a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей "От игры к учебе, или кризис 6-7 лет". Автор: воспитатель Ищенко Г.А.

Опубликовано: 2015-05-11 16:16:00

Документы для скачивания

Консультация для родителей « От игры к учебе, или кризис 6- 7 лет » воспитателя подготовительной к школе группы Ищенко Г. А. Когда- то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы" читали" их как открытую книгу. Теперь готовьтесь к иным временам. Даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувствует их юный наследник. У него появляется своя- внутренняя- жизнь, и он не собирается" за просто так" пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она? Посмотрим. 1. Просто ваш малыш( нет, уже не малыш) потерял две свои прелестные детские черты: наивную детскую непосре дственность и импульсивность. Ведь как было? Любой малыш кидается в свои дела, не задумываясь о последствиях. Дошкольник задумывается, но. . . не очень, и импульс" хочу" у него куда сильнее, чем мысль: " а что подумают обо мне другие. . . " и" к чему это приведет" . Собственное импульсивное желание обычно перевешивало. Хочется поскакать по луже( и мама не увидит! ) - и поскачет, очень захочется поводить паровоз- перевернул стулья, уселся на первый- и" ту- ту- у- у" - поехали! Теперь, дожив до 6- 7 лет, он научился думать о том, " что будет, если. . . " , и заранее оценивать( прикидывать, просчитывать) ближайшие последствия своих поступков. Импульсивное поведение все равно пока перевешивает, но. . . пока. ( По луже- то, если очень хочется, он, может, и не удержится и поскачет, но грязь со штанов и ботинок постарается оттереть- чтоб мама не заметила. ) 2. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением. Правда, получается это не сразу и не всегда, но с каждым днем все лучше и лучше. По крайней мере, он усиленно учится этому. Теперь, наревевшись во дворе от обиды, он может спокойно прийти, спокойно сказать вам что- то, и только по размазанному следу на щеках вы догадаетесь о том, что ему было плохо. 3. Растущий ребенок начинает обобщать свои переживания. И из- за этого/ благодаря этому начинает вести себя не так, как прежде. Раньше у малыша случались и удачи, и промахи, и, в зависимости от определенного результата, он радовался или огорчался по определенному поводу. Но каждый такой случай, каждая неудача были как бы отдельным примером и в целом не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь и плохие, и хорошие переживания суммируются. Определенный случай вытягивает из памяти другой, похожий на этот, одно переживание вытягивает из памяти другое, похожее, и подводится под общий знаменатель- обобщается. И из этой" суммы" делаются выводы" какой я" и" как ко мне относятся" . И эта" сумма" напрямую влияет на отношение ребенка к самому себе и к тому делу, которым он занимается. Так, толстенькая и неуклюжая девочка все равно будет играть с подружками в" салки" , даже если ее неохотно берут в игру и смеются над ней. Но однажды она наотрез откажется. В чем дело? Она" суммировала" все свои неудачи( в игре) , все свои недостатки( во внешности) и все грустные эмоции, которые возникали из- за этого. То есть обобщила неприятные переживания. Она осознала, какая она неуклюжая и как нелепо она выглядит со стороны, когда играет. Категорический отказ делать то, что охотно делалось раньше( игры вместе со всеми) , перевешивает желание. И все- никакие силы не заставят ее теперь гонять с подружками по двору. Конечно, все эти изменения в ребенке происходят не сразу и не вдруг, но они происходят, и это заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что- то новое, более комфортное для себя. 4. Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным. Ребенок уже не поверит, что камень живой, а из- за угла дома выглядывает не тетя Маруся, а баба- яга. И хотя мир вымысла и фантазии еще богат и ребенок по- прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла. 5. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений. Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция. Она- то и определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в целом. " Хочу, но не могу! " Иногда складывается такое впечатление, словно детишки, вволю наигравшись, оторвались от своих игрушек и внимательно посмотрели на взрослый люд. Посмотрели и увидели: а взрослые- то все знают и все могут, им все дозволено и они сами решают, что" можно" , что" нельзя" . Умницы- детки быстро соображают, что взрослым быть выгодно. И деткам хочется стать такими же- ужасно хочется. Вообще- то о ни уже пробовали" повзрослеть" . Подражали нашему поведению и повторяли( на свой, детский лад) наши поступки, играли во взрослых( врачей, летчиков, воспитателей, поваров) , были" папами- мамами" , пытались докопаться до сути вещей, разбирая на запчасти то игрушки, то" взрослые" предметы. Они уже старались усовершенствовать то, что имеют, но. . . пришли к выводу: чего- то для взрослости явно не хватает. Чего же? Может быть, какого- то особенного уменья? Неизвестно. . . Ясно только одно: по- старому дети жить уже не хотят. То, что было, уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: " хочу, но не могу" . А значит, начинается ломка старых стереотипов. Специалисты сказали бы так: на смену игровой мотивации приходит иная, познавательная. И как только это приходит- тут же начинается перестройка и" перекройка" отношений с окружающими людьми. Теперь подросшей детворе нужны не просто защитники и" опекатели" , позволяющие им спокойно доверчиво познавать и исследовать мир, а помощники, те, которые поведут их дальше, причем такие помощники, которые способны дать то, чего не хватает детям: новых знаний. ( А не поведут- дети пойдут сами, на свой лад перекраи вая и перестраивая картину мира) . И все это означает, что: Перед школой наши дети плавно входят в очередной кризис- кризис 6- 7 лет. По сравнению с другими, он проходит и мягче, и проще, это действительно плавный переход от игрушек к полезным занятиям. Но этот кризис может нагрянуть и раньше, лет в 5, и тогда проходить он будет несколько напряженнее и сложнее. Но случается подобное только в том случае, если вы вовремя не заметите его и не среагируете правильно. Если вы заметили, что вашему малышу вдруг надоел детсад и собственные игрушки, привычные игры не доставляют ему такого удовольствия, как раньше, а ведет он себя. . . м м- м- м- м. . . как- то не так, дайте ребенку возможность активно учиться- и все будет в порядке. Не пугайтесь, что он маленький и" не потянет" школу. Учиться ведь не значит сидеть за партой, отвечать у доски и что- то писать в тетради. Учиться танцам, музыке, пилить- строгать, ходить в кружок" Хочу все знать" , изучать азы домашнего хозяйства- это тоже ученье. Главное, чтобы ребенок видел в своей деятельности какой- то полезный смысл. Сигнал для родителей Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение любимой детки. Еще вчера ваша лапочка обнимала вас при встрече и вовсю напрашивалась в помощники, а сегодня вдруг демонстративно фыркает и отворачивается. Ни с того ни с сего! И можете не задавать сакраментальный вопрос: " Что случилось? " - не ответит. Потому что просто не поймет, что вы имеете в виду. Просто хочется- и все; ну- хочется так, по- другому, себя вести. Девочки манерничают, мальчишки кривляются, и те и другие словно бы дружно забывают привычно- правильные нормы поведения. Почистить зубы, убрать постель или протереть туфельки- привычные бытовые ритуалы вдруг так надоедают, что дети начинают их упорно игнорировать. Забавно, но ребенок больше всего протестует не против чего- то принципиально важного, а как раз против вот таких повседневных требований. Ну не нравятся они ему- и все! Впрочем, кризисные фокусы обычно безвредны и особых хлопот не доставляют никому; они, конечно, неудобны для мам и пап, но вполне терпимы. Утешьтесь и будьте снисходительны: это явление временное. Если вы пороетесь в памяти, то, вероятно, и сами вспомните парочку- троечку совершенно нелепых собственных выкрутасов из той далекой поры, когда ходили в первый класс или только собирались пойти учиться. Со мной лично случилось вот что. Уж в чем провинились наши соседи- не знаю, но мне вдруг страшно надоело здороваться с ними. И тогда я решила назначить себе выходной: раз в неделю обойтись без" здрасьте! " , то есть ни утром, ни днем, ни вечером, решила я, не здороваюсь ни с кем во дворе. Сказано- сделано. В свой" законный выходной" я молча проходила мимо всех знакомых тетей и дядей. Они мне: " Здравствуй, Ниночка" , - а я ни гу- гу. Помню, как от собственной дерзости было мне немножко не по себе, но. . . потрясающе приятно. Родители недоуменно разводили руками, что- то объясняли упрямой дочке и на чем- то настаивали. А я молчала и думала: " Без вас знаю" , - и гнула свою линию. А как я у ж- жасно гордилась, какая я стойкая и решительная и не поддаюсь ни на какие уговоры! Все- решаю- сама! Кстати, " завязала" я с выходными от" здравствуйте" сразу же, как только на мою временную бескультурность махнули рукой. Дети выкидывают фокусы по очень простой причине. Появляется новая потребность- в активной умственной деятельности. Когда человек голоден, он не угомонится, пока не удовлетворит потребности своего желудка, - ведь правда? Так и тут. " Умственный голод" начинает терзать нашу детку и толкает на поиски" чего- то вкусненького" . И каждый ребенок ищет( и находит) свою, так сказать, мисочку с едой. Так что все очень просто: дайте подрастающему возможность учиться- это будет самое вкусное блюдо для него. Дайте ребенку возможность насыщаться- удовлетворять свой" умственный" голод- и ему некогда и незачем станет бороться с вами. Сотрудничать с вами и разумно подчиняться вам ребенок будет тогда, когда получит возможность учиться. На смену игровой мотивации пришла другая- познавательная. И ведущей деятельностью в этот период становится учебная деятельность. Одно маленькое, но важное уточнение: учебную деятельность здесь следует понимать в самом широком смысле. Учиться- это получать знания, развивать свои способности, приобретать практические навыки, учиться мастерству; в общем, заниматься осмысленной работой. Чему бы ни учился ребенок, он должен чувствовать важность и нужность своих занятий. Только в этом случае он прикладывает усилия, активно приобретает полезные навыки и развивает свой интеллект. На этой ступеньке своего развития детям нужно приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа. Если ребенок поверит и убедится, что он способен и трудолюбив, то и в дальнейшей жизни он будет вести себя уверенно и адекватно. Он приобретет очень важное качество- компетентность. Это значит, что, решая разные жизненные задачи, он сможет непринужденно, вовремя и эффективно использовать свои навыки и свой интеллект. И чувство неполноценности его не коснется. Комплекс неполноценности взрослого как раз и начинается с того, что юный человек не смог ни поверить в свои способности, ни убедиться в них. Раньше он узнавал этот мир" снаружи" - глядел на него и изумлялся, трогал, щупал, ворошил- теперь он будет узнавать его еще и" изнутри" , чтобы постичь связующие нити и тайные закономерности. Чтобы прийти в равновесие, в гармонию с миром. На этой школьной ступеньке ребенок должен: - научиться учиться и получать от этого удовольствие; - научиться дружить( то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми) ; - обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях( поверить в себя) . Условия роста и развития, в сущности, просты. Природа и Любовь толково и бережно ведут юного человека со ступеньки на ступеньку- вверх- по лесенке развития. Нам остается только понять особенности этого движения и вовремя поддержать ребенка, создавая благоприятные условия для этого подъема. Вот и вся родительская задача. Сориент ируйте себя правильно.

Оставить комментарий: