Конспект проведения открытой организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему «В гостях у мордовочки Алдуньи».
Документы для скачивания
Конспект проведения открытой организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему «В гостях у мордовочки Алдуньи».
Цель. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством, бытом мордовского народа.
Материал. Кукла в мордовском национальном костюме, иллюстрации с изображением национальной одежды мордвы, аудиозапись мордовской народной музыки, выставка изделий народных промыслов.
Ход организованной образовательной деятельности.
В.: У каждого человека есть родная земля, то место ,где он живёт, вырос. Как называется наш город?
Д.: Город Кузнецк.
В.:Это малая родина. Люди каких национальностей здесь живут?
Д.: Русские. Татары. Мордва, чуваши.
В.: Да, наш город многонациональный. Скажите, а вам интересно было бы познакомиться с традициями и культурой этих народов?
Мне тоже интересно. Сегодня в гости к нам пришла кукла мордовочка Алдунья.
В.: Здравствуй! Как тебя зовут?
А.: Я девочка-мордовочка. Зовут меня Алдунья.
В.: Очень красивое имя. Давайте все его повторим.
Д.: Алдунья.
А.: А как вас зовут?
(Дети называют свои имена).
В.: Алдунья пришла к нам в мордовском национальном костюме.
(Кукла кружится . Дети рассматривают).
В.: Давайте расскажем ,во что нарядилась Алдунья.
Д.: На ней длинное платье, веночек на голове, украшения.
А.: Посмотрите на моё платье. Оно называется панар. Как оно называется?
Д.: Панар.
А.: Такое платье мы носим каждый день. Оно простое, широкое, просторное, в нём удобно работать. А украшено оно вышивкой по горловине, по рукавам и по краю. Выставка служит оберегом от злых духов.
Рубаху обязательно подпоясываем плетенным шерстяным поясом или набедренным украшением и называется оно пулай.
В.: Повторим, как называется набедренное украшение?
Д.: Пулай.
А.: А на праздники мы надеваем яркие, красивые платья, украшенные вышивкой. Это сложные, очень тяжёлые наряды. Они показывают , как ценится в мордовском народе здоровье, сила и выносливость женщины.
В.: Большое внимание уделяется головному убору. Что на голове у Алдуньи?
Д.: Веночек на голове.
В.: Все девочки и девушки носят веночки из цветов или ленточки, на лобные повязки вышитые бисером, короткие полотенца с узором на концах, которые не закрывают волосы. А вот женщины, которые вышли замуж надевают головные уборы, которые называют панго. Это шапочки в виде цилиндра или конуса, или мягкий чепец трапециевидной формы. А также могут повязать платок, который называется паця.
(Демонстрирует иллюстрации)
А.: Как вы думаете, какую обувь носили мордовские женщины и мужчины?
(Рассуждение детей)
А.: Повседневная обувь – лапти(карть). Ноги оборачивали белыми онучами, что бы они были толще и сильнее. А в праздники обували сапоги с острыми носами. Мордовские девушки любили украшении – бусы, нагрудники, гайтаны из серебряных монет; серьги с повесткой из серебряной монеты, бусинок или виде шариков из гусиного пуха, браслеты, кольца, перстни.
В.: Ребята, название каких предметов одежды мордвы вы запомнили?
Ответы детей.
В.: А сейчас мы проверим, как вы запомнили? Алдунья принесла нам игру: «Поэзия народного костюма». Хотите поиграть?
Д.: Да, хотим.
Дидактическая игра «Поэзия народного костюма».
В.: В давние- давние времена мордва силились в лесах. Строили прочные деревянные изба – кудо. Дома украшали резьбой по дереву. (Рассматривание иллюстраций).
В.: Мужчины занимались, охотой, рыболовством, земледелием, пчеловодством, а женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками.
В.: Мордовский народ очень трудолюбив. До наших дней они не сохранили свои традиции и народные промыслы. Ткачество, вышивка, плетение корзин, гончарное дело, резьба по дереву. (Рассматривание выставки народных умельцев).
В.: Мордовские семьи были очень большими. Самый главный в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково «авай». А символом жизни считают уточку. Мордовия – родина Алдуньи. У мордовского народа есть замечательная пословица о Родине. Хотите услышать?
Д.: Да.
В.:
- В родном краю, как в раю.
- Краше Родины нет ничего.
- На родной стороне и камушек знаком.
- Без ветвей не дерево – без детей не семья.
В.: Объясните их?
Д.: (дают объяснения)
В.: Какие пословицы о Родине знаете вы?
Р1.: Жить – Родине служить.
Р2.: Лучше нет родного края.
Р3.: Родина мать, умей за нее постоять.
Р4.: Береги землю любимую, как мать родную.
В.: Молодцы, ребята.
В.: Мордовские народ придумал замечательные сказки, былины, героями, которых были деревья, птицы, звери и мифические существа. Самым любимым персонажам мордовских сказок является Куйгорож- с головой птицы (совы) и хвостом змеи. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих наказывал, прятал вещи, портил одежду.
В.: А сейчас я предлагаю вам раскрасить фигурки Куйгоража яркими цветами, используя мотивы народных орнаментов.
(Дети раскрашивают фигурки под музыку мордовских наигрышей).
В.: Мордовский народ очень веселый. Они любят петь, плесать и играть. Вот и я хочу поиграть в мордовскую народную игру «Раю раю».
Проводится игра.