Индивидуальный маршрут развития вокальных навыков у детей с ярко выраженными музыкально-творческими способностями

Опубликовано: 07:24:06 05-11-2017

Автор: Безрукавая Валентина Владимировна

Индивидуальный маршрут развития вокальных навыков у детей с ярко выраженными музыкально-творческими способностями

Пояснительная записка

Психологические особенности детей 5-7 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира требуют так называемого «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством. Чаще всего одним из любимых видов музыкальной деятельности дошкольники называют пение.

Пение создает условие для музыкального, эмоционального общения дошкольника, освобождает накопившуюся негативную энергию, эффективно снимает напряжение, расслабляет, способствует развитию коммуникативных навыков.

Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т. к. знакомые и любимые песни он может исполнить по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н. А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально-сенсорные и особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Влияние музыки на организм установили физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов.

Цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) : привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

Основные задачи ИОМ:

  1. воспитывать и прививать любовь к музыке. На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребенка о певческой культуре;
  2. развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма) ;
  3. обучить основам сценической культуры, работе в коллективе;
  4. развивать индивидуальные творческие способности ребенка на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса;
  5. сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности ребенка.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности ребенка.

Основные принципы работы с детьми: активизация познавательной, коммуникативной, музыкально-художественной и практической деятельности детей на продуктивном творческом уровнях, основанная на использовании разнообразных форм работы с детьми; равноправный диалог педагога с ребенком; учет потребностей и интересов одаренных детей; создание ситуаций успешности детей, подкреплении достижений детей; учет индивидуальных темпов развития ребенка с ярко выраженными музыкально-творческими способностями. Организация музыкальной деятельности таких детей осуществляется с помощью индивидуального подхода с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Формы и методы работы включают в себя: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждения безобразного в окружающем мире; убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса; приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружающего, на совершенствование культуры своего поведения; поисковых ситуаций, побуждающих к творческим проявлениям и практическим действиям.

Средствами обучения являются: музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения; чистоговорки; репертуар подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями детей; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный синтезатор; музыкальный центр; шумовые инструменты; микрофоны; аудио кассеты; CD диски.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий) .

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место варьирование.

ИОМ рассчитан на два года.

Возраст ребенка: 5-7 лет.

Нагрузка: один раз в неделю, продолжительность 25-35 минут.

Форма работы: индивидуальные занятия.

Планируемый результат:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в концертах) ;
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова- артикулировать при исполнении) ;
  • участие в конкурсах и концертах, уметь двигаться под музыку;
  • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм) ;
  • выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры;
  • самостоятельно давать оценку качеству пения;
  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.

Привлекает ребенка к занятиям возможность музицирования для себя, выступать перед публикой, интересно проводить свободное от детского сада время, иметь возможность самовыражения.

 

Оставить комментарий: