Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К). Буква К. Предложение".
Документы для скачивания
Конспект занятия по обучению грамоте для подготовительной группы «Согласный звук К (К). Буква К. Предложение.
Интегрируемые образовательные области
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество».
Цель
Учимся внимательно слушать рассказ. Определять какой звук чаще всего слышится в этом рассказе, через прослушивание с использованием логических пауз и эмоциональной окраски. Закрепить понятие «гласный» и «согласный» звуки, учить различать их. Познакомить со звуком «К» как звонким и глухим согласным. Упражнять в составлении из букв слогов, слов. Развиваем связную речь, фонематическое восприятие. Формируем интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.
Организационный момент.
- Ребята к нам сегодня пришёл Незнайка. Он собрался идти в школу, а Знайка решил проверить готов ли Незнайка к школе, и дал ему ряд заданий. Незнайка очень боится ошибиться, и просит у вас помощи. Поможем Незнайке выполнить все задания без ошибок? (Поможем).
Основная часть.
- Незнайка просит найти в рассказе звук, который чаще всего встречается. Рассказ называется «Как варить компот?»
- На одном дворе жили кот, коза, курица и кролик. Однажды во двор вошёл кот и закричал:
- Слушайте всё! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
- Ну ка же его варить?
- Принесите каждый всё самое вкусное, остальное – за мной. Вся компания отправилась искать всё самое - самое вкусное, а кот тем временем разжёг костёр и повесил над ним котелок с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять кукурузных зёрнышек. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузы, колбасу, клевер в котёл и закрыл крышкой. Через некоторое время он позвонил в колокольчик.
- Готово! Кушайте на здоровье.
Попробовали друзья, плюются:
- Компот называется! Сам ешь!
- Почему так невкусно получилось? – мрачно размышлял кот.
Молодцы! Справились с заданием.
Ребята, Незнайка просит подсказать, где живет звук «К» в слове кот, окно, колесо, сок, каток, лук, окунь, коза, хвостик.
- Ребята, давайте напомним Незнайке, какие бывают звуки (гласные и согласные).
Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом, произносятся без препятствия). Назовите гласные звуки. А какие согласные вы уже знаете? Почему эти звуки называют согласными? (звуки произносятся с препятствием). – А сейчас, будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопайте в ладоши, а согласный звук – топните ногами.
Молодцы! Ребята надо объяснить Незнайке что звук «К» бывает твердым, бывает мягким.
Назовите картинку, в названии которой первый звук «К» (кот).
Назовите картинку, в названии которой первый звук «Кь» (кит).
Одинаково ли произносятся первые звуки в этих словах? (Нет, в слове кот звук «К» , а в слове кит – звук «Кь». Найдите ещё картинки в которых звук «К» слышится мягко, а в которых твердо. В каких случаях согласные произносятся как твердые, а в каких – как мягкие? (Если после них пишутся гласные А, О, У, Ы, Э, то они произносятся как твердые согласные, а если гласные Я, Ю, Е, Ё, И, то они произносятся как мягкие согласные).
Физминутка – «Игра кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок,
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
А теперь нам надо помочь Незнайке определить количество слов в названии картинок и расселить их в свои домики. В домике с одним окошком поселятся картинки, в названии которых один слог, в домике с двумя окнами – картинки с двумя слогами, а картинки с тремя слогами в названии поселятся в домике с тремя окнами.
А еще ребята Знайка попросил объяснить Незнайке как можно составить предложение со словом Никита. Ваше предложения.
Молодцы! А сейчас разберём предложение (Никита очень хороший мальчик) и запишим его в виде схемы (четыре прямоугольника).
- Сколько слов в предложении?
- Какое первое слово, какое второе, какое третье, какое четвертое?
-Составьте на столе слово «Никита».
- Какой первый слог в слове «Никита».
Какой второй, какой третий?
Ну вот, и помогли мы Незнайке выполнить все задания. Какое задание вызвало у вас затруднение? А с каким заданием вы справились легко?