нормы развития активной речи
Активная речь
(экспрессивная речь)
| Голосовые реакции ребенка в ответ на разговор с ним | 1 мес. | 
| Спонтанно произносит отдельные звуки | 2 мес. | 
| Интонационная выразительность голосовых реакций, начало гуления | 3 мес. | 
| Активное гуление | 4 мес. | 
| Активно спонтанно певуче гулит с цепочками звуков | 5 мес. | 
| Лепет в виде коротких звуков (гласные в сочетании с губными согласными) | 5,5 мес. | 
| Разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные и т. д.) | 6 мес. | 
| Появляются двойные звуковые сочетания типа «ба-ба» | 7,5 мес. | 
| Подражая взрослому, учит новые слоги | 9 мес. | 
| Называет людей и предметы слогами | 10 мес. | 
| Говорит около 5 слов (мама, баба) | 1 г. | 
| Соотносит слоги с определенным предметом | 1 г. 2 мес. | 
| Выражает желания с помощью речи (появление глаголов) | 1 г. 4 мес. | 
| Говорит около 10 слов (в основном названия) | 1 г. 6 мес. | 
| Появление фраз из двух слов («телеграфная речь») | 1 г. 8 мес. | 
| Составляет предложения и 3-4 слов | 2 г. | 
| Задает вопросы «кто?», «где?», «куда?» (порядок слов не всегда правильный) | 2 г. 6 мес. | 
| Легко повторяет фразы | 2 г. 6 мес. | 
| Пытается использовать множественное число, прошедшее время | З г. | 
| Использует отрицательные частицы «не», «ни» | З г. | 
| Использует прилагательные и местоимения | 3 г. 6 мес. | 
| Задает вопросы «когда?», «что внутри?», «почему?» | 3 г. 6 мес. | 
| Использует сложные предложения, способен вести диалог со взрослым | 3 г. 6 мес. | 
| Использует вежливые просьбы. Использует будущее время | 4 г. | 
| Использует определение пространства: «на», «под», «за» | 4 г. | 
| Читает стихи | 4 г. 6 мес. | 
| Появляется соединение простых предложений в сложные | 5 лет | 
| Может описать свои чувства | 5 лет | 
| Употребляет абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь» | 5-6 лет | 
