Открытый урок: «Боль за всё живое. Тема милосердия в русской литературе. Л. Андреев. Рассказ «Кусака». Авторское отношение к событиям.»
Тема урока: Боль за всё живое. Тема милосердия в русской
литературе. Л. Андреев. Рассказ «Кусака». Авторское отношение к событиям. (7 класс).
Цель урока: Знакомство с творчеством писателя, с рассказом «Кусака», формировать положительное отношение к событиям и героям рассказа.
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания.
1.«Трудная пора» в жизни племени.
2.Как в пути складывались отношения между Данко и толпой?
3.Почему люди «посмотрели на него и увидели, что он лучший из них?
4.Почему они «стали роптать на Данко»?
5.Какие чувства испытывает Данко к людям?
6.Как проявляют себя люди по отношению к герою?
2.Беседа по очерку К.Чуковского «Люди и книги».
1.Что удивительного было в личности Л.Андреева и его жизни?
2.Что отличало Л.Андреева как писателя?
3.Что в Леониде Андрееве больше всего восхищало К. Чуковского? А вас?
3.Чтение и обсуждение рассказа «Кусака». Параллельное составление в тетрадях цитатного плана.
Часть 1. Возможное заглавие: «Она никому не принадлежала».
1.Расскажите об одиночестве Кусаки. Какие слова текста передают его особенно ярко?
2.Как первый раз было обмануто доверие Кусаки к людям? Как удар человека, которому она поверила, изменила её дальнейшую жизнь и характер?
Часть 2.Возможное заглавие: «У неё отняли её непримиримую злобу».
1.Что изменилось в жизни Кусаки с наступлением весны?
2.Как складывались её отношения с приехавшими дачниками?
3.Как Кусака выражала людям свою преданность?
4.Как в жизнь Кусаки вошла любовь?
Часть 3. Возможное заглавие: «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака».
1.Что стоит за этими словами? (У неё теперь было имя, она принадлежала людям и могла им служить, она больше не была одинока).
2.Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?
3.Почему Кусака не могла радоваться до конца , «служить», играть, как другие собаки?
Часть 4. Возможное заглавие: «Жа-а-лко».
1.Как мама убедила Лелю, что собаку придётся оставить? Согласны ли вы с её доводами?
2.Почему в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей?
Часть 5. Возможное заглавие: «Собака выла».
1.Почему в этих словах такая безысходность? Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?
4.Звучит песня в исполнении Т. и С. Никитиных «Собака бывает кусачей».
-Ребята, определите интонацию песенки и рассказа. Отличаются ли они? Если да, то чем?
-Сопоставьте слова песни:
Собака хватает прохожих за пятку,
Собака съедает гражданку лошадку,
А с ней –гражданина кота,
Когда проживает собака не в будке,
Когда у неё завывает в желудке.
И каждому ясно , что эта собака
Круглая сирота.
и отрывка из рассказа (Первый и последний абзац рассказа).
5.Домашнее задание.
Написать устный рассказ о любимом животном : своём, бездомном «Имя моего любимца».