a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста.

Автор: Полкунова Вера Михайловна Опубликовано: 2017-10-05 21:12:29

Документы для скачивания

Воспитатель СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ№1 им И. М. Кузнецова с. Большая Черниговка Полкунова В. М. Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Безопасность- это не просто сумма усвое нных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь  с  повышенной  любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. И если мы будем постоянно одергивать ребенка, то из него вырастет запуганное, беспомощное создание. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т. к. от этого зависят их здоровье и  жизнь. Существует ряд предметов, которыми детям дошкольного возраста категорически запрещается пользоваться( спички, электрические розетки, газовые и электрические плиты и т. д. ) . Здесь как нигде уместны прямые запреты. В то же время необходимо предупредить ребенка о возможных последствиях, не напугав его. При этом необходимо воспитание таких качеств как ориентировка в окружающей действительности, самостоятельность и ответственность. Дети дошкольного возраста без особых трудностей усваивают информацию о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения в природе, правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми, с животными. Работа по формированию навыков безопасного поведения осуществляется на основе следующих принципов: принцип системности:  работа должна проводиться ежедневно в течени и всего учебного года; принцип сезонности:  следует учитывать местные условия, времена года; принцип доступности:  предоставленный детям материал, должен соответствовать возрастным особенностям; принцип полноты содержания:  содержание должно быть реализовано по всем основным разделам программы( «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице») ; принцип интеграции:  данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы; принцип координации деятельности педагогов: деятельность педагогов должна включать в себя последовательность  изложенного материала; принцип преемственности взаимоде йствия с ребенком в условиях ДОО  и семьи:  основной материал программы должен стать достоянием родителей, которые являются активными участниками педагогического процесса. Большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста художественная литература. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Караб асом, а утверждает, что поступил как Буратино. Дети не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший». В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Отношение к герою и определяет его оценку малышом. В 4- 5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков. Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра. В возрасте 3- 7 лет у детей складываются этические эталоны- образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. В соответствии с программой воспитанников знакомят с различными сказками. В их числе русские народные сказки «Лисичка- сестричка и серый волк», «У страха глаза велики», « Заяц- хваста », « Хаврошечка », «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказки Пушкина; сказки народов мира «Фея»( французская) . «Три поросенка»( английская) , «У солнышка в гостях»( словацкая) , а также авторские: « Бременские музыканты» Бр. Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В.  Катаева.         Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, дискуссии- это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из- за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, выделены те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику( занятие, игра, чтение, беседа, тренинги) .  Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Особое место уделялось сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев. Возможно использование сказок с животными: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса» и. т. д. Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть разнообразные  ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В  качестве дополнительного материала мы включаем в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами. Небольшие по объему и простые по содержанию произведения читают вне занятий, например, рассказы «На горке» Н.  Носова, «На лесной полянке» Г.   Скребецкого, «Медвежонок» Е.   Чарушина, «Цветы» Э.   Шима; стихотворения «Веревочка» А.   Барто, «Неумейка» Я.  Акима, «Чудо» Л.   Квитко, «Мальчик потерялся» З.  Александровой. Можно объединять на одном занятии 2 произведения, ориентируясь на их тематику. Например, после чтения рассказа «Торопливый ножик» Е.  Пермяка и беседы по его содержанию дети с удовольствием слушают стихотворение «Неумейка» Я.  Акима. После заучивания «Песенки весенних минут» В.   Берестова хорошо воспринимается дошкольниками стихотворение «Веревочка» А.   Барто. Беседы по содержанию рассказов в целом строятся на основе приемов, которые были рассмотрены при анализе бесед по сказкам. Таким образом целенаправл енное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует воспитанию навыков безопасного поведения детей. Специально подобранные произведения, развлечения с использованием народных сказок, пословиц, поговорок, песенок, потешек, скороговорок, считалок, закличек, кричалок, элементов прикладного искусства явились эффективным средством в формировании определенных знаний, умений, навыков в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, явились средством воспитания навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Оставить комментарий: