a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация"Исследовательский метод"

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Консультация Тема: « Исследовательский метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: в оспитатель Курдина Н. Н. Долгое время в дошкольном образовании преобладал такой метод обучения. к ак обьяснительно- иллюстративный, посредством которого дети усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные им способы деятельности, так как педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. В нашей группе занятия строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, р азвертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Результаты ежегодных обследований детей старшей группы по «Готовности к школьному обучению» на начало года, позволяют сделать вывод о среднем уровне развития познавательных процессов и умственного развития детей. Э то подтверждается результатами обследования детей по всем видам деятельности. С введением федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как: - уметь видеть проблему и ставить вопросы; - уметь доказывать; - делать выводы; - высказывать предположения и строить планы по их проверке. В дошкольном возрасте дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. С ледовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими либо внешними установками или временем. Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. Для решения обозначенной выше проблемы в работе с детьми была определена следующая цель. 1 Развитие познавательного интереса к поисково- исследовательской деятельности. 2 О рганизовать предметно- развивающую среду в группе. 3 Формировать элементарные экологические знания, доступные пониманию ребенка –д ошкольника. 4Развивать умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни. 5 Ф ормировать первоначальные умения и навыки экологически грамотног о и безопасного для природы и самого ребенка поведения. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, ч тобы ребенок мог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка. Метод содержит разнообразные формы исследовательской работы, к оторые легко вписываются в совместную деятельность взрослого и детей. Именно дошкольный возраст характеризуется более устойчивым вниманием, н аблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Реализация деятельности осуществляется в течени и всего учебного года под наблюдением воспитателя группы. В качестве основной линии работы можно выделить работу по формированию и развитию умений и навыков исследовательского поиска у детей. Этому будут способствовать специально организованные занятия, занятия тренинги и собственно исследования. Предварительная подготовка: - Экскурсии и целевые прогулки; - наблюдения за обьектами и явлениями природы; - Беседы; - Рассматривание иллюстраций в книгах с научным содержанием. Детских энциклопедиях; - знакомство с материалами мини- лаборатории; Практическая часть: - проведение занятий, в основе которых лежат методы исследовательского обучения; - чтение художественной литературы( Большая энциклопедия для дошкольника) ( энциклопедия все обо всем) - беседы по изучаемым темам; - Словесные игры; - развивающие игры и упражнения; - Мини лаборатория эксперементальный уголок) ; - Изготовление макетов; - Копилка ненужных вещей; - Проведение опытов; Важным в деятельности является вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс и развитие с ними партнерских взаимоотношений. В связи с этим организуются мероприятия, которые помогают понять родителям их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников. Взаимодействие с семьей: - анкетирование родителей на тему: « Организация поисково- исследовательской деятельности дошкольников дома», - домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала; - привлечение родителей к созданию познавательно- развивающей среды в группе; - родительское собрание на тему: « Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно- экспериментальной деятельности» с посещением открытых занятий; - поощрение в виде « Благодарственного письма» родителям; - индивидуальные консультации по осуществлению акций; - оформление наглядной информации в родительском уголке. Результат деятельности: - показ открытых занятий на родительском собрании; - показ открытого занятия для педагогов; - выставка работ( продуктивная деятельность) ; - фотовыставка « Хотим все знать», - выставка детских рисунков. Специфика организации воспитательно- образовательного процесса. После проведения диагностического обследования детей и обоснования условий для проведения исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста, разрабатывается перспективный план работы. Первоначальный этап работы, который заключается в предварительной подготовке детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами мини –л аборатории и их назначением. В лаборатории имеются: - приборы «помощники»( лабораторная посуда, весы, обьекты неживой природы, емкости для игр с водой разного обьема и формы) ; - природный материа л( камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ) ; - утилизированный материа л( проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки, разные виды бумаги) ; - красители: гуашь, акварельные краски; - медицинские материал ы( пипетки, колбы, мерные ложки. резиновые груши, шприцы без игл) ; - прочие материалы( зеркала. воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов) . Далее идет ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера( книги. альбомы, наборы открыток) . выяснение их ценности. С тавится задача- пополнять и разнообразить «Мини- лабораторию» в течени и учебного года. Затем следующий этап( практический) - занятия по приобретению детьми специальных знаний и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска. Для этого проводятся специальные занятия. Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее. Также эти занятия способствуют тому, что дети становятся увереннеев себе, научаются слушать и слышать друг друга. Такой вид работы проводится в свободное врем я- в утренний или вечерний отрезок, между занятиями, на прогулках- со всей группой или в индивидуальной форме. Одновременно планируются целевые прогулки, экскурсии, кратковременные и долгосрочные наблюдения за обьектами живой и неживой природы. Еженедельно проводятся беседы, которые направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных креативно мыслить. Далее проводятся занятия по познавательному циклу, разработанные с применением методов исследовательского обучения. Ценность таких занятий состоит в увлекательном совместном приобретении детьми знаний путем собственныхпоисков необходимой информации по предложенной теме. Программное содержание занятий позволяет максимальное внедрние методов и приемов, которые активизируют использование сохранных анализаторов детей, что очень важно для наших детей. Ведь чувственное познание окружающего принято считать начальной ступенью познания. Дети, живя в мире предметов, человеческих отношений, стремятся их понять, раскрыть с помощью своих чувств. Поэтому участие в исследовательской деятельности, особенно в экспериментальной ее части, помогает нашим детям проникать вглубь обьекто в- живых и неживых, а также помогает осознать их внутренние свойства и отношения. И еще одно немаловажное обстоятельство: на подобных занятиях большое внимание в виде похвалы уделяется неуверенным в себе детям, чей интерес к поисковой деятельности несколько снижен. Таким образом, активизируется их дальнейшее участие в совместной работе и постепенно развивается чувство самоуважения. В результате дети становятся более смелыми, постепенно раскрывают свои естественные таланты: умение слушать, говорить, просто общаться. А это в свою очередь служит гарантом саморазвития личнос ти, они учатся по своему мыслить, доказывать, спорить и т. д. Таким образом. выполняется главная функция исследовательского поведени я- функция развития. После проведения нескольких совместных занятий по познавательному циклу можно начинать работу над проектом. Дети самостоятельно выбирают тему для исследований по предложенным картинка м( например, с изображением воды, света, воздуха, вулканов, звуков, молока и т. д. ) Совместно обговаривают план работы по понравившейся теме и устанавливают примерный срок выполнения. Далее в течение определенного времени занимаются самостоятельнымпоиском информации, иллюс т раций, материалов для проведения эксперементальной части работы. Главные исследователи вместе с «науч ным руководителем »( воспитателем) обрабатывают собранный материал, проводят занятие по исследованию выбранного обьекта и назначают время для доклада. Конечным результатом работы по теме становится папка или альбом с иллюстрациями, с зарисованными опытами, и конечно, самое главное в ней – сам доклад, записанный в виде символов. Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотьемлемым звеном проекта. Поэтому очень важно провести в начале года родительское собрание. На котором заслушивается консультация « Движущие силы исследовательского поведения детей, » цель которой заинтересовать родителей в поддержке данного п роекта и всемерно оказывать помощь детям и педагогам. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам. А также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций « Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально- познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие реб е нка и, как, следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей. После проведения такой плодотворной работы устраиваются выставки детских работ, фотовыставки « Хотим все знать». А также непременно отметить активность участников и родителей проекта благодарственным письмом от воспитател я( научного руководителя) . Представления образовательных результатов происходит: - на родительских собраниях; - во время проведения индивидуальных бесед с родителями; - на педагогических советах, семинарах. Вывод: В ходе деятельности дети учатся совместно работать, искать и собирать информа цию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками детского сада. Все это в полной мереспособствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремления и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. Таким образом, включение метода в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателя и родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе. Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности. Итак мы пришли к выводу, что внедрение метода пректов в образовательный прцесс детского сада – это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Оставить комментарий: