a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Закаливание детей в домашних условиях

Автор: Полкунова Вера Михайловна Опубликовано: 2017-10-05 21:09:12

Документы для скачивания

«Закаливание детей  в домашних  условиях» Многие родители замечают, что их ребенок, начав посещать детское дошкольное учреждение, стал часто болеть. Предрасполагающими к этому факторами являются: обилие контактов с детьми и взрослыми с больными острыми респираторными заболеваниями, незрелость защитных систем организма в дошкольном возрасте, неблагоприятное воздействие экологических факторов, неправильная организация режима дня, излишнее «укутывание» детей родителями по принципу «сибиряк тот, кто теплее одевается», недостаток в рационе витаминов и микроэлементов, отсутствие регулярных закаливающих мероприятий. Все это создает угрозу для нормального физического развития ребенка и представляет серьезную проблему для родителей, как психологического плана, так и материального. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной инфекции, вновь заболевает через короткий промежуток времени, не успев оправиться от предыдущего заболевания. В связи с этим мамы и папы, боясь простудить детей, не гуляют с ними в прохладную погоду, одевают излишне тепло, не проводят проветривание в квартирах, не умывают холодной водой. Но все их усилия не приносят успеха. В результате «тепличного» воспитания организм ребенка становится изнеженным, слабым.  Нередко матери, разочаровавшись в традиционной медицине, в отчаянии обращаются к различного рода целителям и знахарям, с тщетной надеждой на быстрое исцеление. Реального оздоровительного эффекта можно добиться с помощью регулярных закаливающих мероприятий, особенно в сочетании с параллельно проводимой медикаментозной иммунокоррекцией, направленной на повышение защитных сил организма, следствием чего могут быть урежение и облегчение респираторных заболеваний, а в идеальной ситуации возникновение ОРВИ не чаще 1- 2 раз в год. Смысл закаливания в многократно повторяющихся однотипных нагрузках, чаще всего Холодовых, в результате чего вырабатывается тренированность в отношении этих нагрузок, включаются защитные реакции иммунной системы, а значит повышается и устойчивость к простудным заболеваниям, в первую очередь, а также отражается на всех других функциях организма- улучшаются аппетит и усвоение пищи, нормализация роста, повышается умственная и физическая работоспособность, появляется жизнерадостное настроение. Родителям следует помнить, что тренирующий эффект закаливающих процедур сохраняется недолго, особенно у детей дошкольного возраста, это примерно 3- 10 дней, тогда как для достижения этого эффекта необходим срок не менее месяца, а у ослабленных детей и более. Не следует форсировать усложнение закаливающих процедур, так как это может привести к срыву механизмов адаптации и появлению и возобновлению повторных заболеваний. Основными правилами закаливания являются следующие: 1.  Закаливающие процедуры следует проводить только в том случае, если ребенок здоров. Начинать можно в любой сезон года, но лучше летом. 2.  Постепенность. Недопустимо, решив закалять ребенка, сразу обливать его прохладной водой, отправлять на прогулки в ненастную погоду легко одетым. Это непременно приведет к тому, что малыш простудится, а мать впредь будет бояться закаливания, как «огня». Начинать нужно осторожно, переходя к более сильным закаливающим процедурам постепенно. 3.  Нужно считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Например, легковозбудимые, «нервные» дети иногда плохо реагируют на холодную воду. 4.  Постоянно следить за реакцией ребенка на закаливающие процедуры. Если во время обливания или приема воздушной ванны малыш дрожит, кожа у него становится «гусиной», значит к этой температуре он ещё не адаптирован. В следующий раз процедуру надо проводить, начиная с той дозировки, которая не вызывала никаких отрицательных явлений. 5.  Нужно стремиться к тому, чтобы закаливание нравилось детям, воспринималось ими как забава. 6.  При повышении температуры, насморке, кашле, жидком стуле- необходимо приостановить закаливание или проводить на щадящем уровне. Гипотрофия, анемия, рахит не являются противопоказаниями к закаливанию. 7.  Приступая к закаливанию, создайте ребенку здоровые условия быта, нормальную психологическую атмосферу в семье, достаточный сон. Необходимо сквозное проветривание комнаты не реже 4- 5 раз в день, каждый раз не менее 10- 15 минут. 8.  Детям 1, 5 лет и старше нужно гулять не менее двух раз в день по 2, 5- 3, 0 часа. Зимой, при более низкой температуре, время прогулки ограничивают. Детей с возраста 2, 5- 3 лет можно обучать кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде. В летнее время не нужно запрещать игры в воде, ходить босиком по земле, по траве, по песку у реки. Большое значение имеет одежда: важно, чтобы она была по размеру, ребенок в ней не мерз и не перегревался. Все эти меры также обладают определенным закаливающим эффектом. В различные возрастные периоды закаливание проводится разными способами, по принципу от простого к сложному. Методы закаливания: 1.  Воздушные ванны:  зимой в комнате, летом на улице при температуре+ 22+ 28 С, лучше утром. Начинать можно с двухмесячного возраста, первое время по 1 минуте 2- 3 раза в день, через 5 дней увеличить время на 1 минуту, доведя к 6 месяцам до 15 минут и к году до+ 16 С. 2. Закаливание солнечными лучами:  лучше в тени деревьев, в безветренную погоду, при температуре воздуха не ниже+ 22 С. Начиная с возраста 1, 5- 2 года дети могут загорать в одних трусиках, продолжительность с 3 до 10 минут, увеличивая за 7- 10 дней до 20- 25 минут. Оптимальное время с 9 до 12 часов дня. Недопустимо пребывание детей «на солнце» при температуре воздуха+ 30 С и выше, ввиду возможного перегревания. 3.  Влажное обтирание: проводится смоченным в воде и отжатым куском чистой фланели, один раз в день по 1- 2 минуте. Начинать с рук- от пальцев к плечу, затем ноги, грудь, живот и спину до легкого покраснения. Температура воды в возрасте 3- 4 года+ 32 С, 5- 6 лет+ 30 С, 6- 7 лет+ 28 С; через 3- 4 дня снижают на 1 С и доводят до+ 22+ 18 С летом и+ 25+ 22 С зимой. По окончании ребенок должен быть тепло одет. В случае перерыва, начинают с сухих обтираний. 4.  Закаливание ротоглотки:  полоскание ротоглотки любой дезинфицирующей травой 3- 4 раза в день( лучше после посещения детского сада, школы, кинотеатра и т. д. ) . После приготовления настой разделить пополам, полоскать попеременно, один раз в неделю температуру во втором стакане снижать на 0, 5- 1 С. Начинать с температуры+ 24+ 25 С. 5. Ножные ванны: обливание ног в течении 20- 30 секунд водой температуры+ 32+ 34 С, с постепенным снижением один раз в неделю на 1 С до+ 10 С. Можно чередовать холодное и теплое обливание, по 3- 6 раз. По окончании ноги растирают до розового цвета кожных покровов. 6.  Общее обливание: начинать с 9- 10 месяцев, голову не обливать, при этом ребенок стоит или сидит. Температура воды в возрасте до одного года+ 36 С, 1- 3 года+ 34 С, старше 3 лет+ 33 С. Постепенно снижая на 1 С в неделю, до+ 28 С зимой и+ 22 С летом. Длительность до 1, 5 минут. После растереть тело полотенцем до розового цвета. 7.  Душ:  после 1, 5 лет. Лучше утром по 30- 90 секунд при температуре воды+ 34 С, постепенно снижая до+ 28 С зимой и+ 22 С летом. 8.  Плавание:  одна из самых эффективных форм закаливания. Сочетает в себе влияние воды, воздуха, температуры, двигательной активности ребенка. Можно начинать обучение с первых месяцев жизни, но под обязательным руководством опытного инструктора. 9.  Эффективными мерами закаливания являются лечебная физкультура и массаж, которые должны проводить квалифицированные специалисты. Особенно важно проводить закаливание при подготовке детей к посещению детского сада или школы. Добиться  положительных результатов  можно только при условии  настойчивости и терпени я требовательных к себе мам и пап, которые должны стать для своих детей примером  здорового образа жизни. Сюжетно- ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка. Сюжетно- ролевые творческие игры-  это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным" участником жизни взрослых" ( Д. Б. Эльконин) .                                                               В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, " игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».                       В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.                   Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.                                                              Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с образовательной деятельностью, с наблюдениями повседневной жизни.                     Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.                                             Игра- самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллек тивной жизни. Задача возрослых состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.                                                                                                                     Игра- важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса. Структура, содержание и виды сюжетно- ролевой игры Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел- это общее определение того, во что и как будут играть дети. Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить группы: отражающие бытовые явления( игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т. д. ) ; отражающие созидательный труд( строительство метро, постройку домов, . ) ; отражающие общественные события, традиции( праздники, встречу гостей, путешествия и т. д. ) . Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений. Сюжет, содержание игры- это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно- ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми( а в некоторых играх- - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Сюжетно- ролевые игры: различаются по содержанию( отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни) ; по организации, количеству участников( индивидуальные, групповые, коллективные) ; по виду( игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры- драматизации- разыгрывание сказок и рассказов; строительные) . Руководство сюжетно- ролевой игрой" Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание- действие- общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л. В.                                              Процесс руководства сюжетно- ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым. Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.                                                                                                Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии( первичная, повторная, завершающая) ; встречи с людьми разных профессий; эмоционально- выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу- рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.                                                        Вторая группа- это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы- разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.                                                 В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры используются также поручения; задания( по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек- самоделок и др. ) ; беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.                                                                                   Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.       Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др. ; подбор материала для обыгрывания построек.           Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания( лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др. ) , из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала( катушек, картонных коробок разной формы и величины и др. ) ; использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки( игра" Строительство города" ) и т. п. Развитие сюжетно- ролевой игры в разные периоды дошкольного детства Игра детей младшего дошкольного возраста В ходе наблюдений за играми детей младшего дошкольного возраста Щербакова Е. И. отмечает: в играх детей наблюдается несложный сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое- то время увлечься ею. Однако интересы детей еще неустойчивы, малыш часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданно меняет сюжет игры.                                                              В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать. Во время наблюдений за трудом взрослых необходимо раскрывать перед детьми последовательность операций, по возможности вовлекать их в этот процесс. Воспитатель должен систематически пополнять запасы игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей.                                                                               Мухина В. С. отмечает, что в работе с детьми 2- - 3 лет одной из важных задач является воспитание простейших навыков совместной игры. Поэтому необходимо помогать малышам развивать содержание игр, в которых возможны объединения из нескольких( 2- - 3) человек.                                                                                     Исполняя вместе с ребёнком главную роль, воспитатель прежде всего стремится поддержать интерес ребёнка к игре, учит выполнять роль до конца и развивать содержание игры, согласовывать свои действия с действиями товарищей; наряду с этим решается задача воспитания у детей дружеских взаимоотношений. Ребенок, выполняя свою роль вместе с педагогом, подражая ему, не только осмысливает и уточняет свои знания о труде взрослых, но и усваивает нормы общественного поведения.                                                                                          Детям младшего дошкольного возраста нравится строить, и они часто затевают увлекательную игру с постройкой. Но вначале у них следует формировать необходимые умения, воспитывать устойчивый интерес к конструированию.            Если малыш по- настоящему увлечен ролью, он играет всерьез, искренне переживая все чувства своего героя. Поэтому надо всячески поддерживать его интерес к определенной роли, обучать в ходе игры необходимым умениям, подсказывать какие- то действия, сообщать те или иные сведения. Отсутствие знаний, умений и навыков, которые необходимы для создания правдивого игрового образа в коллективной игре, приводит к распаду игры, к отказу от роли. Сюжетно- ролевые игры детей среднего дошкольного возраста Для сюжетно- ролевой игры детей 4- 5 лет характерно, во- первых, возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными ребенком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из теле- и радиопередач и др. ( игры в путешествия, в корабль, моряков, военных, строительство, почту) . Во- вторых, возросший интерес детей к книге, к окружающему способствует обогащению содержания прежних игр. У ребенка этого возраста повышается интерес к взаимоотношениям людей в труде. Дети начинают понимать, что в совместном коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми; у них возникают представления о дружбе, товариществе. Эти представления находят отражение в игре. Однако порою в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Воспитатель должен вовремя направить ход игры в положительное русло. Особого внимания педагога требуют игры с новым содержанием. Важно, с одной стороны, поддержать интерес детей к игре, с другой- направить их общение                           Дети этого возраста любят совместные игры, объединяясь в небольшие- по 6- 7 челове к- группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх, поделиться ими со сверстниками способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов, реализация которых требует в большинстве случаев определенного количества участников. С другой стороны, возможности для проявления чуткости, доброты, отзывчивости, для согласованности игровых действий у детей 4- 5 лет еще невелики. Такое расхождение между желанием развернуть коллективную игровую деятельность и практическим его осуществлением связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств. Знания, представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, что включает в себя понятия" зло" , " добро" , почему необходимо оказывать друг другу помощь и т. д. , ребенок имеет, но у него мал жизненный опыт, нет устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развито умение поступаться своими желаниями, интересами в пользу другого, учитывать возможности сверстника, оценивать его положительные качества. Отсюда вытекает неумение детей согласовывать свои замыслы. Одному кажется, что интереснее его выдумка, другому- что увлекательнее его предложение.                                                                                 Часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры, разрушению дружеских контактов. Данную особенность следует учитывать при руководстве игрой. Необходимо помогать детям из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере возможности и другие, воспитывая тем самым умения уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями.                                                           В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга эффективны такие приёмы, как раскрытие перед детьми лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка его предложений, а также создание практических ситуаций, где бы воспитанники могли проявить чувство ответственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения.                       Если на одну роль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь так, чтобы по возможности были удовлетворены все заявки. Исходя из особенностей развития игры, в средней группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями, знаниями о событиях, происходящих в нашей стране, о социальной сущности коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему делу. При ознакомлении с окружающим необходимо использовать методы и приемы, помогающие ребенку эмоционально пережить ту ситуацию трудовых действий, с которой его в данный момент знакомят. Связь эмоций с мышлением и воображением в процессе познания помогает сосредоточить внимание ребенка на восприятии конкретных фактов, образов, поступков, усиливает переживаемые детьми чувства, способствует зарождению желания действовать самим. Инсценировка литературных произведений в процессе этических бесед, встречи с людьми разных профессий, дидактические игры, экскурсии обеспечивают не только накопление знаний, но и развитие чувств детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, к профессиям.                                                           Наряду с общими методами ознакомления с окружающим необходимо использовать специфичные, непосредственно влияющие на развитие игрового замысла, творчества, усложнение содержания игры, обогащение игровых образов. К таким методам следует отнести рассказ педагога с демонстрацией иллюстративного материала на тему игры.                                                                            На 5- м г. жизни у детей появляются любимые роли. Изображая в игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многих игр он передаёт через любимую роль личностные качества, свое отношение к той или иной профессии и пр.                                                                                       Выполнение любимой роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и силу чувств, переживаемых ребенком, закрепляет складывающиеся дружеские взаимоотношения.                                                 Сюжетно- ролевые игры старшего дошкольного возраста В своей статье" Сюжетно- ролевая игра старших дошкольников" Короткова Н. А. пишет о том, что у ребёнка старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Для игр детей этого возраста характерны игры с героическим сюжетом.                            Детям 6- го г. жизни свойственно желание выполнить свою роль с большей выдумкой, изобретательностью, интерес к деталям. Их привлекают красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры дети успешно используют свои технические умения, например создать необходимую игрушку из конструктора( металлического, пластмассового) . Они более дружно договариваются о теме игры, без конфликтов распределяют между собой роли с учетом того, кто из них лучше справится с той или иной ролью, создаст яркий образ.                                                                                  На данном возрастном этапе появляются более сложные игры, как по содержанию, использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации. Это уже сюжетно- ролевые игры, которые продолжаются неделю, две, месяц и т. д. , с постепенным развитием и усложнением содержания; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей. Их тематика преимущественно связана с современной жизнью( " Космонавты" , " Путешествие на Северный полюс" , " Путешествие в Антарктиду" и др. ) или с наиболее любимыми детьми сказками, рассказами. В этих играх содержание непрерывно развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни, с развитием навыков применять эти знания, с совершенствованием конструктивных умений.                                                                                                                    Длительные сюжетно- ролевые творческие игры приобретают особое значение для комплексного решения задач умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей.                                                                                           В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, растёт самостоятельность. В результате такого рода игра становится наиболее эффективной формой организации интересной жизни детей в дошкольном учреждении. Дети настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют. В подобных случаях легче воздействовать на ребенка через любимый им образ.                                                          Длительная творческая сюжетно- ролевая игра таит в себе колоссальные возможности для развития мышления ребенка.  Действия ребенка с предметами носят преобразующий характер. В игре он- неутомимый исследователь: узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, и в зависимости от замысла, от развития сюжета переплавляет жизненный материал, заменяет одни предметы другими, комбинирует знания, переплетая реальность с выдумкой, фантазией. В развитии сюжета игры на определенную тему прослеживаются логическая последовательность действий, совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых событий и явлений реального мира.  Этот опыт, знания и представления творчески преломляется ребенком в игровой деятельности. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, системой знаний- значит дать обильную пищу для развития его воображения, для создания образов, ситуаций, которые можно реализовать в игре. Можно провести серию занятий по конструированию и ручному труду, связанных общей темой( изготовление грузовиков больших размеров, подъемных кранов, вагонов, электровозов и тепловозов, железнодорожных вокзалов из спичечных коробков, картона и т. п. ) .                                                                                               Обязательным условием для длительной сюжетно- ролевой творческой игры является наличие у детей умения играть большими группами, дружно советоваться и помогать друг другу, сообща добиваться поставленной цели. Необходимо также, чтобы дети любили играть, чтобы у них были сформированы умения намечать тему, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их. Для руководства длительными творческими играми в качестве основных приёмов могут быть использованы экскурсии( первичная, повторная, завершающая) . К основным приёмам руководства длительной творческой игрой можно также отнести беседы, рассказы, разговоры с детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении с событиями современной жизни. Активное участие детей в распределении ролей способствует воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать и возможности, и желания друг друга. Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Сюжетно- ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни. Изучив и проанализировав психолого- педагогическую литературу можно сделать следующие выводы: 1. Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. 2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. 3. Сюжетно- ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры" рядом" , в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом. 4. Сюжетно- ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т. к. в связи с развитием научно- технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей- задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно- ролевых играх детей. На основе выводов можно дать следующие рекомендации: 1. Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально- игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы- заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно- ролевых игр 2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др. Использование сюжетно- ролевых игр как средства развития речи детей дошкольного возраста. В данной статье мы хотим рассмотреть как игра, в частности сюжетно- ролевая игра, используется в развитии речи дошкольников, каково ее значение в развитии речи ребенка. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка- дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Проблема игры как основного вида деятельности- одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике. Ребёнок рождается, не умея говорить, в процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью. Это очень сложная задача. Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий. В своём развитии детская речь проходит ряд этапов, качественно отличающихся друг от друга. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза( индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Речь детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры. Игра- это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна. Существует много   игр для развития речи и для обучения чтению и письму. Их обязательно надо использовать на занятиях по развитию речи дошкольников. Сюжетно- ролевая игра- это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной особенностью сюжетно- ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры- это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры- характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Основными особенностями сюжетно- ролевой игры являются: 1. Соблюдение правил. 2. Социальный мотив игр. 3. В сюжетно- ролевой игре идет эмоциональное развитие. 4. В ходе сюжетно- ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника. 5. В сюжетно- ролевой игре развивается воображение и творчество. 6. Развитие речи. Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами. Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому прежде всего ребенку нужно создать условия для спонтанной творческой игры. Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно- ролевыми играми: 1. Развитие игры как деятельности: 2. Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей. Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно- ролевой игры. 1. Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности. Элементы творческой игры и игровая форма деятельности могут быть кратковременными или длительными. Это различие весьма существенно для воспитателя. Дело в том, что кратковременно функционирующая игра выполняет лишь роль стимула в преодолении ребенком определенных трудностей. Воспитательные функции кратковременной игры в некоторой мере ограничены; нередко после эмоционального подъема наступает спад общего настроения. Это происходит в тех случаях, когда у детей не возникло потребности выполнять серьезную деятельность. Игра при этом выполняет лишь роль эмоционального стимула. Неизмеримо большими возможностями располагает длительно функционирующая игра. Элементы игры, игровая форма при их длительном применении выполняют функции упражнений в организации коллективной деятельности детей. Например, игр « Мойдодыр » постоянно требует от ребят чистоты и опрятности; игра « Самоделкин » позволяет постоянно следить за сохранностью кукольной мебели и группового имущества. Таким образом, по воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные( стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения. 2. Педагогическая разработка плана игры. Начальный этап педагогического конструирования длительной игры- наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение ее сюжета их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков- не на речке, а в комнате. Именно поэтому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач. 3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий. 4. Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно- ролевые игры с наделения окружающих предметов персональными значениями: стулья- поезд, кустарники- граница, бревно- корабль и т. д. Создание воображаемой ситуации- важнейшая основа начала творческой сюжетно- ролевой игры. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным. Длительная игра переплетается с неигровой деятельностью. Поэтому педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. Вот почему создание воображаемой ситуации- важный и ответственный этап подготовки к длительной игре. Такая работа вносит в жизнь детского коллектива атмосферу общей заинтересованности, увлеченности. 5. Распределение ролей. При распределении ролей в длительной сюжетно- ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Педагог должен учитывать очередность разыгрывания наиболее привлекательных для детей ролей. Именно это условие является тем дополнительным мотивом, который привлекает младших дошкольников к ролевой игре, так как дает возможность проявить через роль личные качества. Кроме того, перспектива получения желаемой роли- это стимул, вызывающий у детей стремление наилучшим образом разыграть любую роль, в том числе и «рядовую». 6. Начало игры. Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Поэтому, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые методические приемы, например подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения. 7. Сохранение игровой ситуации. В развернутой сюжетно- ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами играющие дети. В длительной игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества ограничены рамками тех повседневных обязанностей, которые постоянно выполняет дошкольник, - различные виды физического труда, спорт, занятия в кружках. Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре. 1) Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию( в военизированных играх- четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «Есть товарищ командир! », рапорт о выполнении поручении) . Если педагог в длительной игре будет обращаться к детям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру. 2) Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива. 3) Все меры педагогического воздействия на детей- требования, поощрения, наказания- педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации. 4) В ходе длительной сюжетно- ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры. 5) В процессе длительной сюжетно- ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации. 8. Завершение игры. Игра всегда рассчитана педагогом на определенный промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра. Можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно- ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре. Для повышения воспитательной эффективности сюжетно- ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие. Методические рекомендации по использованию сюжетных игр в ДОУ Для того чтобы действительно переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшую ее эволюцию. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников- игра- фантазирование. В младшем школьном возрасте она может протекать уже преимущественно в речевом плане, с крайне свернутыми предметными действиями. Вспомним «Фантазеров» Н. Носова, «Кондуит и Швамбранию » Л. Кассиля, где описываются такие совместные игры детей. Смысл их- построение новых цепей событий, воображаемого мира, интересного и привлекательного. Совместная игра- фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Разумеется, дошкольники еще не могут самостоятельно развертывать игру- фантазирование в чисто речевом плане( без опоры на предметные действия, роль) , но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в старшем дошкольном возрасте. Старшие дошкольники готовы к освоению указанных умений по ряду причин. Увеличивается объем знаний об окружающем, определяются и конкретизируются интересы отдельных детей к тем или иным сторонам жизни, событиям, о которых они узнают из наблюдений, книг, кинофильмов, участниками которых хотели бы быть. Каждый из детей стремится воплотить в игре свой, уже достаточно сложный замысел. При этом все сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками. Конечно, дети и раньше могли развернуть игру со сверстниками, но согласование в ней осуществлялось за счет предметно- игровой среды, направляющей действия участников в общее смысловое русло, за счет принятия близких по смыслу ролей, вызывающих взаимно- дополнительные действия партнеров. Цепь событий развертывалась в игре как бы автоматически, как общее «воспоминание» о той или иной смысловой сфере. Усложнение и разнообразие детских замыслов влечет за собой трудности построения совместной игры, которая требует больших усилий по их согласованию. Сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты- необязательность, свобода выбора действий. В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше события в сюжете постепенно наращиваются, как снежный ком. Общий сюжет складывается из предложений участников уже в процессе самой игры. Согласовывать замыслы в процессе игры в группе, включающей более 4- х человек, - непосильная задача даже для старших дошкольников. Но и в небольшой группе игра часто распадается, едва начавшись, из- за непонимания и невозможности соотнести разнонаправленные предложения участников, либо переходит на накатанные рельсы более простого сюжета: стремление развернуть интересную новую игру отступает перед удовольствием действовать вместе и слаженно со сверстниками. Как уже говорилось, каждый новый способ построения игры формируется достаточно легко и быстро, если он отделен от более простых, ранее усвоенных способов. Сделать именно совместное сюжетно сложение центром внимания детей можно в игре особого рода- совместной со взрослым «игре- придумывании», протекающей в чисто словесном плане. Ее естественным прототипом является упомянутое выше совместное фантазирование младших школьников. Игра- придумывание позволяет взрослому, будучи партнером детей, ненавязчиво и непринужденно стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий; причем придумывание, развертывание общего сюжета не замаскировано здесь для детей предметными и ролевыми действиями, открывается для них как бы в «чистом» виде. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения- «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Как изменяется самостоятельная сюжетная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений? Прежде всего, возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотомный характер. Таким образом, успешность сюжетно- ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи. Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно- ролевую игру увлекательным процессом. В ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка- дошкольника. В дошкольном детстве не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Речь его в целом не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни. Существует множество способов развить речь дошкольника. Еще в старину были придуманы скороговорки, стихотворения, потешки, прибаутки, дразнилки, заклички. Предлагая ребенку заучивать их, вы развиваете его память. Используя в своей речи   пословицы и поговорки, дети учатся понимать метафоры, многозначность слов, приёмы олицетворения. Для развития связной речи желательно развивать у детей способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, правильно их составлять. Для развития речи дошкольников целесообразно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. В работе детьми так же широко используется пение. Но все же самым главным способом развития речи ребенка является игра. Всю жизнь ребенок растет, играя. С игрой он познает весь окружающий его мир. Поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитие речи ребенка, его воспитании и взрослении. Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно- ролевую игру увлекательным процессом, во время которого происходит полноценное развитие ребёнка- дошкольника. ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально- духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10- 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны, а так же маленький словарный запас и плохо развита диалогическая речь. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться реализовать их способности. Эти качества развиваются у детей дошкольного возраста через театральную деятельность. А театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. В средней группе наших детей разделили, часть детей ушла в речевую( логопедическую) группу, а к нам пришли новые дети. Детям было сложно строить взаимоотношения, у них не всегда получалось договориться, а тем более вести диалог. У некоторых детей был маленький словарный запас, речь была невнятной, не четко получалось согласовывать движения и речь. Дети не умели подбирать простейшие рифмы. Мы работаем по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, занятия по развитию речи в старшей группе проводятся один раз в неделю, а в подготовительной чередуются с художественной литературой, т. е. один раз в две недели. Занятия проводятся со всей группой, и нет возможности выслушать каждого ребенка. Поэтому нами была разработана система дополнительных занятий по развитию речи с использованием элементов театральной деятельности. На начало деятельности кружка «Театрализованные игры для дошкольников», нами была разработана рабочая, учебная программа. В программе мы выделили следующие виды деятельности: театральная игра, культура и техника речи, основы театральной культуры. По этим разделам на каждый квартал были прописаны программные задачи. На основе этих задач и программного содержания нами было разработано тематическое планирование на учебный год. Где мы используем разные виды театрализованной деятельности для решения поставленных задач. Это мини- сценки, импровизации, драматизация литературных произведений, проигрывание диалогов через театральные викторины, чтение чистоговорок, стихов, игры на развитие мимики и жестов, а также пальчиковые игры. На первоначальном этапе работы нашего кружка, мы старались расширить интерес детей к театральной деятельности, используя русский фольклор, для развития эмоционально- образного восприятия сказок, так же детям очень нравится имитировать голоса животных, превращаться в них, дети учатся сочетать движения с речью. Дети учатся строить простейшие диалоги, используя русские народные сказки, стихи, потешки. В своей работе, мы уделяем внимание не только обучающим, но и воспитательным задачам, то есть развиваем интерес к сценическому искусству, воспитываем культуру поведения, побуждаем детей согласовывать свои действия с действиями своих партнёров и проявлять доброжелательное отношение друг к другу. Активизируем познавательный интерес детей, то есть знакомим детей с главными театральными профессиями. ( г ример, костюмер) . Игры- занятия по театрализованной деятельности проводим один раз в неделю во второй половине дня продолжительностью 25 минут. В период работы кружка привлекаем родителей к совместным театрализованным представлениям, что вызывает радостный эмоциональный настрой детей, тем самым побуждаем детей к исполнению разных ролей. Для подтверждения эффективности нашей работы, мы проводим диагностику на начало и конец года. По разделам: речевое дыхание, сила звука, жесты, эмоции, дикция, диалоги, импровизация, правила поведения в театре. В старшей группе диагностика показала: на начало года средний бал – 2, 1, на конец года – 2, 7 Для родителей были показаны такие представления как: «Волшебные слова в мире музыки и красок», «В гостях у Красной Шапочки», «Нам посчастливилось родиться на Руси». Дети исполняли роли персонажей, декламировали стихи, пели частушки, разыгрывали мини- сценки. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Чурина Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Жукова Р. А. Театрализованная деятельность. - Волгоград, 2006. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду, - М. , 2004. Петрова Т. И, Сергеева Е. Л, Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду- Школьная Пресса, 2000. Поляк Л. Я. Театр сказок. - М. , 2001. Сорокина Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. – М. : АРКТИ, 2004. Фесюкова Л. В. Воспитание сказкой. Харьков «ФОЛИО» 1996. Щеткин А. В. Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. - Абакан, 2004. Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст- это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют,   потому что только  в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра-   сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий. Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола. Тихонов в своих письмах « Без адреса» проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает  после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых.    Игра – дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних  стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали помогать  родителям,   участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегчённые, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками, причём, их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложняться и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять  непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться в  выполнении действий, можно изображать их. Играя дети стали  воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения. Психологическое обоснование игры дали  Сетчинов и Павлов. Каждому человеку присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом « что такое».   Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в  основе игры лежит рефлекс «что такое»- стремление познать окружающий мир и отражать это в игре. Есть не в пример другим наукам  совсем не хитрая мысль- как распознать по детским играм, чем озабочена страна.   Игры детей являются зеркалом общества, так как в их играх отражаются конкретные общественные явления, каждое общество различными путями, сознательно или стихийно влияет на игру. Но игра может существовать  в обществе при  определённых условиях- социальных. Если взрослые обеспечивают материальные условия детям для их существования,   то создаются возможности для развития игры. Но не всякое общество может создать такие условия, и дети рано включаются в тяжёлый физический труд. Значит спутник их детства – игра отсутствует. Макаренко отмечал, игра имеет важное  значение в жизни ребёнок, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит, прежде всего, в игре. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за  пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра  составляет в этом главное занятие ребёнка. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Добрый вечер, уважаемые родители! Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса( от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет) . Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать. Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький( около 1 года) . Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас? Если «да»: ( Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей) . Если «нет»: ( очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны? ) - Как вы считаете, какой должна быть речь ребёнка? Грамотной Понятной Выразительной Осмысленной Богатой Ясной и чёткой Вы всё говорите правильно. Но что же мы видим на самом деле? По данным российских учёных от 15 до 30% дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание. Давайте рассмотрим, какие проблемы чаще всего возникают у дошколят: • Односложная речь, состоящая из одних простых предложений. • Бедная речь- недостаточный словарный запас • Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов – «паразитов» А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых • Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. ( А к школе это умение приобрести просто необходимо) П режде чем поделиться с вами конкретными советами по развитию речи малышей, мне хотелось бы дать краткую возрастную характеристику появления и совершенствования грамматических категорий и связной речи. Ребёнок 3- 4 лет активно осваивает грамматические формы: единственное и множественное число существительных( рука- руки, мяч- мячи) , согласование прилагательных с существительными в роде( красный шар, красная кофта, красное яблоко) , согласование глагола прошедшего времени с существительным( папа пришёл, мама пришла) , склонение существительных( игрушке, игрушкой) . Активный словарный запас( то есть те слова, которые ребёнок употребляет в речи) четырёхлетнего ребёнка достигает 1000 и более слов. Своё развитие получает в этом возрасте и связная речь: ребёнок легко отвечает на вопросы простыми распространёнными предложениями, может описать предмет 2- 3 предложениями. К 5- ти годам дети начинают осваивать образование множественного числа родительного падежа существительных( одна кукла- много кукол) , согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже( видела полосатых котят, играю с полосатыми котятами) . В большинстве случаев на пятом году жизни ребёнок правильно употребляет предлоги пространственного значения( в, на, под, у, около) Словарный запас пополняется определениями( смешной, отличный, неряшливый) и глаголами повелительного наклонения( встать, лежать) . Активный словарь пятилетнего ребёнка составляет 2500 – 3000 слов. Ребёнок свободно использует обобщающие слова, группирует предметы по родовым признакам( одежда, мебель, посуда, овощи и т. д. ) В этот период происходит становление монологической речи. Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию, способны пересказать сказку, короткий рассказ. На пятом году жизни совершенствуются средства выразительности высказывания: темп, высота и сила голоса. На шестом году жизни в речи ребёнка присутствуют все части речи. Он умеет образовывать слова с помощью суффиксов( футбол- футболист) , приставок( ехал- приехал) , уменьшительно- ласкательные формы( мяч- мячик) . Правильно употребляют существительные в родительном падеже множественного числа( много стульев, окон, песен) . К шести годам ребёнок углубляет и уточняет свои познания об одном и том же предмете. Он может охарактеризовать предмет по разнообразным качествам: величина, форма, цвет, вкус. м атериал изготовления, сфера применения. ( Это яблоко. Оно круглое, зелёное, большое, сладкое. Это фрукт, его едят) . Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Шестилетний ребёнок способен составить рассказ по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Кроме того, он может вообразить события, предшествующие изображённым на картине, и последующие. Дети семи лет употребляют все части речи, в том числе причастия( игравший) и деепричастия( вставая) . Они умеют согласовывать прилагательные в роде и числе( красный шар, красная блузка, красное яблоко, красные цветы) . Правильно употребляют родительный падеж множественного числа существительных( много стульев, гусей, мест, зим) . Употребляют не только простые, но и сложные предложения( Не пойду гулять, потому что … П омогу, если…) . Дети этого возраста правильно согласовывают слова в предложении. Самостоятельно образовывают однокоренные слова( зима- зимний, ле с- лесник- лесовик) . Речь детей насыщена обобщающими словами( посуда, мебель, инструменты, овощи, фрукты, домашние и дикие животные) . Активно используют синонимы( простой- несложный, чужой- неродной, воин- боец) и антонимы( горячий- холодный, храбрый- т русливый) . Ребёнок этого возраста способен объяснить многозначность слов( Ключ – это…) . У ребёнка седьмого года жизни хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подаёт реплики, задаёт вопросы. Свободно пользуется интонациями, способен построить краткое монологическое высказывание. Рассказывает грамматически правильно, последовательно и связно. Я вижу, здесь собрались грамотные, заинтересованные, неравнодушные родители. Это очень радует. У каждого из вас была возможность сравнить речь своего ребёнка с показателями возрастной нормы. Если проблемы всё- таки существуют, вам полезно будет узнать, каким образом и с помощью каких игр в домашних условиях можно помочь своему ребёнку. Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей- игровая 1. Начну с самого простого. Речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки. Это те игры, которыми можно занять свободное время по дороге на прогулку, в лес, к бабушке или в детский сад. Это игры « Большой- маленький », «Один- много», «Назови одним словом», «Из чего – какой? » и многие другие. 2. Речевые игры с использованием игрушек. Например, катая по полу машинку, можно повторить образование глаголов с помощью приставок и даже составить небольшой рассказ о приключениях машинки. ( Машина ехала по дороге, проехала мимо светофора, заехала за дерево, въехала на горку, съехала с горы, заехала в гараж) . С помощью нескольких мягких или резиновых игрушек можно повторить пространственные предлоги( зайчик сидит рядом с мишкой, лягушка находится между машинкой и мячиком и т. д. ) ; составить небольшой описательный рассказ любимой игрушки. А для закрепления навыка поиграть в игру « Отгадай по описанию »( когда роли загадывающего и отгадывающего меняются) 3. Игры с использованием иллюстрированных художественных произведений. Прочитав короткую сказку или рассказ можно пересказать её по картинкам в книге. А можно пофантазировать и придумать сказке другой конец( Как ты думаешь, что бы произошло, если бы Колобок не встретил Лису? ) Этот же приём можно использовать на знакомых мультфильмах. Кроме того, красочные иллюстрации в книгах дают простор нашему творчеству. 4. И самые энергоёмкие для родителей, но самые интересные для наших современных детей – это компьютерные речевые игры. Компьютерных игр в магазинах можно найти очень много, но, к сожалению, это чаще всего « стрелялки » и « бродилки ». Я же веду речь именно о развивающих речевых играх. Все вы – современные образованные родители, хорошо знакомые с базовым комплектом программ. Тем не менее, используя программу Microsoft PowerPoint можно самому создавать замечательные речевые игры в виде электронных презентаций на любую тематику. Не бойтесь экспериментировать! Всё зависит от вашей фантазии. И напоследок мы хотим вам сказать: ( памятка для родителей) • В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью • В о – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам • Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное • З адумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы: Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали? ! Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе. Я радуюсь твоим успехам Р асскажи мне, что с тобой Любите своих детей, помогайте им. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов! Консультация для родителей" Игры на развитие мелкой моторики" Цель: ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика», показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка, дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников познакомить с содержанием игр и упражнений «Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». Н. А. Бернштейн. В последние 5–10 лет уровень речевого развития детей падает. Почему? Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети все меньше и меньше говорят, а больше смотрят и слушают. Дети редко что- то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно. Это книги и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс. Так почему же падает уровень речевого развития? Ответьте на этот вопрос сами. Как избежать этой проблемы родителям? В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать, на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям большую часть домашней работы приходилось делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры и др. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии ребенка, особенно на развитии моторики рук. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. А если руки развиты недостаточно( ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора) , это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи. Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т. е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну- ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает? » в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают». Т алантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока– белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее и оздоравливающее воздействия. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»( В. А. Сухомлинский) . Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, усидчивость и фантазия. Еще один важнейший плюс в развитии мелкой моторики – творчество дарит ребенку силы и уверенность в себе и в своих способностях. Что же делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка? Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем- то полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым: 1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины. 2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы( пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки) . 3. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок( О том, кто их размотал лучше умолчать) . 4. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой. 5. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п. 6. Помогать перебирать крупу. 7. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь. 8. Вытирать пыль, ничего не упуская. 9. Включать и выключать свет. 10. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки. 11. Перелистывать страницы книги. 12. Затачивать карандаши( точилкой) . Стирать нарисованные каракули ластиком. 13. Переливать жидкостей из одной емкости в другую. 14. Играть с мозаиками и пазлами. 15. Перебирать пуговички или других предметов по размеру. 16. Собирать конструкторы. 17. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки. 18. Лепите вместе из пластилина. 19. Рисовать. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски. 20. Вырезать из бумаги разные фигурки. 21. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое. 22. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки. 23. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм. 24. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук. 25. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров. Приложение 1 Рекомендуемая литература для родителей. 1. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. , Топоркова И. Г. , Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития. 2000. 2. Кислинская Т. А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры- потешки для детей от 1 года до 4 лет. — М. : Генезис, 2008. 3. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. М. : Олма- пресс, 2003. 4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М. : АСТ, 1999. 5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь: Серия «Учебники для вузов». – СПб. : Лань, 1999. 6. Шанина С. , Гаврилова А. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М. : Издательство «ДОМ. XXI век». – 2008. 7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста( 1 – 3 года) . Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М: Мозаика- Синтез. 2009. Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста   Пояснительная записка В настоящее время проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены лишь при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. В это время у ребёнка формируется отношение к миру людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, которое является фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности. Цель: Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы. Задачи: - формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; - воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; - воспитывать основы гуманно- ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки. Виды деятельности: 1. Организованные: - непосредственная образовательная деятельность( познавательная, продуктивная, интегрированная) ; – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе. 2. Совместная деятельность: наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней; целевые прогулки; чтение художественных произведений о природе( стихи, рассказы, сказки) , рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки; рассматривание картин из жизни диких животных; рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе; беседы и разговоры с детьми на экологические темы; сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр. ; опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя; экологические тропы; игры( подвижные, дидактические, театрализованные) ; различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;  работа с календарями природы;  изготовление и обыгрывание макетов( зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет) . Задачи развития экологических представлений у детей средней группы: 1. Образовательные:   Формировать представления детей о многообразии живой и неживой природы. Объединять в группы растения и животных по признакам сходства( деревья, кустарники, рыбы, птицы, звери и т. д. ) . Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них. 2. Развивающие:  Формировать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать самостоятельность в процессе познавательно- исследовательской деятельности. Развивать самостоятельность детей в уходе за животными и растениями. 3. Воспитательные:  Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому. Перспективное планирование представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения.  

Оставить комментарий: