Проект "Сердце семьи"

Опубликовано: 16:25:50 06-11-2017

Автор: Карагаева Юлия Николаевна

                     Проект «Сердце семьи»

Тип проекта: Информационно  -  практико – ориентированный.

Возраст детей: Старший дошкольный возраст.

Исполнители: Дети подготовительной группы  (5-6 лет), воспитатель, родители.

Продолжительность: Долгосрочный (с сентября по май).

Актуальность:

1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно - ценностных ориентаций.

2) Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.

3) У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.

4) Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.

Проблема: Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в школе не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.

Цель: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи:  1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями.

4) Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в ДОУ, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

7) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

Этапы реализации проекта:

1 этап – организационно-диагностический (сентябрь).

2 этап - формирующий (сентябрь - апрель)

3 этап - обобщающий (май).

Обоснование актуальности проблемы

Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, школы, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Практическая значимость:

  • повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов;
  • создание методической копилки по патриотическому воспитанию;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  • создание в группе условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей;
  • укрепление связи семьи и детского сада;
  • формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

Теоретическая значимость.

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Цель: формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи: сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи; привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей; формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями; создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в школе, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным; побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада; упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится; предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

Этапы реализации:

1 этап - организационно - диагностический (сентябрь).

Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Тест для детей «Рисунок семьи».

На первом этапе будет разработан паспорт проекта, определится его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками должны быть воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители и воспитатели. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.

2 этап - формирующий (сентябрь-апрель).

Цель. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в школе, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.

Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого будет идти работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проведутся занятия по проекту, будет организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого будет организованна работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.

3 этап - обобщающий (май).

Цель.  Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.

Третий этап включает в себя презентацию проекта. Организация  выставки творческих работ детей.

Формы работы с детьми.

Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ;  дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; экскурсия в музей «Русская изба»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; развлечения; конкурсы; сочинение рассказов и сказок о семье; видео- просмотры.

Формы работы с родителями.

Наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительское собрание на тему «Роль семьи в воспитании детей»; анкетирование.

Методы и приемы:

  1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

- метод сравнения;                                                                                                                                 - элементарный анализ;                                                                                                           - метод моделирования и конструирования;                                                                    - метод проектной деятельности;                                                                                        - метод  вопросов - постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать;                    - метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

  1. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;                                                                                     - сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.

  1. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании;                                                - беседа – является связующим звеном.

  1. Методы коррекции и уточнения:

- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;                                                                      - метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Результативность.

Внедрение проекта обеспечит:

  • оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрастет интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникнет желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий);
  • самореализацию родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе;
  • активизацию и обогащение педагогических знаний и умений родителей;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей;
  • развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;
  • создание системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме;
  • создание уголка (стенда) по патриотическому воспитанию;
  • организацию выставки в группе.

 

Перспективный план  долгосрочного группового проекта «Сердце семьи» в подготовительной группе «Теремок» МБДОУ «Дюймовочка»

   Месяц Тема

Организованная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность с родителями

Консультативная информация для родителей

Ноябрь.

Анкетирование родителей и диагностика детей

 

 

 

1 и 2 неделя ноября

Моя семья

1. Познавательный час «Моя семья».

2. Рисование «А у нас дружная семья!».

3. Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Расскажу вам о своей семье»

Беседа на тему: «Мои близкие», «Традиции нашей семьи».

Чтение сказок

«Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди».

Рисование: «Моя семья»

Рассматривание картин:

Т. Сорокина «Семья»

Ю.Кугач «В субботу»

Пальчиковая гимнастика: «Дружная семейка»

Рассказы и рисунки детей: «Познакомьтесь с моей семьёй»

Консультация «Главные условия воспитания детей в семье»

3 и 4 неделя ноября

Члены моей семьи

1. Познавательный час «Что я знаю о себе»

2. Познавательный час «Кто живёт со мной»

Беседа на тему: «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди».

Чтение произведений:

Я.Акима «Моя родня», В.Драгунского «Моя сестра Ксения».

Ручной труд: «Открытка для мамы на день матери»

Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Мама, почему» Г. Виеру, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина.

Формирование фотоальбома своей семьи для класса.

Презентация «История возникновения праздника «День матери»

Декабрь. Наши имена и фамилии

1. Познавательный час «Наши имена»

2. Окружающий мир «Наши фамилии»

Творческая речевая деятельность:

Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»

Просмотр мультипликационного фильма: «Морозко», «Двенадцать месяцев».

Дидактическая игра: «Придумай фамилию»

Мини - проект:    «Генеалогическое древо моей семьи».

Личные консультации «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой»

Январь. Родительский дом – начало начал

1. Рисование «Мой дом»

2. Познавательный час «Береги свой дом»

Беседа на тему: «История моего дома»,

«Мой дом - моя крепость»

Рассматривание иллюстраций: «Семья дома»

Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье», «Ремонт в квартире».

Игры-драматизации: «Кошкин дом», «Заюшкина избушка».

Пальчиковая игра: «Строим дом»

Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба»

Консультация «Как дети создают конфликты между родителями»

Февраль.

Мой папа

Защитник Отечества

 

1. Познавательный час «Защитники Отечества»

2. Лепка «Портрет моего папы»

 

Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества

«Мой папа солдат»

Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой

Чтение художественной литературы: Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях

Ручной труд: «Поздравительная открытка для папы»

Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Летчики».

 

Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома

Беседа с папой или дедушкой «Как я служил в армии»

Презентация «23 февраля»

 

Март.

Моя мама.

1. Ознакомление с художественной литературой «Как аукнется, так и откликнется»

2. Рисование «Портрет мамы»

 

Беседа на тему: «Что любит моя мама»

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

Сюжетно-ролевые игры: «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»

Творческая речевая деятельность:

Описательный рассказ - «Моя мама красавица»

Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта 

Индивидуальные консультации: «Когда родительская любовь заходит слишком далеко»

Апрель. Профессии моих родителей

 

Рисование «Все работы хороши, выбирай на вкус»

 

Беседа на тему: «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т.д.»

Чтение произведений С.Баруздина «Мамина работа», С.Михалкова «А что у вас?»

Рассматривание иллюстраций: «Папина профессия»

Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Поезд».

Дидактические игры «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»

Мини - проект: «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии

Индивидуальные консультации: «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком»

Май.

 

Оформление выставки рисунков «Моя семья»
Оформление фотоальбома «Сердце семьи»

Открытое занятие для родителей «Сердце семьи»

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании детей»

 

 

Документы для скачивания:

41271_Serdtse semi.docx
Формат: .docx

41272_Otchet raboty po proektu Serdtse semi.docx
Формат: .docx

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: