a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Честновой Лидии Степановны

Опубликовано: 2015-05-06 16:04:32

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

Наше время – время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Эту образовательно-воспитательную задачу решаю через музейную деятельность, исследовательскую работу на базе школьного музея и краеведения.

Результативность приносит много радости мне и моим ученикам. 

ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА РАБОТЫ

        Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников. 
        Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.

          Моя практика в школе убедительно доказывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем исторических экскурсий (например, последняя экскурсия совершена в родовое поместье М.Ю. Лермонтова в Пензенской области «Тарханы»)

         Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний. Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.

         Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.

         Многогранная внеурочная историко-краеведческая работа и её тесная связь с учебным процессом создают условия для широкого применения знаний, полученных учащимися в кружках, на экскурсиях, в походах и экспедициях, при изучении нового программного материала на уроке истории, а также для установления межпредметных связей. 
         Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников.

         Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика.

         Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение. В своей практике я применяю и компьютерные технологии преподавания истории, например урок по теме: «Аграрная реформа Н.П. Огарёва». Традиционно ребята 6-7 класса совершают 2-х дневный поход в родовое имение Огарёва – с. Старое  Акшино.

          Несмотря на столь большое педагогическое значение краеведческого материала, некоторые учителя и методисты считают местный материал подсобным, вспомогательным, иллюстративным, не имеющим самостоятельного образовательного или воспитательного значения. Безусловно, эпизодическое использование краеведческого материала не дает положительного результата в учебно-воспитательной работе. История края – не только составная, но и обязательная часть знаний по истории страны. Данное положение закреплено в программе по истории России. Краеведческий материал имеет важное самостоятельное значение. 
          Методологические основы школьного исторического краеведения. При изучении истории России и использовании местного материала на уроке истории необходимо исходить из философского принципа о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Этот принцип должен быть взят за основу в работе учителя истории, исходя из того, что любой край – это неотъемлемая часть нашей страны и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей России.

         Следовательно, изучая историю края (Православные святыни), любой краеведческий объект (Храмовые комплексы), всегда надо находить пути для установления связей между местными и общеисторическими фактами и событиями (Христианизация мордвы).

 

        Из взаимосвязи местного и общего следует исходить еще и для того, чтобы не ослеплять любовью к местной истории, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны. 
         Краеведение нельзя сводить к какой-то одной, хотя и очень важной задаче, например изучению естественных производительных сил Белгородской области, для практического их использования в народно-хозяйственном строительстве. Краеведение – это не только всестороннее, комплексное изучение края, но и активное участие в улучшении благосостояния родного сердцу уголка. Изучать и созидать – это две неотделимые стороны современного краеведения. 
         Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала. 
         Сбором материала по местной истории, его классификацией, обработкой, систематизацией и экспонированием в школьном музее я преследую педагогические цели и, прежде всего, использование его на уроках истории. Собранный материал может быть тем больше и лучше использован, чем он подробнее изучен, методически обработан. Поэтому использованию материала всегда предшествует тщательная работа по подготовке его к уроку. Я заблаговременно раздаю опережающее домашнее задание учащимся и слежу за его подготовкой к уроку, провожу необходимые консультации и рекомендую различные приемы донесения материала до слушателей: работа с картой, историческим документом, схемой, плакатом, фотографией и т. д.

    Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.

Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. 
         В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока я рассчитываю время его изучения: либо до прохождения темы, либо в начале изучения темы, в ходе темы и в конце. Например, лучше познакомить учащихся 7 класса с историей строительства Атемарского Вала - засечной черты в XVII веке до изучения темы «Экономическое развитие России в XVII веке», где упоминается строительство городов Саранска, Атемара, Инсара. Во время прохождения этой темы, когда ученики во всероссийском учебнике видят название Атемарской засечной черты, они с гордостью говорят, что знают этот исторический факт. Я ни на йоту не сомневаюсь, что этот материал прочным фундаментом отложится в памяти детей. В 9 и 11 классах во время изучения темы, посвященной Великой Отечественной войне целесообразно применить краеведческий материал в ходе изучения нового материала.  На уроках истории, внеклассных мероприятиях мы изучаем подвиги наших земляков – Героев Советского Союза.

Золотая звезда нашла своего Героя через 51 год после совершения подвига.

         Сущность обучения – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником такой деятельности, по моему мнению, являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, наблюдения за явлениями окружающего мира. Все это обостряет восприятие и пробуждает творческую мысль учащихся. 

Для эффективности использования краеведческого материала на уроке истории я придерживаюсь следующих условий:

• соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;

• научной достоверности;

•взаимосвязи местного и общеисторического материала; 
• учета исторически сложившихся условий развития края, его специфики; 
• систематичности и планомерности в использовании; 
• наглядности;

• непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала;

• связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы; 
• применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках истории. 
          Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он:

а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;

б) удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы; в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития родной Мордовии – дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.

          Мой педагогический опыт складывался из практики ведения истории и обществознания, где помимо теоретических знаний, общих терминов, фактов и цифр необходимы были аналитические выводы, обобщения, расширение общего кругозора по изучаемому материалу, анализ сложившейся обстановки, факторы человеческой жизни, быт, образ жизни, обычаи, традиции человека и общества в целом.

       Для выполнения поставленной цели: улучшения качества образования, когда ученикам необходимо в новых условиях изучать и знать огромное количество материала, мною был создан школьный музей. По окрестным селам был собран и систематизирован материал, практически по всем разделам родного края. Работая над сбором экспонатов, ученики проявляли элементы творческого поиска, что дало импульс в изучении родного края – краеведении.

Пещеры Троице-Сканова женского монастыря,
 основанные монахами Киево –Печерского монастыря.

         Местный материал, экспонаты музея вносят элементы новизны в изучение предмета истории. Для расширения базовых знаний учащихся организовываются экскурсии по музеям нашей области. Оригинальность этой работы состоит в том, что меняется обстановка, люди, излагаются новые материалы, ученики видят другой мир – это дает весомый вклад в подготовке и ведении образовательного процесса.

          Постоянно применяя в своей работе познавательные экскурсии по родному краю, основываясь на их научной базе, мне удалось овладеть этой формой работы. Во время экскурсий школьники учатся мыслить, оценивать, и позже применять на практике полученные знания. Нами совершены экскурсии:

     - г. Нижний Новгород;

     - с. Тарханы;

     - г. Наровчат;

     - монастырский комплекс в с. Пайгарма;

     - монастырский комплекс в с. Макаровка;

     - Санаксарский монастырь в г.Темников;

     - музей Ф.Ф. Ушакова в г.Темников;

     - Дивеевский монастырь;

     - музейный комплекс – Пугачёвская палатка и другие.

          Встречи с ветеранами Вооруженных сил, ветеранами локальных конфликтов, ветеранами труда, работниками общественных организаций дает наилучший педагогический результат в изучении истории российского государства, родной Мордовии.

          Одновременно с образовательным процессом идет и процесс воспитания школьников.

Одной из главных задач своей работы я считаю воспитание патриотизма на уроках истории методом использования краеведческого материала. 
В ходе работы решаются следующие задачи:

1.Специальные: 
- познавательные: вооружение учащихся основами знаний о родном крае; 
- практические: формирование навыков исследовательской работы. 
2. Общепредметные:

- развитие логического мышления;

- обучение школьников самостоятельно выполнять задания по краеведению; 
- формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой; 
- развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной. 
         Такие огромные возможности дает краеведение для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, своему дому, своей семье, своему народу.

         Базой для использования краеведческого материала в преподавании истории служит школьный краеведческий музей.

Последние годы мы наблюдаем, как школьный музей переживает своё новое рождение, выступая в виде особого, уникального социального института, обладающего мощным образовательным и  воспитательным потенциалом.

         Школьный музей стар средством реализации творческих способностей детей, привития им навыков исследовательской, источниковедческой, музееведческой деятельности; местом организации и проведения разных форм досуга детей и взрослых. В школьном музее в наибольшей степени осуществляется идея сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов.

         Наш школьный музей – неотъемлемая и органическая часть школы. Его основные цели: реализация познавательных потребностей в сфере краеведения; развитие познавательной активности учащихся через участие в поисковой исследовательской  работе.

         Для плодотворной работы музея, краеведческого кружка создан Совет музея. Он работает над пополнением фонда музея, оформлением собранного материала, проводит экскурсии.

         На основе собранных экспонатов созданы экспозиции:

         1.С.С.Шишканов – сын мордовского народа, творец мордовской автономии.

         2.Изба бедного и зажиточного селянина

         3.Сени. Утварь.

         4.Кавалер четырёх Орденов Славы В.С.Налдин – гордость нашего села.

         5. Судеба семьи в судьбе страны.

         6. В.И.Гладков – участник РОА.

         7. Земляки – участники  Сталинградской битвы.

         8. Земляки – участники битвы под Москвой.

         9. Земляки - -участники обороны города Ленинграда.

         10 .Женщины – участницы войны.

         11. Топонимы и микротопонимы в истории села Шайгово.

         12. ВИДЕОКАССЕТЫ:

                   Судьба В.И.Гладкова -  власовца, участника РОА.

                   Судьба семьи в судьбе страны.

                   История школы.

За первое полугодие 2011-2012 учебного года проведена следующая работа:

1)                     Участие в республиканском конкурсе «Дневник добровольца». Грамотами за участие награждены Венчакова Валерия и Кшнякина Екатерина.

2)                     Участие в муниципальном конкурсе исследовательских работ ( в рамках краеведческой олимпиады). Номинация – история школы.

3)                     Написаны следующие исследовательские работы:

а)  «Святые заступники русской земли – Кирилл и Мифодий», Венчакова Лера. Отправлена на Российский конкурс.

б) «Школа-главный социальный институт современного общества», Венчакова Лера, Парфенова Галя . Работа находится в процессе завершения.

в) социальный проект на тему «Жить и творить с Богом» (конкурс имени Авксентия Юртова), Честнова Л.С. Работа находится в процессе собирания фактов.

4) Совет музея, куда входят учащиеся 11 «б» класса Бояркина Настя, Пушкарев Влад и старшеклассники из 9 – 10 классов, ведут подготовку к муниципальному конкурсу «Лучший краеведческий музей».

 а) К первому туру данного конкурса был подготовлен социальный проект «Роль школьного музея …».

б) Ко второму туру конкурса (очному) ребята составляют сценарий игры «Организуем музей», в которой участники готовят концепцию музея, проекты композиций школьного музея, документацию.

в) В процессе подготовки к конкурсу ребята используют данные Интернета (проект композиций), краеведческую литературу, экспонаты школьного музея.

Традиционно ребята из НО «Истоки» участвуют в международной научно-практической конференции «Живая культура: традиции и современность». Сборник исследовательских работ учащихся (2011 год), выпущенный Министерством образования РМ, Поволжским центром культур финно-угорских народов включает работы: «Духовность-ключ к пониманию других предметов» - Венчакова Лера и «Автономизация и латинизация – веховые события 20 века» - Парфёнова Галя.   

Ежегодно ребята участвуют в конкурсах гражданско-патриотического направления. Школьный музей хранит материалы о династии Жалниных, продолжает связь с родственниками в городах Белгород, Арсеньев, Краснодар, Самара. Связь по электронной почте приносит новые сведения о Герое Российской Федерации В.Н.Жалнине, его отце Н.П.Жалнине – главном прокуроре Самарского края в 20-30-е годы, Ф.П. Жалнине – начальнике санитарного поезда в годы ВОВ. Их прямой потомок, ученица 11 класса Данилова Ирина, принимает участие в обработке поступающих фактов. В 2011 году она приняла участие в республиканской научно-практической конференции с работой «Новые герои новой России». Заняла 1 место.

  1. 2.     Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

В последние 2 года краеведческая работа всё более приобретает духовно-нравственное направление.

Занимаясь данной  работой я хочу доказать факт того, что школа всегда занималась вопросами духовно-нравственного воспитания учащихся. Я не боюсь этого слова. 37 лет – мой педагогический стаж. Два раза в год, как по расписанию мы совершали туристические поездки, походы, экскурсии по бесконечным просторам Советского Союза. Страха перед дальними  странствиями не было. Поездки и экскурсии осуществлялись бесплатно, за счет профсоюза родителей. В 70-80-е годы в стране было спокойно. Я испытываю ощущение «седьмого неба», рассматривая фотографии поездок по Золотому Кольцу России, западным городам СССР, в Киев, Севастополь, Одессу, Ленинград, Москву и Сергиев Посад.

В Ленинграде в турбюро мы сразу заказывали Александро-Невскую Лавру, Петропавловскую крепость, ансамбли Васильевского острова, Невского проспекта, пригородные дворцы. В Киеве в программу входила  экскурсия по Крещатику, где на реке Почайне Владимир крестил своих сыновей. Настоящим открытием и светлой памятью для всех пещер Киево-Печерского монастыря.

Золотое Кольцо России – Ярославль, Кинешма, Углич, Переславль Залесский, Кострома, Ростов – это русская соборность, это настоящее собирание душ, забота и печаль об опрятности загадочной русской души.

В Псковско-Печерской Лавре гид рассказал историю о подземных ходах между Псковско-Печерским и Киево-Печерским монастырскими комплексами.

Как срез времени я размещаю фотографии того периода в первой части моей работы. Участники тех турпоездок, турпоходов – родители сегодняшних учеников, 25% которых привлекаются к  научно-исследовательским методам работы.

Последние 5 лет я больше занимаюсь предметом ОПК, преподаванием в воскресной школе, школьном музее.

Всю школьную жизнь имела кабинет истории. Он всегда был оформлен духовно-нравственной тематикой. Вот часть оформительских проектов:

- храмы России;

- Русь христианская;

- гражданский подвиг П.М.Третьякова;

- «Третьяковка»;

 - зал Андрея Рублева;

- образ Пресвятой Богородицы в русской православной культуре;

- святые заступники русской земли;

- соборы Московского Кремля;

- галерея женских образов;

- «Кому на Руси жить хорошо»;

 - «Люблю тебя, Петра творенье!».

70-90-е годы 20 века с точки зрения правовой нормы (церковь отделена от государства) были далеки от духовно-нравственных исканий. Директора школ, начальники РОНО относились к моему кабинету спокойно. Детям нравился уют и благодать от размещенной информации.

Участие в многочисленных конкурсах стало для меня делом жизни. Люблю духовно-нравственную тематику, которая сродни гражданскому просвещению школьника. Сколько помню себя, начиная с 5-го класса нормой было 2-е расписание – поездки по святыням мордовской земли и соседних областей: Макаровка, Пайгарм, Санаксарь, Дивеево, Наровчат, Болдино, Кочелаево, Тарханы и др.

В 2010-2011 учебном году были разработаны несколько новых творческих работ на тему духовно-нравственного воспитания. Осмелюсь говорить о системе работы по этому направлению за много лет (1 часть) и за последний год (2 часть). Если коротко представить саму программу, то хотелось бы выделить самые эффективные модули, где я наблюдаю факт того, что человек – духовное существо, где «душа с душою говорит», где найдена ниточка к душе, где есть смирение, где образование и воспитание идет через душу, где есть просветление, где пробуждаются чувства.

Назову любимые мною модули:

1.Мир невидимый.

2. Православные храмы.

3. Части храма, внешнее и внутреннее убранство храмов.

4.«Разорванное ожерелье», смотр презентации по теме с использованием книги С.Бахмустова. Это название подразумевает целую гирлянду храмов в г.Саранске в 17-19 веках.

5. Святые заступники Руси.

6. Русское возрождение. Андрей Рублев.

7. «Моя философия – православные догматы, Бог и совесть» (творчество И.С.Глазунова).

8. Великий святой, великий флотоводец и государственный деятель (жизнь и деятельность Ф.Ф. Ушакова).

9. Иоанн Кронштадский. Спасение от духовного кризиса, духовной гибели.

10. Красота православного праздника.

11. Господни врата. Холера и гибель священника Масловского.

12. Паломнические поездки 2010 года.

Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).

Результаты участия в олимпиадах и конкурсах за межаттестационный период 2009-2014 гг.

Название мероприятия

Уровень

Дата участия

Результат

Подтверждающий документ

Предметная олимпиада (история)

республиканский

2010

призер

Диплом призера

Предметная олимпиада (обществознание)

республиканский

2011

призер

Диплом призера

Предметная олимпиада (история)

республиканский

2011

призер

Диплом призера

Предметная олимпиада (история)

республиканский

2012

2 призера

Дипломы призеров

Конкурс исследовательских работ

республиканский

2010

3 призера

3 путевки в молодёжный лагерь «Орленок»

Патриотическая олимпиада «Побег из ада»

российский

2011

призер

Путевка по маршруту Кропоткин-Анапа

Конкурс «Флот в истории России»

республиканский

2011

2 место

Диплом призера

Межрегиональная конференция

(19 гимназия)

межрегиональный

2011

1 место

Диплом победителя

Урок на 10 конкурс учителей истории «Политические репрессии и сопротивление несвободе в СССР»

российский

2012

призер, поездка в г. Москва

Диплом

Краеведческая олимпиада

республиканский

2010, 2012

1 место,

2 место

Диплом победителя, диплом призера

Конкурс: «Святыни земли мордовской»

республиканский

2010, 2013

1 место

2 место

 

Диплом победителя, путевки по «Золотому кольцу России»

Московский форум «Одаренные дети»

республиканский

2012, 2013

2 место,

3 место – 2 чел.

Диплом лауреата

Конкурс на премию А. Юртова

республиканский

2013

2 место

Диплом

«Серафимовский учитель»

межрегиональный

2013

3 место

Диплом

Участие в национальном проекте «Образование»

республиканский

2010,

2011,2012

участие

 

 Скачать опыт работы в виде файла.

Оставить комментарий: