Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии консультации

Опубликовано: 22:51:58 19-10-2017

Автор: Корышева Татьяна Юрьевна

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь. Не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

Задачи музыкального воспитания:

Музыкальное воспитание в детском саду проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие:

  1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
  2. Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
  3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата; развитие равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что коррекция движений сказывается на речи (Р.Б.Стеркина, К.В.Тарасова, Г.П.Визель). По мнению Г.А.Волковой («Логоритмика», М.: Просвещение, 1985) «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».
  4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.

Виды музыкальной деятельности традиционные: это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество. Обратим внимание на некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими нарушениями речи.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач

Исполнительство: Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика. Научить детей с нарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре – это средство решения коррекционных задач:

    - развитие внимания и памяти;

    - развитие координации движений (бубен, барабан, металлофон, маракасы и др.);

    - развитие мелкой моторики пальцев рук (дудочка, металлофон, колокольчик и др.);

     - развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы, дудочки);

     - развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?»,  «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото»;

    - развитие координации пения с движением пальцев рук (неозвученое пианино);

    - развитие музыкально-ритмического чувства.

 

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабиталитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально-ритмические движения –  вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной  и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка»(В. Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные,

национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться в самостоятельной деятельности.

Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей, предполагает развитие у них творческого воображения, активности, способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.

Логоритмика – одно из важнейших методических средств, направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи. Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З.Пунина, Л.Брозелло «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Нейродинамическая ритмопластика – это сочетание двух направлений: лечебной физкультуры и хореографии. Сочетание физических упражнений с речевыми производит двойной эффект. Непроизвольная дыхательная гимнастика помогает ликвидировать застойные явления в легких, укрепить и развить физиологическое и речевое дыхание. Регулярное выполнение игровых комбинированных упражнений способствует укреплению голоса и речевой моторики, что особенно важно в работе с детьми-дизартриками, имеющими парезы речевой мускулатуры. Стихотворно-ритмические творческие упражнения позволяют включать в работу множество анализаторов – слуховой, зрительный, кожно-тактильный, кинестетический.

 Занятия по ритмопластике способствуют:

   - речевому развитию;

   - укреплению здоровья, выработке правильной осанки;

   - укреплению и развитию мышечной системы;  

   - улучшению координации;

   - развитию чувства ритма;

   - коррекции и совершенствованию у ребенка психических процессов: восприятия, внимания, разных видов памяти; зрительно-, слухо- и тактильно-моторную координацию, сомато-пространственный и пространственный анализ и синтез.

В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей , музыка дляних является особым средством развития эмоционально-волевой сферы,

двигательной, речевой и умственной деятельности. Влияние музыки на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально), активизирует, побуждает к деятельности (например, рисование под музыку), объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах), расслабляет (физически), концентрирует (музыка звучит – играю на барабане, музыка закончилась – не играю).   Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы), во время исполнения танцевальных движений.

Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании), с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен).

Развитие умственной деятельности происходит в процессе различения музыкальных параметров, узнавания музыки, распознавания музыкальных инструментов, осознанного выбора музыки, осознание содержания песен.

 

Оставить комментарий: