Опубликовано: 16:18:52 30-09-2017
Автор: Борминцева Татьяна Владимировна
Конспект проведения совместной образовательной деятельности по реализации образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммунальное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» с детьми группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет на тему «Литературная жемчужина России».
Цель: Воспитание любви и интереса к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе.
Задачи:
3.Формировать умение понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы, умозаключения.
4.Закрепить знания у детей о жизни и деятельности Л.Н. Толстого.
5.Развивать речевую активность, диалоговую речь, умение пересказывать текст.
7.Развивать умение отгадывать загадки, используя модели-подсказки.
8.Побуждать родителей читать детям. Приобщить родителей к «семейному» чтению.
Материал:
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций.
Словесные: беседа с детьми по произведениям Л.Н. Толстого, вопросы, направленные на развитие умения понимать поступки героев, идею автора, высказывать свое мнение; чтение произведений, решение проблемных ситуаций, дидактические упражнения.
Практические: дидактические упражнения с практическим выполнением, решение кроссворда.
Игровые: форма проведения викторина, дидактические игры, игровые упражнения.
Предварительная работа
В группе и дома дошкольникам читают произведения Л.Н. Толстого, написанные для детей. Каждый ребенок с родителями разгадывают дома кроссворд, который является пропуском на викторину.
Кроссворд
Ответы
1.Филипок.
2.Липунюшка.
3.Шляпа.
4.Галка.
7.Лебеди.
10.Мильтон.
11.Слон.
Ход игры-викторины.
Организационный момент
Воспитатель. Сегодня мы с вами проведем игру-викторину на тему «Литературная жемчужина России». Вам предстоит отвечать на вопросы, выполнять различные задания 3а каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетон-символ.
В игре участвуют команды «Филиппок» и «Знайка».
1 конкурс
«Блиц-вопросы».
Воспитатель.
0 дедушке Льве Николаевиче
Много уже вы знаете.
О жизни его расскажите,
Ответами нас удивите
Вопросы о жизни и деятельности Л. Н. Толстого
(Задаются по очереди каждой команде)
1 Кем был Л.Н. Толстой? (Л.Н. Толстой – великий русский писатель, первый учитель крестьянских детей)
б. О чем вам говорят эти имена: Сергей, Николай, Дмитрий, Мария? (Это имена братьев и сестры Л. Н. Толстого. )
7Кого из братьев больше всего любил Лев? (Николай.)
10.Как относился Толстой к крестьянским детям? (Он любил играть и гулять с ними, открыл бесплатную школу, сам учил детей.)
2 конкурс
Дидактическая игра "Подбери пару"
Каждая команда получает 10 картинок к пяти произведениям, в названиях которых фигурируют два героя. Детям нужно правильно подобрать 5 пар картинок и назвать произведения, в которых есть такие герои (Девочка и грибы, «Мильтон и Булька», «волк и коза», «Зайцы и лягушки», «Обезьяна и горох», «Лев и собачка», «Белка и волк», «Тетерев и лиса»).
Дидактическая Игра
«Перескажи произведение»
На столе находятся предметы к произведениям «Лиса и журавль» и «Умная галка»: тарелка, камешки, кувшин с водой, игрушки (галка, журавль, лиса)
Командам нужно отобрать предметы к тому или иному произведению и пересказать его.
4.Конкурс
Игра «Кто потерял?»
Герои каких произведений Л. Н. Толстого могли потерять эти предметы (все предметы выложены на стол): горох («Обезьяна и горох»), блины в узелке («Липунюшка»), грабли («Ученый сын»), шапка(«Филиппок»), кукла («Пожарные собаки»), грибы («Девочка и грибы»), сливы(«Косточка»), ружье («Прыжок»), цепь («Волк и собака»), топор («Мужик и водяной»), кость («Жучка»).
Загадки-модели.
«Какая картинка спрятана?»
1.Это дикое животное-герой сказки Л. Н. Толстого; объясняет волку, почему они всегда веселы; питается орехами и грибами (белка, басня «Белка и волк»)
2.Это домашнее животное; ест траву; дает молоко; так называется рассказ Толстого. Какая беда с ним приключилась? («Корова»).
6 конкурс
«Дидактическая игра "Хорошо -- плохо"
Воспитатель. Посмотрите на рисунки, отгадайте по ним названия соответствующих рассказов. Определите какие –хорошие или плохие-поступки описаны в них.
Рисунки: «Котенок» (спасение котенка от собак), «Старый дед и внучек» (с уважением относится к своим старым родителям), «Корова» (герой не скрывает свои плохие поступки), «Два товарища» (бросает товарища в беде), «Старик сажал яблони...» (забота о будущем поколении).
Воспитатель. Для кого посадил яблони старик?
Дети. Для людей.
Воспитатель. Толстой любил играть с ребятами. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Савка и Гришка».
Хороводная игра «Савка и Гришка».
Выбирают Савку и Гришку, дедушку. Остальные дети идут по кругу и в соответствии с текстом выполняют движения и поют.
Савка и Гришка
делали ДУДУ
Савка и Гришка
делали ДУДУ
Ду-ду, ду-ду –ду.
Громко ребята в дуду заиграли,
Дедушке старому
спать помешали.
Ду-ду, ду-ду -ду
Дедушка старый на них
закричал,
Палкой на дверь ребятам
показал.
Ду-ду, ду-ду -ду
Савка и Гришка шмыгнули
во двор,
Важно там уселись прямо
на забор.
Ду-ду, ду-ду -ду
Оба забыли недавнюю беду.
Раздувая щеки,
дуют во дуду
Ду-ду, ду-ду -ду.
Дидактическая Игра
«Назови произведение»
Воспитатель. Я буду читать вам отрывки из произведений Толстого, а вам нужно отгадать название этих произведений.
«Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла в зубах то все расхохотались: она несла большую куклу». («Пожарные собаки»)
«Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюша упал на пороге, расшиб нос и заплакал. Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку». («Пожар»)
«Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.»
«Акула».
«Она принесла соломы, сделала из соломы куклу, надела на неё свои платья и посадила у окна. А сама вымазалась медом, вывалялась перьях и стала похожа на страшную птицу. Она выскочила в окно и побежала».
«Девочка и разбойники».
9конкурс.
Дидактическая игра "Волшебный сундучок'
Воспитатель Выносит сундучок В нем лежат магнит, прозрачная емкость с водой и колба с надписью «Воздух»
Воспитатель. У меня в сундучке находятся три вещества, о которых писал Толстой. Вам следует угадать, что же в сундучке. Задавайте мне вопросы, которые помогут вам узнать, что же за вещества находятся в сундучке. Ответы только «да» или «нет».
Примерные Вопросы детей:
1 Это вещество тяжелое? (Нет)
Команды должны по очереди ответить на следующие вопросы.
1.Как звали мальчика, который очень хотел учиться в школе? (Филиппок.)
Подведение итогов. Награждение победителей.