Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя истории и обществознания Честновой Лидии Степановны
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Наше время – время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Эту образовательно-воспитательную задачу решаю через музейную деятельность, исследовательскую работу на базе школьного музея и краеведения.
Результативность приносит много радости мне и моим ученикам.
ПРОБЛЕМЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА РАБОТЫ
Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.
Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Моя практика в школе убедительно доказывает, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни. Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем исторических экскурсий (например, последняя экскурсия совершена в родовое поместье М.Ю. Лермонтова в Пензенской области «Тарханы»)
Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний. Краеведческий подход позволяет вести учащихся от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям исторической науки, т.е. организовывать процесс познания наиболее естественным и доступным путем.
Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.
Многогранная внеурочная историко-краеведческая работа и её тесная связь с учебным процессом создают условия для широкого применения знаний, полученных учащимися в кружках, на экскурсиях, в походах и экспедициях, при изучении нового программного материала на уроке истории, а также для установления межпредметных связей.
Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, в процессе познания общественных отношений, в раскрытии понятий о русском народе и его образе жизни, в изучении науки и техники, экономики и культуры. Краеведение создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применение в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников.
Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика.
Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение. В своей практике я применяю и компьютерные технологии преподавания истории, например урок по теме: «Аграрная реформа Н.П. Огарёва». Традиционно ребята 6-7 класса совершают 2-х дневный поход в родовое имение Огарёва – с. Старое Акшино.
Несмотря на столь большое педагогическое значение краеведческого материала, некоторые учителя и методисты считают местный материал подсобным, вспомогательным, иллюстративным, не имеющим самостоятельного образовательного или воспитательного значения. Безусловно, эпизодическое использование краеведческого материала не дает положительного результата в учебно-воспитательной работе. История края – не только составная, но и обязательная часть знаний по истории страны. Данное положение закреплено в программе по истории России. Краеведческий материал имеет важное самостоятельное значение.
Методологические основы школьного исторического краеведения. При изучении истории России и использовании местного материала на уроке истории необходимо исходить из философского принципа о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Этот принцип должен быть взят за основу в работе учителя истории, исходя из того, что любой край – это неотъемлемая часть нашей страны и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей России.
Следовательно, изучая историю края (Православные святыни), любой краеведческий объект (Храмовые комплексы), всегда надо находить пути для установления связей между местными и общеисторическими фактами и событиями (Христианизация мордвы).
Из взаимосвязи местного и общего следует исходить еще и для того, чтобы не ослеплять любовью к местной истории, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.
Краеведение нельзя сводить к какой-то одной, хотя и очень важной задаче, например изучению естественных производительных сил Белгородской области, для практического их использования в народно-хозяйственном строительстве. Краеведение – это не только всестороннее, комплексное изучение края, но и активное участие в улучшении благосостояния родного сердцу уголка. Изучать и созидать – это две неотделимые стороны современного краеведения.
Краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный, способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. И наоборот, знания, полученные на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала.
Сбором материала по местной истории, его классификацией, обработкой, систематизацией и экспонированием в школьном музее я преследую педагогические цели и, прежде всего, использование его на уроках истории. Собранный материал может быть тем больше и лучше использован, чем он подробнее изучен, методически обработан. Поэтому использованию материала всегда предшествует тщательная работа по подготовке его к уроку. Я заблаговременно раздаю опережающее домашнее задание учащимся и слежу за его подготовкой к уроку, провожу необходимые консультации и рекомендую различные приемы донесения материала до слушателей: работа с картой, историческим документом, схемой, плакатом, фотографией и т. д.
Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.
Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом.
В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока я рассчитываю время его изучения: либо до прохождения темы, либо в начале изучения темы, в ходе темы и в конце. Например, лучше познакомить учащихся 7 класса с историей строительства Атемарского Вала - засечной черты в XVII веке до изучения темы «Экономическое развитие России в XVII веке», где упоминается строительство городов Саранска, Атемара, Инсара. Во время прохождения этой темы, когда ученики во всероссийском учебнике видят название Атемарской засечной черты, они с гордостью говорят, что знают этот исторический факт. Я ни на йоту не сомневаюсь, что этот материал прочным фундаментом отложится в памяти детей. В 9 и 11 классах во время изучения темы, посвященной Великой Отечественной войне целесообразно применить краеведческий материал в ходе изучения нового материала. На уроках истории, внеклассных мероприятиях мы изучаем подвиги наших земляков – Героев Советского Союза.
Золотая звезда нашла своего Героя через 51 год после совершения подвига.
Сущность обучения – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником такой деятельности, по моему мнению, являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, наблюдения за явлениями окружающего мира. Все это обостряет восприятие и пробуждает творческую мысль учащихся.
Для эффективности использования краеведческого материала на уроке истории я придерживаюсь следующих условий:
• соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса отечественной истории;
• научной достоверности;
•взаимосвязи местного и общеисторического материала;
• учета исторически сложившихся условий развития края, его специфики;
• систематичности и планомерности в использовании;
• наглядности;
• непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала;
• связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы;
• применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках истории.
Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он:
а) является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;
б) удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы; в) тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития родной Мордовии – дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.
Мой педагогический опыт складывался из практики ведения истории и обществознания, где помимо теоретических знаний, общих терминов, фактов и цифр необходимы были аналитические выводы, обобщения, расширение общего кругозора по изучаемому материалу, анализ сложившейся обстановки, факторы человеческой жизни, быт, образ жизни, обычаи, традиции человека и общества в целом.
Для выполнения поставленной цели: улучшения качества образования, когда ученикам необходимо в новых условиях изучать и знать огромное количество материала, мною был создан школьный музей. По окрестным селам был собран и систематизирован материал, практически по всем разделам родного края. Работая над сбором экспонатов, ученики проявляли элементы творческого поиска, что дало импульс в изучении родного края – краеведении.
Пещеры Троице-Сканова женского монастыря,
основанные монахами Киево –Печерского монастыря.
Местный материал, экспонаты музея вносят элементы новизны в изучение предмета истории. Для расширения базовых знаний учащихся организовываются экскурсии по музеям нашей области. Оригинальность этой работы состоит в том, что меняется обстановка, люди, излагаются новые материалы, ученики видят другой мир – это дает весомый вклад в подготовке и ведении образовательного процесса.
Постоянно применяя в своей работе познавательные экскурсии по родному краю, основываясь на их научной базе, мне удалось овладеть этой формой работы. Во время экскурсий школьники учатся мыслить, оценивать, и позже применять на практике полученные знания. Нами совершены экскурсии:
- г. Нижний Новгород;
- с. Тарханы;
- г. Наровчат;
- монастырский комплекс в с. Пайгарма;
- монастырский комплекс в с. Макаровка;
- Санаксарский монастырь в г.Темников;
- музей Ф.Ф. Ушакова в г.Темников;
- Дивеевский монастырь;
- музейный комплекс – Пугачёвская палатка и другие.
Встречи с ветеранами Вооруженных сил, ветеранами локальных конфликтов, ветеранами труда, работниками общественных организаций дает наилучший педагогический результат в изучении истории российского государства, родной Мордовии.
Одновременно с образовательным процессом идет и процесс воспитания школьников.
Одной из главных задач своей работы я считаю воспитание патриотизма на уроках истории методом использования краеведческого материала.
В ходе работы решаются следующие задачи:
1.Специальные:
- познавательные: вооружение учащихся основами знаний о родном крае;
- практические: формирование навыков исследовательской работы.
2. Общепредметные:
- развитие логического мышления;
- обучение школьников самостоятельно выполнять задания по краеведению;
- формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой;
- развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной.
Такие огромные возможности дает краеведение для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, своему дому, своей семье, своему народу.
Базой для использования краеведческого материала в преподавании истории служит школьный краеведческий музей.
Последние годы мы наблюдаем, как школьный музей переживает своё новое рождение, выступая в виде особого, уникального социального института, обладающего мощным образовательным и воспитательным потенциалом.
Школьный музей стар средством реализации творческих способностей детей, привития им навыков исследовательской, источниковедческой, музееведческой деятельности; местом организации и проведения разных форм досуга детей и взрослых. В школьном музее в наибольшей степени осуществляется идея сотворчества детей, учителей, родителей и ветеранов.
Наш школьный музей – неотъемлемая и органическая часть школы. Его основные цели: реализация познавательных потребностей в сфере краеведения; развитие познавательной активности учащихся через участие в поисковой исследовательской работе.
Для плодотворной работы музея, краеведческого кружка создан Совет музея. Он работает над пополнением фонда музея, оформлением собранного материала, проводит экскурсии.
На основе собранных экспонатов созданы экспозиции:
1.С.С.Шишканов – сын мордовского народа, творец мордовской автономии.
2.Изба бедного и зажиточного селянина
3.Сени. Утварь.
4.Кавалер четырёх Орденов Славы В.С.Налдин – гордость нашего села.
5. Судеба семьи в судьбе страны.
6. В.И.Гладков – участник РОА.
7. Земляки – участники Сталинградской битвы.
8. Земляки – участники битвы под Москвой.
9. Земляки - -участники обороны города Ленинграда.
10 .Женщины – участницы войны.
11. Топонимы и микротопонимы в истории села Шайгово.
12. ВИДЕОКАССЕТЫ:
Судьба В.И.Гладкова - власовца, участника РОА.
Судьба семьи в судьбе страны.
История школы.
За первое полугодие 2011-2012 учебного года проведена следующая работа:
1) Участие в республиканском конкурсе «Дневник добровольца». Грамотами за участие награждены Венчакова Валерия и Кшнякина Екатерина.
2) Участие в муниципальном конкурсе исследовательских работ ( в рамках краеведческой олимпиады). Номинация – история школы.
3) Написаны следующие исследовательские работы:
а) «Святые заступники русской земли – Кирилл и Мифодий», Венчакова Лера. Отправлена на Российский конкурс.
б) «Школа-главный социальный институт современного общества», Венчакова Лера, Парфенова Галя . Работа находится в процессе завершения.
в) социальный проект на тему «Жить и творить с Богом» (конкурс имени Авксентия Юртова), Честнова Л.С. Работа находится в процессе собирания фактов.
4) Совет музея, куда входят учащиеся 11 «б» класса Бояркина Настя, Пушкарев Влад и старшеклассники из 9 – 10 классов, ведут подготовку к муниципальному конкурсу «Лучший краеведческий музей».
а) К первому туру данного конкурса был подготовлен социальный проект «Роль школьного музея …».
б) Ко второму туру конкурса (очному) ребята составляют сценарий игры «Организуем музей», в которой участники готовят концепцию музея, проекты композиций школьного музея, документацию.
в) В процессе подготовки к конкурсу ребята используют данные Интернета (проект композиций), краеведческую литературу, экспонаты школьного музея.
Традиционно ребята из НО «Истоки» участвуют в международной научно-практической конференции «Живая культура: традиции и современность». Сборник исследовательских работ учащихся (2011 год), выпущенный Министерством образования РМ, Поволжским центром культур финно-угорских народов включает работы: «Духовность-ключ к пониманию других предметов» - Венчакова Лера и «Автономизация и латинизация – веховые события 20 века» - Парфёнова Галя.
Ежегодно ребята участвуют в конкурсах гражданско-патриотического направления. Школьный музей хранит материалы о династии Жалниных, продолжает связь с родственниками в городах Белгород, Арсеньев, Краснодар, Самара. Связь по электронной почте приносит новые сведения о Герое Российской Федерации В.Н.Жалнине, его отце Н.П.Жалнине – главном прокуроре Самарского края в 20-30-е годы, Ф.П. Жалнине – начальнике санитарного поезда в годы ВОВ. Их прямой потомок, ученица 11 класса Данилова Ирина, принимает участие в обработке поступающих фактов. В 2011 году она приняла участие в республиканской научно-практической конференции с работой «Новые герои новой России». Заняла 1 место.
- 2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
В последние 2 года краеведческая работа всё более приобретает духовно-нравственное направление.
Занимаясь данной работой я хочу доказать факт того, что школа всегда занималась вопросами духовно-нравственного воспитания учащихся. Я не боюсь этого слова. 37 лет – мой педагогический стаж. Два раза в год, как по расписанию мы совершали туристические поездки, походы, экскурсии по бесконечным просторам Советского Союза. Страха перед дальними странствиями не было. Поездки и экскурсии осуществлялись бесплатно, за счет профсоюза родителей. В 70-80-е годы в стране было спокойно. Я испытываю ощущение «седьмого неба», рассматривая фотографии поездок по Золотому Кольцу России, западным городам СССР, в Киев, Севастополь, Одессу, Ленинград, Москву и Сергиев Посад.
В Ленинграде в турбюро мы сразу заказывали Александро-Невскую Лавру, Петропавловскую крепость, ансамбли Васильевского острова, Невского проспекта, пригородные дворцы. В Киеве в программу входила экскурсия по Крещатику, где на реке Почайне Владимир крестил своих сыновей. Настоящим открытием и светлой памятью для всех пещер Киево-Печерского монастыря.
Золотое Кольцо России – Ярославль, Кинешма, Углич, Переславль Залесский, Кострома, Ростов – это русская соборность, это настоящее собирание душ, забота и печаль об опрятности загадочной русской души.
В Псковско-Печерской Лавре гид рассказал историю о подземных ходах между Псковско-Печерским и Киево-Печерским монастырскими комплексами.
Как срез времени я размещаю фотографии того периода в первой части моей работы. Участники тех турпоездок, турпоходов – родители сегодняшних учеников, 25% которых привлекаются к научно-исследовательским методам работы.
Последние 5 лет я больше занимаюсь предметом ОПК, преподаванием в воскресной школе, школьном музее.
Всю школьную жизнь имела кабинет истории. Он всегда был оформлен духовно-нравственной тематикой. Вот часть оформительских проектов:
- храмы России;
- Русь христианская;
- гражданский подвиг П.М.Третьякова;
- «Третьяковка»;
- зал Андрея Рублева;
- образ Пресвятой Богородицы в русской православной культуре;
- святые заступники русской земли;
- соборы Московского Кремля;
- галерея женских образов;
- «Кому на Руси жить хорошо»;
- «Люблю тебя, Петра творенье!».
70-90-е годы 20 века с точки зрения правовой нормы (церковь отделена от государства) были далеки от духовно-нравственных исканий. Директора школ, начальники РОНО относились к моему кабинету спокойно. Детям нравился уют и благодать от размещенной информации.
Участие в многочисленных конкурсах стало для меня делом жизни. Люблю духовно-нравственную тематику, которая сродни гражданскому просвещению школьника. Сколько помню себя, начиная с 5-го класса нормой было 2-е расписание – поездки по святыням мордовской земли и соседних областей: Макаровка, Пайгарм, Санаксарь, Дивеево, Наровчат, Болдино, Кочелаево, Тарханы и др.
В 2010-2011 учебном году были разработаны несколько новых творческих работ на тему духовно-нравственного воспитания. Осмелюсь говорить о системе работы по этому направлению за много лет (1 часть) и за последний год (2 часть). Если коротко представить саму программу, то хотелось бы выделить самые эффективные модули, где я наблюдаю факт того, что человек – духовное существо, где «душа с душою говорит», где найдена ниточка к душе, где есть смирение, где образование и воспитание идет через душу, где есть просветление, где пробуждаются чувства.
Назову любимые мною модули:
1.Мир невидимый.
2. Православные храмы.
3. Части храма, внешнее и внутреннее убранство храмов.
4.«Разорванное ожерелье», смотр презентации по теме с использованием книги С.Бахмустова. Это название подразумевает целую гирлянду храмов в г.Саранске в 17-19 веках.
5. Святые заступники Руси.
6. Русское возрождение. Андрей Рублев.
7. «Моя философия – православные догматы, Бог и совесть» (творчество И.С.Глазунова).
8. Великий святой, великий флотоводец и государственный деятель (жизнь и деятельность Ф.Ф. Ушакова).
9. Иоанн Кронштадский. Спасение от духовного кризиса, духовной гибели.
10. Красота православного праздника.
11. Господни врата. Холера и гибель священника Масловского.
12. Паломнические поездки 2010 года.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).
Результаты участия в олимпиадах и конкурсах за межаттестационный период 2009-2014 гг.
Название мероприятия |
Уровень |
Дата участия |
Результат |
Подтверждающий документ |
Предметная олимпиада (история) |
республиканский |
2010 |
призер |
Диплом призера |
Предметная олимпиада (обществознание) |
республиканский |
2011 |
призер |
Диплом призера |
Предметная олимпиада (история) |
республиканский |
2011 |
призер |
Диплом призера |
Предметная олимпиада (история) |
республиканский |
2012 |
2 призера |
Дипломы призеров |
Конкурс исследовательских работ |
республиканский |
2010 |
3 призера |
3 путевки в молодёжный лагерь «Орленок» |
Патриотическая олимпиада «Побег из ада» |
российский |
2011 |
призер |
Путевка по маршруту Кропоткин-Анапа |
Конкурс «Флот в истории России» |
республиканский |
2011 |
2 место |
Диплом призера |
Межрегиональная конференция (19 гимназия) |
межрегиональный |
2011 |
1 место |
Диплом победителя |
Урок на 10 конкурс учителей истории «Политические репрессии и сопротивление несвободе в СССР» |
российский |
2012 |
призер, поездка в г. Москва |
Диплом |
Краеведческая олимпиада |
республиканский |
2010, 2012 |
1 место, 2 место |
Диплом победителя, диплом призера |
Конкурс: «Святыни земли мордовской» |
республиканский |
2010, 2013 |
1 место 2 место
|
Диплом победителя, путевки по «Золотому кольцу России» |
Московский форум «Одаренные дети» |
республиканский |
2012, 2013 |
2 место, 3 место – 2 чел. |
Диплом лауреата |
Конкурс на премию А. Юртова |
республиканский |
2013 |
2 место |
Диплом |
«Серафимовский учитель» |
межрегиональный |
2013 |
3 место |
Диплом |
Участие в национальном проекте «Образование» |
республиканский |
2010, 2011,2012 |
участие |
|