Конспект проведения открытой организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему «В гостях у мордовочки Алдуньи».

Опубликовано: 21:21:02 30-09-2017

Автор: Борминцева Татьяна Владимировна

Конспект проведения открытой  организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему «В гостях у мордовочки Алдуньи».

Цель. Познакомить детей с  обычаями и традициями, народным творчеством, бытом мордовского народа.

Материал. Кукла в мордовском национальном костюме, иллюстрации с изображением национальной одежды мордвы, аудиозапись мордовской народной музыки, выставка изделий народных промыслов.

Ход организованной образовательной деятельности.

В.: У каждого человека есть родная земля, то место ,где он живёт, вырос. Как называется наш город?

Д.: Город Кузнецк.

В.:Это малая родина. Люди каких национальностей здесь живут?

Д.: Русские. Татары. Мордва, чуваши.

В.: Да, наш город многонациональный. Скажите, а вам интересно было бы познакомиться с традициями и культурой этих народов?

Мне тоже интересно. Сегодня в гости к нам пришла кукла мордовочка Алдунья.

В.: Здравствуй! Как тебя зовут?

А.: Я девочка-мордовочка. Зовут меня Алдунья.

В.: Очень красивое имя. Давайте все его повторим.

Д.: Алдунья.

А.: А как вас зовут?

(Дети называют свои имена).

В.: Алдунья пришла к нам в мордовском национальном костюме.

(Кукла кружится . Дети рассматривают).

В.: Давайте расскажем ,во что нарядилась Алдунья.

Д.: На ней длинное платье, веночек на голове, украшения.

А.: Посмотрите на моё платье. Оно называется панар. Как оно называется?

Д.: Панар.

А.: Такое платье мы носим каждый день. Оно простое, широкое, просторное, в нём удобно работать. А украшено оно вышивкой по горловине, по рукавам и по краю. Выставка служит оберегом от злых духов.

Рубаху обязательно подпоясываем плетенным шерстяным поясом или набедренным украшением и называется оно  пулай.

В.: Повторим, как называется набедренное украшение?

Д.: Пулай.

А.: А на праздники мы надеваем яркие, красивые   платья, украшенные вышивкой. Это сложные, очень тяжёлые наряды. Они показывают , как ценится в мордовском народе здоровье, сила и выносливость женщины.

В.: Большое внимание уделяется головному убору. Что на голове у Алдуньи?

Д.: Веночек на голове.

В.: Все девочки и девушки носят веночки из цветов или ленточки, на лобные повязки вышитые бисером, короткие полотенца с узором на концах, которые не закрывают волосы. А вот женщины,  которые вышли замуж надевают головные уборы, которые называют панго. Это шапочки в виде цилиндра или конуса, или мягкий чепец трапециевидной формы. А также могут повязать платок, который называется паця.
(Демонстрирует иллюстрации)

А.: Как вы думаете, какую обувь носили мордовские женщины и мужчины?
(Рассуждение детей)

А.: Повседневная обувь – лапти(карть). Ноги оборачивали белыми онучами, что бы они были толще и сильнее. А в праздники обували сапоги с острыми носами. Мордовские девушки любили украшении – бусы, нагрудники, гайтаны из серебряных монет; серьги с повесткой из серебряной монеты, бусинок или виде шариков из гусиного пуха, браслеты, кольца, перстни.

В.: Ребята, название каких предметов одежды мордвы вы запомнили?

Ответы детей.

В.: А сейчас мы проверим, как вы запомнили? Алдунья принесла нам игру: «Поэзия народного костюма». Хотите поиграть?

Д.: Да, хотим.

 

Дидактическая игра «Поэзия народного костюма».

 

В.: В давние- давние времена мордва силились в лесах. Строили прочные деревянные изба – кудо. Дома украшали резьбой по  дереву. (Рассматривание иллюстраций).

В.: Мужчины занимались, охотой, рыболовством, земледелием, пчеловодством, а женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками.

В.: Мордовский народ очень трудолюбив. До наших дней они не сохранили свои традиции и народные промыслы. Ткачество, вышивка, плетение корзин, гончарное дело, резьба по дереву. (Рассматривание выставки народных умельцев).

В.: Мордовские семьи были очень большими. Самый главный в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково «авай». А символом жизни считают уточку. Мордовия – родина Алдуньи. У мордовского народа есть замечательная пословица о Родине. Хотите услышать?

Д.: Да.

В.:

- В родном краю, как в раю.

- Краше Родины нет ничего.

- На родной стороне и камушек знаком.

- Без ветвей не дерево – без детей не семья.

В.: Объясните их?

Д.: (дают объяснения)

В.: Какие пословицы о Родине знаете вы?

Р1.: Жить – Родине служить.

Р2.: Лучше нет родного края.

Р3.: Родина мать, умей за нее постоять.

Р4.: Береги землю любимую, как мать родную.

В.: Молодцы, ребята.

В.: Мордовские народ придумал замечательные сказки, былины, героями, которых были деревья, птицы, звери и мифические существа. Самым любимым персонажам мордовских сказок является Куйгорож- с головой птицы (совы) и хвостом змеи. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих наказывал, прятал вещи, портил одежду.

В.: А сейчас я предлагаю вам раскрасить фигурки Куйгоража яркими цветами, используя мотивы народных орнаментов.
(Дети раскрашивают фигурки под музыку мордовских наигрышей).

В.: Мордовский народ очень веселый. Они любят петь, плесать и играть. Вот и я хочу поиграть в мордовскую народную игру «Раю раю».

Проводится игра.

Документы для скачивания:

40467_P1050272.JPG
Формат: .JPG

40468_P1050274.JPG
Формат: .JPG

40469_P1050275.JPG
Формат: .JPG

40470_P1050276.JPG
Формат: .JPG

40471_P1050277.JPG
Формат: .JPG

40472_P1050278.JPG
Формат: .JPG

40473_P1050282.JPG
Формат: .JPG

40474_P1050283.JPG
Формат: .JPG

40475_P1050284.JPG
Формат: .JPG

Оставить комментарий: