a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии МОУ «Старошайговская СОШ № 2» Парфеновой Любовь Геннадьевны

Опубликовано: 2015-05-07 09:34:13

Тема самообразования: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии».

Цель: развитие познавательной активности учащихся через использование  современных технологий и методов обучения.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

-создание на занятиях атмосферы творчества;  

- повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

- повысить самостоятельность и активность учащихся при изучении материала; 

- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;  

- развитие способностей обучающихся через овладение надпредметными способами деятельности, рефлексией.

Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?”

 Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М.Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Мне очень близка точка зрения академика Д.С.Лихачева, который считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру.

 

  1. 1.     Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Решение данной проблемы становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.

Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.

Беда современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Причины этого явления неоднозначны. Это и перегрузка учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений учащихся, и не сложившиеся межличностные отношения, и утомляющая детей неорганизованность учебного процесса.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого потенциала учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение учащихся к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к технологии, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Основная задача учителя - повышение удельного веса внутренней мотивации учения. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» учащихся в связи с тем или иным побуждающим его.  Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании - это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».

Я стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям,  воспитывать в себе силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.

2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых             принципов и приёмов)

Новый вид и новое содержание требует иных принципов обучения. Так, на иных принципах строится обучение заслуженного, лауреата премии Н.К.Крупской - Окунева Анатолия Арсеньевича, которые я применяю в своей практике. Концептуальные положения педагогической технологии на основе эффективных уроков (А.А.Окунев) основываются на том, что:

-движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые ставятся  перед учениками, и их знаниями, умениями;

-новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка (принцип интереса);

-хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия:

• теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;

• принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях;

• принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;

• принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать);

• принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания;

• мышление должно главенствовать над памятью.


         Моя личная концепция,  состоит в оптимальном сочетании традиционных и активных методов и форм обучения, предусматривающих применение элементов разноуровневого обучения.

  • Развитие логического мышления учащихся
  • Привитие познавательного интереса к изучению технологии  и стимулирование творческого подхода в изучении
  • Сочетание урочной и внеурочной исследовательской деятельности, направленной на развитие индивидуальных способностей
  • Умелое использование нестандартных форм проведения урока
  • Применение дифференцированного подхода в обучении
  • Применение межпредметных связей на уроке.

Новизна опыта проявляется в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, через применения современных образовательных технологий на уроках технологии.

3.Наличие теоретической базы опыта.

В основе опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов:     И. Песталоцци, В. А.Сухомлинского, А. Дистервега и др., общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.

В работе находят отклик и предложения, выдвинутые Ю. К. Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, её творческого потенциала. Также имеет значение технология развивающего обучения В. В.Давыдова, З. И.Калмыковой.

Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества.

Данная проблема привлекает ещё тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения и др.

Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке.

Основой совокупности компетентностей выпускника являются ключевые компетенции. Они выполняют интегративную роль, объединяя знания, интеллектуальную, ценностную и практическую составляющую. Интеллектуальные, методологические, мировоззренческие, коммуникативные компетенции являются эффективными для успешной профессиональной деятельности. Обобщенные знания, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, в способности к общению, в подготовке в области информационных технологий.

 4.Ведущая педагогическая идея опыта.

         Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для индивидуального развития учащегося, повышения его познавательной активности через широкое применение на уроках технологии современных образовательных технологий. Основной педагогической идеей опыта является создание условий для формирования устойчивой, положительной мотивации обучающихся, развитие интереса к предмету через организацию активного обучения, а также творческое разнообразие форм и методов деятельности учителя в целях интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся.

        Урок с применением современных педагогических технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий,  соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. Необходимо также отметить интерес учащихся к использованию компьютера. В результате информационные  технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации обучения.

     На своих уроках активно применяю ИКТ.  Работа с мультимедийными пособиями  осуществляется на разных этапах урока: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе урока. Мною разработана система уроков по технологии,  с использованием ИКТ,   как средств развития познавательных способностей    учащихся.   

     Для более плодотворной индивидуальной  работы  с детьми мной ведется разработка необходимых  дидактических  материалов для обеспечения индивидуальной работы и уроков контроля знаний учащихся по предмету «Технология».

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании на уроках методов развития познавательного интереса. Данная группа методов предполагает большое количество приемов:

- использование игр и игровых приемов на уроках;  

- выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета;

- стимулирование занимательным сюжетом;

- создание ситуации творческого поиска и др.

                Кроме уроков в игровой форме, я использую отдельные игровые элементы на обычных занятиях. В каждом уроке должна быть “изюминка”. Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Я стараюсь поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.                             Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Для застенчивых ребят игра становится иногда единственной возможностью проявить себя. Уроки с использованием  данных приемов дают прекрасные результаты.

                Учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды, мифы, сказки, притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки и ребусы, предлагаю различные виды кроссвордов.

5.Оптимальность и эффективность средств.

Большую роль в приобретении учащимися прочных и глубоких знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

В наше время от человека требуется умение принимать нестандартные решения. На своих уроках, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству, как одному из важнейших качеств современного человека. Но так как способности у детей разные, педагог должен увидеть их и помочь им раскрыться.

На своих уроках стараюсь стимулировать  творческую деятельность и познавательную активность учащихся различными средствами и приёмами. Использую методы познавательного характера, дискуссии, познавательные игры и т.д. Использую следующие виды нестандартных уроков: урок -  игра; -пресс конференция; -соревнование, -зачет, -КВН, -аукцион, -экскурсия, -викторина, -семинар, - театральное представление, -консультация.  Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.

Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.

      Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:

      -  дифференцированному обучению - для меня учебная деятельность немыслима без индивидуально - дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учёта тех самых неповторимых особенностей каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность.   

   -  индивидуальной работе - своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них высокую познавательную и творческую активность.       

    -  проектному обучению и  исследовательской работе

    - практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания на практике.

 

5. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).

         В результате вышеописанных подходов в изучении технологии удалось;

-повысить качество знаний учащихся;

-раскрыть всесторонние способности учащихся;

-научить учащихся использовать полученные знания в жизненных ситуациях;

-научить учащихся быть более уверенными в себе;

-учащиеся используют  знания, умения, навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности,  в практической деятельности;

-учащиеся нашей школы являются участниками и призёрами многих конкурсов, фестивалей различного уровня.

Результаты участия в конкурсах и фестивалях за межаттестационный период 2009-2014 гг.

 

Ф.И.

ученика

год

класс

Название

конкурса

уровень

результат

Подтверж-

дающий

документ

 

1

Коллектив «Вдохновение»

2010

 

Конкурс моделей одежды «Флора- Дизайн»

Муницип.

1 место

грамота

2

Парфёнова Галина

2010

9

Конкурс моделей одежды «Флора- Дизайн»

Муницип.

1 место

грамота

3

Пушкарёва Алина

2010

8

Конкурс              «Мой кружок», в номинации «Художественно-самодеятельное творчество»

Республик.

участие

грамота

4

Парфёнова Галина

2010

9

Фестиваль декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница»

Межрегион.

участие

диплом

5

Коллектив «Вдохновение»

 

2012

 

Конкурс моделей одежды «Флора- Дизайн»

Муницип.

1 место

грамота

6

Коллектив «Вдохновение»

2011

2012

 

 

Конкурс моделей одежды «Флора -Дизайн»

Республик.

1 место

Грамота

7

Меркулова Татьяна

2012

9

Конкурс «Зелёная планета», в номинации «Современность и традиции»

Республик.

3 место

грамота

8

Цайклер Аня

2012

9

Конкурс «Зелёная планета», в номинации «Современность и традиции»

Республик.

3 место

грамота

9

Коллектив «Вдохновение»

2012

 

Х Международный детский экологический форум «Зелёная планета 2012»

Российск.

Лауряты конкурса коллекций моделей одежды из экологически чистых материалов.

диплом

10

Шарикова

Екатерина

2011

9

«Все краски

творчества- против наркотиков»

Муницип.

1 место

 

11

Шарикова

Екатерина

2011

9

«Новогодняя игрушка», «Символ года-2012 года»

Муницип.

1 место

грамота

12

Шарикова

Екатерина

2011

9

Конкурс новогодней игрушки «Зимняя сказка», в номинации «Символ года»

Республик.

участие

свидетельство

13

Парфёнова Галина

2012

11

Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края»

Республик.

участие

диплом

14

Шарикова Екатерина

2012

9

Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края»

Республик.

участие

диплом

15

Коллектив «Вдохновение»

2013

 

Конкурс моделей одежды «Флора -Дизайн»

Республик.

2 место

 

16

Тимонина Жанна

2013

7

«Все краски

творчества против наркотиков»

Муницип.

1 место

 

17

Серова Вероника

2013

6

«Все краски

творчества против наркотиков»

Муницип.

3 место

 

18

Шарикова Екатерина

2014

11

Фестиваль декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница»

Межрегион.

2 место

диплом

19

Котькина Кристина

2014

10

Фестиваль декоративно-прикладного творчества «Параскева-рукодельница»

Межрегион.

3 место

диплом

              Раскрыть таланты детей, давать им возможность проявить себя, открывать для них мир творчества и красоты – основная задача учителя.

Оставить комментарий: