a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя Головиной С.В. «Место и роль игровой деятельности в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО»

Опубликовано: 2015-08-03 06:37:26

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения « Зубово- Полянский детский сад №1 «Сказка» комбинированного вида» Головиной С. В. « Место и роль игровой деятел ь ности в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО » Игра — это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский 1. Актуальность и перспективность опыта В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать, познавать, творить, гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. В своей работе большое место я отвожу дидактическ им играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы. В работе с дошкольниками мной и спользуются различные виды дидактических игр, но в наше современное время предпочтение отдаётся электронным дидактическим играм. Использование информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественном дошкольном образовании. Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей  Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь, в изменившихся условиях, перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды( Барби, роботы, монстры, киборги и т. д. ) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от нас, педагогов, требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Проблема игры, как средство всестороннего развития детей является одной из актуальных проблем, как в теоретическом, так и в практическом отношении. 2. Условия формирования опыта Современные условия характеризуются   гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей. Эта тема меня заинтересовала, и целью данного исследования является  изучение и анализ психолого- педагогической литературы. Именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения детей, в частности в формировании у них познавательных интересов. Концептуальной основой работы по использованию игры, как средства обучения детей в дошкольный период, определяется рядом причин: 1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения; 2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно( многие дети вообще не знают что такое" учиться" ) ; 3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно- образного типа мышления. Игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов. 4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Самостоятельная творческая игра детей используется как метод обучения: играя, дети упражняются в счете, знакомятся с окружающим миром( растениями и животными) , с принципами работы несложных машин, узнают причины плавания тел и т. д. Большое значение придается играм- драматизациям. Они помогают детям «войти в атмосферу» того или иного произведения, понять его. Игра, таким образом, выступает как образовательный метод. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней. Игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. 3. Теоретическая база опыта Анализ литературы в ходе изучения  игры позволил выделить несколько направлений, которые явились ведущими на определенных этапах развития теории дошкольной педагогики. К таким направлениям относятся следующие:   изучение игры как средства образовательной работы, как  особой  формы обучения, как средства, стимулирующего творческую деятельность детей, обеспечивающего развитие личности, как метода всестороннего воспитания детей, как  средства формирования  потребности в самоутверждении. А. В. Запорожец, оценивая роль игры, подчеркивал: " Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка" . Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах. Данный анализ позволил мне  констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности. Очень серьезное требование ФГОС дошкольного образования- вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока. 4. Технология опыта Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс( организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность) . Я заранее продумываю и планирую обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры( дидактические, настольно- печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные) ; ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем. При проведении организованной образовательной деятельности игра используется мной как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т. д. В младшем возрасте я эффективно использую игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня занятия( например, игры- путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры- развлечения т. д. ) . При проведении организованной образовательной деятельности я занимаю позицию организатора, партнера- исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам. Ежедневно планирую и организую совместные игры: подвижные; дидактические; настольно- печатные; театрализованные( режиссерские, драматизации, игры- театры) ; с южетно- ролевые; игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения; коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей; профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний. При организации и п роведении совместных игр- - занимаю позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям. Для развития свободной, самостоятельной игры создаю полно ценную предметно- игровую среду, инициирую возникновение игр по интересам детей. При проведе нии самостоятельной игры занимаю позицию «созидателя игрового пространства», «активного н аблюдателя». Поэтому без необходимости не вмешиваюсь в игры детей, не отвлекаю их от игрового сюжета. В перспективном плане прописываю разнообразные виды игр( они представлены выше) , с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью. Внимательно изучаю особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие. При проведении организованной образовательной деятельности использую игру как основу для решения задач развития детей в различных направлениях. Эти рекомендации помогут педагогам реализовать важное требование ФГОС дошкольного образования – организовывать психолого- педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. А это очень важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса трансляционной, учебно- дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок- человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном  возрасте. Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте. Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. Мною были предложены несколько  рекомендаций по использованию дидактических игр. В своей работе я использую такие формы работы с родителями: 1. Родительские собрания; 2. Викторины «Учимся играя», «Поиграй- ка» 3. Анкетир ование и тестирование родителей « Игры и игрушки в жизни ребёнка, их значение и умственное развитие» 4. Индивидуальные консультации, рекомендации; 5. Наглядные виды работы( информационные стенды, папки- передвижки, выставки детских работ,  демонстрация картотеки игр, показ и пояснение соответствующей литературы) . 6. Визиты домой « Покажи, где и во что ты играешь» 7. Индивидуальная работа с детьми дома; 8. Помощь родителей детскому саду в оформлении игровых уголков. Рекомендации для родителей по использованию дидактических игр. 1. Основная функция игры представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является  и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. 2. Игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное( познавательное) и игровое( занимательное) . Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети,  играя,  учатся. Детям предлагаются задания в виде загадок, предложений и вопросов. 3. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если её правила ими усвоены. 4. Необходимо заботится  об усложнении игр, расширении их вариативности. 5. Если у детей угасает интерес к игре( а это в большей мере относится к настольно – печатным играм) , необходимо вместе с ними придумать более сложные правила. В течение 3- х последних лет, углубленно работая над темой «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста», я периодически применяла в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые мной из интернета. Это стало возможным после приобретения администрацией ДОУ ноутбука. Я обратила внимание на то, что подача информации на мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации НОД или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов. Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета: анимационные и игры – презентации, но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейше е творчество в этом направлении. 5. Анализ результативности опыта Значение игр я считаю чрезвычайно велико потому, что в процессе игровой деятельности наряду с  умственным развитием  осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать свое  поведение и поведение всех дошкольников. Эта задача решается в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга( описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях) , знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения. Cравнивая   результаты практической   деятельности, на основе диагностики детей, можно сказать, что проводимая мною в этом  направлении работа свидетельствует о том, что в течени и каждого учебного года происходят качественные изменения в уровне всестороннего развития детей.   Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая систематическая работа развивает всестороннее развитие детей, повышается уровень воображения и креативный подход к решению проблемных ситуаций и воплощение в своей творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем. В нашем МБДОУ игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально- личностном, познавательно- речевом и художественно- эстетическом. Все центры активности созданы  с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей. В физическом направлении развития детей нами создана зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами или индивидуально. Для социально- личностного направления развития детей созданы центры сюжетно- ролевых игр, мини- музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого.   В центрах сюжетно- ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. дети играют в сюжетно- ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. В эти игры дети играют совместно с нами – взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами- заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям. Для художественно- эстетического направления развития детей есть центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств. В центре искусства дети лепят, рисую. В центре музыкально- театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров( настольный, пальчиковый, театр картинок. ) При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия В познавательном, речевом  развитии ребенка мы создали центр речевого развития «Я шагаю по планете», «Книга- лучший друг», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами,  шнуровки, разные виды мозаик. Работу организую по двум направлениям: - провожу игры- занятия с небольшой группой детей и индивидуально; - побуждаю детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их. Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Выращивание растений в нашей группе позволяет нам организовать длительные наблюдения за ними, что помогает детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида. Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом, как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.   Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр. Игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма. Таким образом, игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Игры таят в себе большие возможности  воспитательного воздействи я на детей дошкольного возраста. 6. Трудоёмкость опыта Ректор Московского городского психолого- педагогического университета Виталий Рубцов, один из разработчиков ФГОС дошкольного образования отмечает, что в нем впервые по существу даны ориентиры того, что такое работа с ребенком дошкольного возраста, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество, какие требования предъявляются к системе подготовки кадров для дошкольного образования. В стандарте намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию, обозначена целевая установка для деятельности педагога: поощрение инициативы, уверенности, самостоятельности ребенка. Инновационность стандарта определяется тем, что он сочетает в себе требования к обеспечению условий для социализации и индивидуализации дошкольника через воспроизведение детских видов деятельности, прежде всего, игровой. В условиях введения стандарта необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребенком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую психологический комфорт каждому ребенку в течение всего дня. « Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения», где поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно- образовательном процессе ИКТ. В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИК Т входят в воспитательно- образовательный процесс дошкольных учреждений. Учебно- воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства. Но к сожалению не все детские сады имеют полное оснащение оборудованием, тем самым затрудняет использование более современных методов в организации и воспроизведении некоторых моментов игрового и демонстрационного материала. 7. Адресность опыта Полученные результаты будут иметь практическую ценность: – для педагогов дошкольных образовательных учреждений – для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях; Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю: – информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный м атериал методики проведения игр, орга низованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми; – мастер- классы, мероприятия и О ОД для педагогов района – консультации; – дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений; – сайт ДОУ

Оставить комментарий: