a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мои работы

Автор: Алхасова Татьяна Джеммовна Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Алхасова Т. Д. , ДШИ, с. С вятославка «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ» Несмотря на то, что необходимость по- настоящему гуманистического воспитания определена «Законом об Образовании», его становление идет весьма болезненно. Практически каждое учебное заведение сегодня имеет собственную «концепцию гуманистического образования», где понятия «личность», «гуманистическое воспитание», «субъект воспитания» и т. д. , понимаются по привычной схеме: только воздействуя на ученика можно сформировать из него «гуманную» личность. Поэтому в организации воспитательной работы возникает двойственность: новые средства и формы наполняются традиционным содержанием. Это приводит к возникновению парадоксов и противоречий, которые не продвигают воспитательную деятельность к гуманистическим ценностям, а возвращают её к традиции формирования « правильных» качеств личности. Происходит это из- за непонимания преподавателями различий между двумя основными подходами к воспитанию- формирующим и развивающим, различий между смыслами, заложенными в каждом из них. Однако, разновидность образованности, связанная с навыками поведения, во многих языках дополняется термином «культурный». Благодаря приобретению навыков поведения, человек становится культурно образованным, т. е. понимающим смысл своего существования и умеющим осмысленно( осознанно) реализовать его в своей жизни. Но процесс приобретения опыта такого воспитания направлен не на его осознание, а на его приучение к определенным действиям. Такой опыт воспитания с трудом можно отличить от опыта обучения. В нем также присутствуют знания и умения, которые надо передавать и формировать. Весьма схожи и средства, используемые ка к для обучения, так и для воспитания: изучение, объяснение, демонстрация, упражнение и т. д. Воспитание посредством научени я- необходимый, но не единственный этап в младенческом возрасте как человечества, так и отдельного человека. Формы воспитания- это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов: цель воспитания; содержание и направленности воспитательных задач; возраст учащихся; уровень их воспитанности и личного социального опыта; особенности и традиции региона; технические и материальные возможности школы; уровень профессионализма преподавателя. Теоретически можно выявить пять условий развития творческих способностей. Итак, первое условие успешного развития творческих способностей — раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т. е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа с всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных. Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей? И как это делать? Второе- окружающая среда. Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним. С ним просто говорят — со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется, ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент — произнесено первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены ЗАРАНЕЕ, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Не по этой ли причине в семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми музыкальными способностями? А в семьях художников — изобразительными способностями, математиков — математическими и т. д. А что если и в развитии д ругих способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие эффективного развития способностей. Третье условие- выше и выше. Это чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты, которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или даже превосходящими их по силе соперниками. Четвертое- б ольше свободы. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать еще од но — четвертое — важное условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким- либо делом, в выборе способов работы и т. д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу. Пятое условие- умная помощь. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — вот немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь—в подсказку. Нельзя делать ЗА ребенка то, что он сам может сделать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка — распространенная форма «помощи» детям, но она только ВРЕДИТ делу! Мы не будем делать так. «Дедушка» космонавтики К. Э. Циолковский как- то сказал, что он сначала открывал истины известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, только потом он стал открывать истины, неизвестные никому. Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. И наша обязанность- помочь ребенку встать на этот путь. Методы воспитания иногда определяют как систему приемов и средств, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей, используемых для достижения цели. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному, Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается общедидактическим принципам: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности, прочности, индивидуального подхода. Все занятия по развитию творческих спосо бностей проводятся в игре. Игра- это вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными признаками творческих способностей. 1. Каждая игра представляет собой набор задач 2. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности 3. Задачи имеют широкий диапазон трудностей 4. Постепенное возрастание трудности задач – способствует развитию творческих способностей. Для эффективности развития творческих способностей у детей нужно развивать способности с самого раннего детства. Творческие игры должны быть разнообразными по своему содержанию, т. к. создают атмосферу свободного и радостного творчества. Наряду с принципами используют и методы- практические, словесные и наглядные. К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование Упражнения- многократное повторение ребенком практических и умственных заданий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование- это процесс создания моделей и их использование. К наглядным методам относится наблюдение – это сбор информации путем непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях( рассматривание картин, рисунков, просмотр фильмов, слушание музыки) . Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом. Ребенок в своем художественном развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного восприятия до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. При создании условий для свободного выбора занятий различными видами художественной деятельности( это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одаренности ребёнка посредством искусства) у детей воспитывается художественный вкус, чувство гармонии, формируется особая картина мира и складывается Я- концепция, в основе которой лежит творчество как ценность. Подводя итог вышесказанному, сделаем вывод о том, что интеграция различных видов искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает оптимальные условия для развития творческой одаренности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Список литературы Левин В. Н. «Воспитание творчества», - Томск, Пеленг, - 1993, с. 53; Венге р Н. Ю. «Путь к развитию творчества», - Дощкольное воспитание, - 1982, №11 с. 32- 38; Педагогика, - М. , Роспедагенство, 2010, с. 123; Смирнов С. А. Педагогические теории, системы, технологии, - М. , 2009, с. 41

Оставить комментарий: