Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях
Приложение 2 к письму
Министерства образования, науки
и молодежи Республики Крым
от 27.04.2015 №01-14/1256
Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в общеобразовательных учреждениях
Общие положения
- Задачи программы:
• дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного учебного предмета (курса, дисциплины, модуля);
• определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета (курса, дисциплины, модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса общеобразовательного учреждения и контингента обучающихся.
-
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагающая, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определяющая содержание образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих освоению обучающимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность освоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни освоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки планируемых результатов освоения материала обучающимися.
- рекомендуется разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив их локальным нормативным актом – Положением о рабочей программе.
- При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному государственному образовательному стандарту начального общего или основного общего образования (ФГОС), или федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования (ФКГОС);
- примерной программе дисциплины, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ;
- федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- учебному плану общеобразовательного учреждения;
- требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой общеобразовательного учреждения.
- Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету. Допускается разработка рабочей программы группой педагогов, работающих на одной параллели классов.
- Целесообразно составление рабочей программы для каждой параллели (класса) на один учебный год, но не исключается разработка и на уровень образования.
- Рабочая программа учебного предмета, дисциплины, курса (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса на каждый учебный год.
- Утверждение программы предполагает следующие процедуры:
- обсуждение программы на заседании предметного методического объединения до 20 августа;
- получение согласования у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. до 25 августа;
- программа вводится в действие приказом руководителя образовательной организации не позднее 01 сентября.
- Допускается проведение экспертизы программы с привлечением внешних экспертов.
- В случае несоответствия программы установленным требованиям заместитель директора, курирующий предметное направление, направляет программу на доработку с указанием конкретного срока исполнения.
- Все изменения, дополнения, которые педагоги вносят в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр.
- Опираясь на примерную программу дисциплины, утвержденную Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторскую программу, прошедшую экспертизу и апробацию) составитель рабочей программы может:
- раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС или ФКГОС;
- расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, не допуская исключения программного материала;
- устанавливать последовательность изучения учебного материала;
- распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами, уроками по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы;
- конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;
- включать материал регионального компонента по предмету;
- выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся;
- заменять лабораторные работы, практические и экспериментальные работы другими сходными по содержанию, в соответствии с поставленными целями;
- распределять резервное время.
- Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
- Учителя обязаны сдавать в учебную часть копию рабочей программы на электронном носителе с проставленными датами до конца учебного года, с целью использования их учителями – предметниками на момент замещения уроков.
Структура рабочей программы
1) Титульный лист.
2) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
3) Общая характеристика учебного предмета, курса.
4) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
5) Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
6) Содержание учебного предмета, курса.
7) Тематический план.
8) Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
9) Критерии оценивания.
10) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
11) Приложения к программе (при необходимости).
Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Требования к структурным элементам рабочей программы
Элементы рабочей программы |
Содержание элементов рабочей программы |
||||||||||||||||
Титульный лист |
(в соответствии с лицензией);
|
||||||||||||||||
Пояснительная записка |
|
||||||||||||||||
Общая характеристика учебного предмета, курса
|
|
||||||||||||||||
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане школы |
|
||||||||||||||||
Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса |
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе |
||||||||||||||||
В соответствии с требованиями, установленными ФКГОС, основной образовательной программой образовательного учреждения:
|
В соответствии с требованиями, установленными ФГОС и примерной (авторской) программой:
|
||||||||||||||||
Содержание учебного курса |
- основные изучаемые вопросы; - практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; - формы и темы контроля; - возможные виды самостоятельной работы учащихся. |
||||||||||||||||
Тематический план |
Примерный образец:
|
||||||||||||||||
Календарно-тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся |
Примерный образец:
|
||||||||||||||||
Критерии оценивания |
Оценивание устных ответов, письменных контрольных работ (заданий со свободно конструируемым ответом, тестовых заданий), лабораторных и практических работ, умений решать расчётные задачи, экспериментальных умений и т.д. в зависимости от специфики учебного предмета. |
||||||||||||||||
Описание учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса |
|
||||||||||||||||
Приложение (при необходимости) |
|
Оформление рабочей программы
- В общеобразовательном учреждении разрабатывается единый подход к оформлению рабочей программы согласно общепринятым требованиям к компьютерному набору.
- Страницы пронумеровываются, рабочая программа прошивается и скрепляется печатью образовательного учреждения и подписью руководителя общеобразовательного учреждения.