a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Опыт работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Работа дошкольного учреждения с семьями, находящимися в социально- опасном положении Тема, которую мы сегодня обсуждаем, очень актуальна в нашей современной жизни. Категории семей нашего учреждения различны: В нашем ДОУ 158 детей. , которые воспитываются в 147 семьях. Из них: в полных семьях проживают 129 воспитанников – 81, 6% ; 29чел. ( 18, 3% ) - соответственно с одним родителем. 2 ребенка – под добровольной опекой. Малообеспеченных – 13семей( 8% ) . 2 семьи- 4 ребенка( 1. 3% ) - стоят на учете. 2 семьи находятся на нашем внутреннем контроле 5 воспитанников проживают с бабушками, т. к. родители находятся за пределами республики. На этих детей нотариально оформлены соответствующие документы. Есть семьи, где мама длительное время не проживает в семье, 3 наших воспитанника( многодетная семья) большую часть времени воспитываются папой. 1реб. – в 68 семьях( 43% ) ; 2 реб. –в 74 семьях( 46, 5% ) В то же время постепенно растет число многодетных семей, причем как среди малообеспеченных, и достаточно обеспеченных людей. В нашем дошкольном учреждении 17 детей их многодетных семей – 10, 6% . Этим семьям предоставлены льготы, предусмотренные законодательством: они освобождены от платы за д/ с на 50% , и от внесенный суммы, если это 3- й ребенок, который посещает д/ с, ему 70% возвращается на счет родителя. В ДУ 1 ребенок- инвалид, он освобожден от платы на 100% . Указ Президента РФ от 01. 06. 2012 N 761" О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы" 1 июня 2012 года N 761 С чего мы начали нашу работу. Конечно, с изучения основных документов- законодательной и нормативной базы, которые позволили нам определить приоритеты, включить эти вопросы в наши перспективные и годовой планы работы, определить какие стоят задачи, цели и к каким результатам нам стремиться. В соответствии с концепцией демографической политики РФ на период до 2025 года перед образовательными учреждениями и, в частности перед дошкольными, поставлена задача укрепления института семьи, возрождения и сохранения духовно- нравственных традиций семейных отношений. Решение этой задачи включает в себя: развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия; социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребёнка. Из опыта работы мы знаем, что в данном направлении работа не может проводиться от случая к случаю, она должна быть системной, а для этого необходимо было разработать пакет документов, выработать единые подходы. Начинать реабилитацию таких семей нужно не тогда, когда ребенок из этой семьи уже стал нетерпим в обществе, в школе, а тогда, когда неблагополучие только подкрадывается к семье. Данные вопросы рассматривались на педсовете, на производственных совещаниях, на родительских собраниях. Вся работа в этом направлении начинается со сбора информации о семье. Составляются акты обследования жилищно- б ытовых условий и паспорт семьи, социальный паспорт. Полученная информация рассматривается на комиссии по работе с семьями при ДУ, находящими в социально опасном положении. В состав комиссии входит заведующая, старший воспитатель, учитель- логопед, представитель родительской общественности. В 2012г. заслушивались не только педагоги, но приглашалась на заседание одна мама, с которой долгое время мы проводили профилактическую работу, но она не принесла положительных результатов. Комиссия вынесла решение о представлении ходатайства о ненадлежащем уходе за ребенком и уклонением от своих родительских обязанностей в административную комиссию при администрации Ковылкинского муниципального района: в 2012г. – 1, , в 2013г. – также 1, уже в отношении другого родителя. На комиссии был рассмотрен 1 конфликтная ситуация в семье между молодыми родителями. Молодые семьи- это вообще отдельная категория, которая требует отдельного внимания. 16% семей – это родители до 25 лет. Всего на комиссии за 2012/ 13 год было рассмотрено 4 материала. В образовательном учреждении функционирует медико- педагогический консилиум. Одними из основных задач является: выявление нарушений в развитии и воспитании ребенка, ранняя диагностика отклонений в развитии, профессиональная помощь семьям. В случае выявления диагноза ребенок направляется на ПМП комиссию уже при администрации Ковылкинского муниципального района( с оповещением родителя( законного представителя) . В ДУ 25 воспитанникам своевременно оказывается квалифицированная коррекционная помощь. Содержание практической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяется характером ее проблем. Каждая семья индивидуальна. и мы их уже для себя из опыта работы разделили на несколько категорий: Социальная сирота при живых родителях( родители бросают своих детей на воспитание своим родителям, сами выезжают за пределы республики- таких 7 чел. В нашем учреждении все бабушки молодые, работающие, инициативные, ответственные, не доставляют нам проблем в части решения вопросов по воспитанию и уходу за детьми. На них оформлены соответствующие документы. Семьи с пьющими родителями, где происходит деградация семьи. В 2012г. у нас были 2 таких семьи- обе неполные, в одной – это был законный представитель( опекун) и в другой- мама. В отношении этих семей б ыла проведена большая совместная работа с административной комиссией, ПДН, Органами опеки и попечительства, результатом которой было направление их на излечение от алкогольной зависимости( в настоящее время эти дети уже не посещают д/ с: 1 ребенок выбыл в школу, другой переехал на другое место жительства) . Семьи, стоящие на учете. И сейчас вся основная работа нацелена на них: это постоянный контроль, регулярное посещение семей в случае отсутствия детей, оказание необходимой поддержки. Это длительный процесс, требующий постоянного контроля за семьей. Педагогами проводятся дополнительные индивидуальные занятия с детьми по формированию у детей гигиенических навыков, по усвоению программного материала. Было бы очень отрадно, если все меры реабилитации семьи оказались эффективными. Но из опыта работы мы уже знаем, что иногда и такая длительная работа не приносит положительных результатов. Категория Семей «группы риска». Выявление неблагополучия на ранней стадии, когда семья находится в трудной жизненной ситуации. Почти всегда это тяжелое материальное положение, низкая зарплата, или безработица, невозможность заплатить за жилье и за детский сад. У этих семей есть еще реабилитационный потенциал. Они стремятся к изме нениям своей жизненной ситуации, но в силу определенных обстоятельств никак не могут выбраться из сложившейся ситуации. Работая с такой семьей, ДУ идет навстречу, предоставляя отсрочку по внесению платежа за сад. Таким семьям мы стараемся оказать гуманитарную помощь в виде одежды, игрушек и т. д. , стало традицией ежегодное проведение акций. 5- ти нашим воспитанникам были приготовлены именные подарки, учитывая их возраст, интересы: игрушки, книги, канцтовары, которые вручены в канун Нового года. Дети и семьи, состоящие на учете в «группе риска» и социально опасном положении привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым в ДУ. Это конкурсы на лучшее оформление площадки в летний и зимний периоды, посадка саженцев, конкурсы прикладного искусства, праздничные дни, как День матери, День семьи, День защиты детей и т. д. И каждого такого родителя, ребенка мы стараемся как- то поощрить: наградить грамотой, небольшим подарком, отразить их участие в СМИ, чтобы показать значимость и необходимость их участия как в масштабе их группы, так и всего детского сада. Всем детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, малообеспеченным предоставляет возможность бесплатно посетить спектакль, развлекательную программу, бесплатные дополнительные кружки. В целях профилактики социально опасного положения и социального сиротства детский сад тесно взаимодействует со всеми субъектами профилактики. Администрация ДОУ обращается за консультативной помощью в административную комиссию, в органы опеки и попечительства. Инспектора ПДН, административной комиссии бывают частыми гостями нашего учреждения с целью проведения профилактических работы и контроля за родителями( законными представителями) наших подопечных. Устные обращения: в административную комиссию – 2 В орган опеки – 1 В ПДН – 1 В прошлом году одна семья была снята с учета. Информирование родителей( законных представителей) о защите прав и интересов детей осуществляется на групповых и общих родительских собраниях, через информационные стенды, которые расположены на первом этаже. Д\ С делился опытом работы в СМИ. В декабре 2012г. проведен районный семинар для дошкольных учреждений города и района по теме «Взаимодействия ДУ, семьи и общественности в воспитании и развитии детей», где затрагивался вопрос о работе воспитателя с семьями, находящимися в социально- опасном положении, а также «отцовство, особенности работы с папами». И в Заключении хотелось бы сказать, что мы не сомневаемся, что при тесном взаимодействии с различными ведомствами и учреждениями, те задачи, которые мы ставим перед собой, вполне посильны и разрешимы. Только работая в тесном контакте, мы общими силами можем пробудить у родителей интерес и желание заниматься своими детьми. А нам необходимо глубоко разобраться в причинах семейного благополучия, понять, поддержать, помочь взрослым членам семьи в воспитании ребенка.

Оставить комментарий: