a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии интеллектуально творческого развития

Автор: Александрова Оксана Алексеевна Опубликовано: 2017-09-26 08:55:32

Документы для скачивания

Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии интеллектуально творческого развития 433705206375 Одна из важнейших задач воспитани я маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мысли тельных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Многими учеными подчеркивается значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5- 6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок. Нужно не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости. Именно это определяет содержание и методы подготовки мышлен ия дошкольников к школьному обуч ению, в частности пре д математическ ую подготовк у, которая сводитс я не только к тому, чтобы научить дошкольн ика считать, измерять и решать арифметические задачи. Одним из важнейших показателей функционального развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма в начальной школе. Овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности — продуктивно- творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность — симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений — музыкально- ритмических, физкультурных. П ространственно – временные представления лежат в основе не только формирования высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка. Н едостаточная сформированность пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального интеллектуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями и др. Таким образом, при подготовке ребенка к школе необходимо специально позаботится о своевременном развитии у него пространственных представлений. Без этого он неизбежно столкнется с большими трудностями в процессе овладения письменной речью. Пре дупредить появление данных трудностей возможно лишь в том случае, если в дошкольном возрасте с детьми последовательно и систематически будет осуществля т ь ся работа по формированию пространственных представлений. Пространственные представления являются одной из наиболее рано дебютирующих, но долго формирующихся психических функций. Таким образом, пространственные представления относят ся к базису, над которым надстраивается совокупность многих психических процессов. И последнее: освоение п равил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уве рены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Так как в дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозак лючений, переход от практического мышления к логическому, раз витие восприятия, внимания, памяти, воображения, то и совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование и функ циональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук. Развивающее обучение способствует не только психическому раз витию, но и ускоренному созреванию мозга, совершенствованию его функций. Если удается найти ключ к управлению развитием мышления ребенка- дошкольника, то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов, в том числе и формирования пространственных ориентировок. Ориентировка в пространстве занимает значительное место в математической подготовке детей. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги – исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина, В. В. Данилова и другие известные педагоги – исследователи. Формирование пространственных отношений детей дошкольного возраста посредством игровой технологии интеллектуально – творческого развития построено на принципах: - широкого возрастного диапазона; - многофункциональности развивающих игр; - вариативности игровых заданий и упражнений; - творческого потенциала каждой игры. Интеллектуально – творческие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым в интегрированной деятельности. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребёнка в течение длительного периода времени, превращая игровой пр оцесс в «долгоиграющий восторг». Именно это положено в основу игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Данная технология представляет собой фор му взаимодействия детей и взрослых через реализацию определен ного игрового сюжета с использованием развивающих игр и решает следующие задачи: - развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое; - развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объек там окружающей действительности; - развитие воображения, креативности мышления( умения гиб ко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) ; - гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоцио нально- образного и логического начал; - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально – творческому развитию детей в игре. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. В возрасте 3 – 4 лет малыши овладевают ориентировкой «на себе», учатся выполнять задания по ориентировке на частях своего тела, лице, в том числе симметричных( правая или левая рука, нога и т. д. ) и соответствующих им пространственных направлений: впереди – там, где лицо; позади( сзади) – там, где спина; справа – там, где рука, которой держат ложку, рисуют, правая рука( для правшей) ; слева – там, где левая. Например, игр а «Найди листик». Показыва я детям листья( желтые и зеленые) , предлага ли с ними поиграть. Дети б рали листья разного цвета в правую и левую руку. По команде воспитателя, дети поднимали лист с нужным цветом, правой( левой) рукой, затем меняют листья в правую или лев ую ру ку. Пространственные представления в данном возрасте о собственном теле формируются на ощущения х, идущих от «внутреннего мира» тела; ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия с взрослым и. Например, игра «Где звенит колокольчик». В этой игре дети соотноси ли направления, прежде всего с определенными частями собственного тела: вверху – где голова, внизу – где ноги, впереди – где лицо, сзади – где спина и т. д. Ориентировка на собственном теле послужила ребятам служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. С детьми младше го дошкольно го возраст а, целесообразно разработать и внедрить в практику простейшую систему игр с использованием интеллектуального тренажера « Игровизор »- п апк а с вкладышами- заданиями. Основа папки- картон, а верхний лист из прозрачной пленки- экран. Дети выполня ют задания фломастером. Рисуя фломастером, малыши оставля ют яркий след на прозрачной плёнке, который легко стира лся влажной тряпочкой. Например. «Посади огород». Звуч ала песенка « Огуречик, огуречи к ». Чтобы мышка не смогла отгрыз ть хвостик предлага ли посадить огуречик на грядку. ( и граем с игровизором и мелким дидактическим материалом, раскладывая овощи по инструкции. Таким образом, важным достижением этого периода является обнаружение того, что в младшем дошкольном возрасте данные игры, упражнения, привлекают внимание детей к пространственному р асположению предметов, позволяют накопить элементарные, но систематизированные знания о пространственном расположении предметов в условиях специально организованной дидактической среды( с помощью игрушек) и в реальной обстановке. При работе с детьми среднего дошкольного возраст а предусматривается усложнение развивающих игр и упражнений. Например, рассматрива я машин у, даются такие понятия как: спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние. Д етям в этом возрасте предлагаются задания на у мение выделять противоположные стороны сначала на себе, а затем на другом человеке, на предметах, знакомиться с расположением предметов в пространстве по признаку взаимного их размещения. Например: «Найди игрушку». Воспитатель показывает письмо от Карлсона и рассказывает, что Карлсон принес ночью игрушки и спрятал их, а в письме написал, как их можно найти. Воспитатель указывает путь, ребенок действует по его указаниям. Таким образом, очевидным является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве, определение последовательности предметов или их изображений( например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т. п. ) , а также графических знаков. В старшей группе дети учатся ориентироваться на плоскости с помощью цикл а интеллектуально- развивающих игр. Например, в игровом упражнении «Волшебные фо тографии», основная игровая задача которого — выделение пространственных отношений между объектами, ребенку предлага ли изображения нескольких предметов на коврографе и две модели( расположение данных предметов, выражен ных заместителями) . Одна модель — с адекватным расположением замести телей предметов на коврографе, другая не соответствует пространственному расположению предметов друг относи тельно друга. Ребенку необходимо было сопоставить картинку и модель. Используя специально подобранный иллюстративный материал и прием «вхождения в картину», детям предлагается не только перечислить изображенные на ней предметы, но и определить их пространственное расположение, меняя последовательно точку зрения наблюдателя Например: Игра «Полет в космосе», в процессе которой по листу бумаги темного цвета( космос) ребенок перемещает кружок( космический корабль) в соответствии с указанным направлением( маршрутом космического корабля) : из середины( центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д. Таким образом, дети преодолева ют трудности в ориентации на ограниченной плоскости, т. е. в двухмерном пространстве. Т ем самым у детей формир уется умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый край плоскости, находить и н азывать центр плоскости, выпол н ять задания на ориентировку, содержащи х сразу два условия. Для планомерной подготовки дошкольников к школе проводятся г рафические диктанты. Они помогают предотвратить типичные труд ности в обучении- неусидчивость и рассеянность, разви вают орфографическую зоркост ь. Например: На бумаге в клетку дети под диктовку воспитателя проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получится узор или рисунок. В заданиях используются следующие обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление обознача ется стрелкой. Например, запись следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо. 1600201270 Интересной и новой для детей стала игра «Чудесная поляна». Дети выполня ли задания с помощью волшебных ниточек – резинок. Например: Дети, знакомя сь с таким свойством как упругость( резинка растягивается и воз вращается в исходное положение) , конструируют геометрические фигуры без опоры на цифровые и буквенные обозначения, и создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста- по схеме- образцу и словесной модели. Особенности игры позволя ли по- разному варьировать возможность использования на различных этапах обучения( усложняя или упрощая задания) , тем самым предоставля ли огромное поле деятельности для творчества педагога. Для детей старшей группы игры- дощечки имеют количество «гвоздиков» заметно большее, тем самым увеличива я поле деятельности дошкольников и количество заданий. Надо отметить, что данные игры отличаются гибкостью отбора конкретного материал а, по объему и по длительности их проведения, а также постепенным усложнением. Таким образом, умелая постановка вопросов, в их числе и проблемных, привлечение ори гинального оборудования повышает интенсивност ь работы дошкольников, позволяет реализовать новые возможности. Таким образом, результативность деятельности по п овышению эффективности процесса усвоения пространственных отношений дошкольников оптимальна. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что посредством игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста В. В. Воскобовича обеспечивает ся положительная динамика формирования пространственных отношений дошкольников.

Коментарии
надежда написано 2018-02-19 21:34:00
здравствуйте, как можно ознакомиться с вашим материалом
Ответить

Оставить комментарий: