрь 2010 г. |
Изучение научной и методической литературы, материалов передового педагогического опыта |
Анализ материалов ППО |
Поиск в интернете информации о практике внедрения технологий индивидуализации образования в других ОУ |
Банк данных о практике внедрения технологий индивидуальзации образования |
||
Разработка дидактического и научно-методического материала, необходимого для реализации проекта. |
Пакет рабочих материалов |
||
Разработка методики апробации и индикаторов эффективности. |
Программа эксперимента |
||
РR-сопровождение проекта |
Публикации на школьном сайте, в периодических изданиях |
||
Проведение педагогического совета, методического совета ОУ, родительских и классных собраний с целью ознакомления с идеей проекта |
Педагогическое сообщество, родительская общественность информированы об идее проекта |
||
2 этап - практический |
Январь2011-август 2013 |
Внедрение технологии индивидуализации |
Учащиеся старшей ступени обучаются по ИУП |
Проведение семинаров и консультаций.
|
Группа педагогов, освоивших технологию индивидуализации |
||
Системный мониторинг и рефлексия проекта |
Результаты реализации проекта |
||
РR-сопровождение проекта |
Публикации на школьном сайте, в периодических изданиях, презентация идей индивидуализации среди школ Старошайговского района |
||
3 этап – аналитико-обобщающий |
Сентябрь 2013 – декабрь 2013 |
Обобщение опыта внедрения школьной модели массовой индивидуализации на основе индивидуальных учебных планов |
Пакет типовых правовых, организационно-управленческих документов, методических материалов и рекомендаций. |
Презентация результатов проекта |
Оценка результатов проекта. Печатная продукция по результатам проекта. Публикация в СМИ |
17. Механизм оценки реализации эксперимента.
Критерий 1. Организация учебно-воспитательного процесса, создающего среду для построения учеником собственной траектории образования в социокультурном пространстве школы.
Показатели:
- Количество учащихся с ИУП;
- Количество педагогов, работающих по новой технологии;
- Количество предметов, выбранных учащимися для изучения на профильном уровне;
- Удовлетворенность учащихся организацией учебно-воспитательного процесса;
- Удовлетворенность педагогов работой в новых условиях;
- Удовлетворенность родителей образовательными услугами;
- Количество предметов базового уровня, преподаваемых модульно;
Критерий 2. Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.
Показатели:
- Количество выпускников, поступивших в вузы;
- Количество выпускников, сохранивших профилизацию при поступлении в вузы и сузы.
Критерий 3. Управление системой подготовки педагогов школы, работающих в старших классах.
Показатели:
- Количество педагогов, прошедших курсосвую подготовку по новой технологии;
- Количество практико-методических мероприятий с презентацией опыта работы коллектива;
- Количество педагогических советов, производственных совещаний, посвященных ходу реализации проекта;
- Количество педагогов, реализующих программу самообразования по теме индивидуализации обучения.
Критерий 4. Изменение условий образовательного процесса и формирование пакета документов, описывающих технологию индивидуализации образования.
Показатели:
- Количество рабочих материалов, созданных в ходе реализации проекта;
- Учебно-программной документации;
- Методических разработок;
- Программного обеспечения;
- Дидактического и научно-методического материала.
- Полнота пакета нормативно-правовой документации;
- Исполнение договора между всеми участниками проекта;
- Количество печатной и электронной продукции по итогам реализации проекта.
Критерий 5. Финансовое обеспечение.
Показатели:
- Исполнение бюджета проекта;
- Освоение внебюджетных средств.