a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Организация физкультурно - оздоровительной работы детей с ОВЗ

Автор: Щербакова Елена Николаевна Опубликовано: 2017-11-14 18:25:06

Документы для скачивания

Организация физкультурно- оздоровительной работы детей с ОВЗ. Е. Н. Щербакова, МБДОУ д/ с «Колобок», г. Петухово, воспитатель по физическому развитию, Т. П. Федотова, МБДОУ Детский сад «Колобок», г. Петухово, заведующий Здоровье детского населения в целом не становиться лучше, несмотря на усилия врачебной и педагогической общественности. Тому много причин, большая часть их обусловлена отклонениями развития ребенка в первые годы жизни. Эта тенденция в виде роста заболеваемости детского населения к школьному возрасту сохраняется. С 1 января 2014г. все дошкольные учреждения работают в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования. ФГОС ДО включает в себя: образование детей с ограниченными возможностями здоровья( ОВЗ)   в дошкольных учреждениях общеразвивающего вида. " Ограничение возможностей здоровья- любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянны м" .   Постоянные ограничения здоровья обусловлены устойчивым диагнозом. Сегодня данная категория может быть представлена следующим образом: 1)  дети с нарушением слуха( глухие, слабослышащие, позднооглохшие) ; 2)  дети с нарушением зрения( слепые, слабовидящие) ; 3) дети с нарушением речи( логопаты) ; 4) дети с нарушением опорно- двигательного аппарата; 5)  дети с умственной отсталостью; 6) дети с задержкой психического развития; 7) дети с нарушением поведения и общения; 8) дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами( слепоглухонемые, глухие или слепые дети, а также дети с умственной отсталостью) .   Временными ограничения могут быть – например, ограничения после перенесённых заболеваний( пневмония, грипп, обострение хронических заболеваний) . Безусловно, к таким детям, на физкультурных занятиях нужен особый подход. Следует дозировать нагрузку: исключать упражнения, требующие большого физического напряжения,  - бег, прыжки, лазание. Нежелательны упражнения с резким изменением положения тела. Многие педагоги столкнулись с проблемой: как же правильно построить работу с группой детей, в которой есть дети с ограниченными возможностями здоровья? Как же обеспечить достаточное внимание к таким детям, не отнимая его у детей не имеющих ограничения?   В работе инструктора физической культуры, на ряду с общими принципами физической культуры( принцип наглядности, принцип учета возрастных особенностей, принцип постепенности, п ринцип систематичности и последовательности   и др. ) , необходимо учитывать принципы адаптивной физической культуры. Адаптивная физическая культура( АФК) - это  физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Физическая культура естественным образом сочетает в себе не только биологическое, но и социальное. Физическое в человеке играет роль механизмов, с помощью которых осуществляются его социальные функции( Пономарев Н. И. , 1996) . В жизнедеятельности ребёнка с ОВЗ именно биологическое состояние организма отражает социальное проявление личности, степень ее социальной адаптации. Поэтому магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность ребёнка с ОВЗ. Специально методические принципы АФК Принцип диагностирования  учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств. Принцип адекватности означает, что поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка. Принцип дифференциации и индивидуа лизации  означает учет особенностей. Особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохранных функций – двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных. Принцип коррекционно- развивающий  - суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических способностей и нравственных качеств. Принцип оптимальности не допускать физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребенка. Принцип вариативности использовать на занятиях не только физические упражнения, но и создавать условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь( используя речитативы во время выполнения упражнений) , мелкую моторику( пальчиковую гимнастику и др. ) , интеллект( игры со счетом, выстраивание слов и др. ) . Учет этих принципов возможен только при тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников. Врачом и медицинской сестрой дошкольного учреждения ежегодно проводиться обследование, направленное на комплексную оценку состояния здоровья детей.   По данным этого обследования инструктор по физической культуре составляет лист здоровья детей для каждой группы детского сада. Ведется постоянный контроль, и индивидуальный подбор уп ражнений и дозировки. Для работы нужно использую такую таблицу: Таблица №1. Лист здоровья детей группы №1 № п/ п ФИО ребёнка Группа здоровья Примечание по здоровью Исключаемые упражнения 1 2    На занятиях физической культуры в детском саду  действия инструктора физической культуры и воспитателя должны быть слажены.   При ознакомление детей с новыми упражнениями инструктор по физической культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает или исправляет неверно выполненное движение. . Функция воспитателя- оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Примерное распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя( варианты) : 1. Инструктор занимается ослабленными детьми, воспитатель остальными( и наоборот) . 2. Инструктор занимается отстающими по физической подготовленности детьми, воспитатель с остальными( и наоборот) . 3. Инструктор берет по одному ребенку для индивидуального обучения, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью. Большое значение имеет физкультурно- оздоровительная работа с детьми ОВЗ. Упражнения на дыхание, закаливание, массаж, ходьба по корригирующим дорожкам оказывают стимулирующее воздействие на физиологические системы детей. Оказывая благоприятное воздействие на психологическое и физическое состояние, как здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Эта работа должна вестись не только во время физкультурного занятия, но и в продолжительности всего дня( утренняя гимнастика, динамические паузы, подвижные игры на прогулке, гимнастика после дневного сна, физкультминутки) . Необходимо уделять большое внимание режиму двигательной активности детей с ОВЗ. Потому что утомление у таких детей может произойти раньше, чем у здоровых ребят. При наличии признаков утомления( значительное покраснение кожи, напряженное выражение лица, выраженное потоотделение, дыхание резкое и поверхностное) нагрузку следует уменьшить. Заключительная часть занятия должна закончиться упражнениями на расслабление или элементами аутотренинга, чтобы успокоить детей. Основные направления коррекционно- педагогической работы: Метание  – один из первых видов двигательной активности ребенка, который основывается на развитии хватательных движений и действий малыша. Общеизвестно, что в онтогенезе движений хватание развивается раньше прямостояния. Развитие руки стимулирует формирование остальных двигательных функций организма, активизируя всю психическую деятельность ребенка. Даже глубоко умственно отсталый ребенок может схватывать предметы, удерживать их непродолжительное время и бросать, выполняя движение от плеча, поэтому в программе данный вид занятий стоит на первом месте. В процессе метания движение выполняется как одной рукой, так и двумя руками. При этом стимулируется выделение ведущей руки и формируется согласованность совместных действий обеих рук. Все это имеет особое значение для коррекции отклонений в познавательной сфере детей с нарушением интеллекта. Построение  направлено на организацию деятельности детей в процессе физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрослого и подчинять свое поведение требованиям инструкции взрослого. Наряду с этим умственно отсталый ребенок учится адекватно вести себя, ориентироваться в ситуации и участвовать в совместных действиях со сверстниками. Ходьба  направлена на развитие основных движений ребенка, формирование умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо- двигательной и зрительно- двигательной координации. В процессе ходьбы развивается целенаправленность в деятельности ребенка. Бег  способствует совершенствованию основных движений ребенка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми действиями корпуса, формирует легкость и изящество при быстром перемещении ребенка. Совместный бег в группе детей закрепляет навыки коллективных действий, способствует появлению эмоционального отклика на них и предпосылок коммуникативной деятельности. Правильная организация бега детей позволяет формировать у них адекватные формы поведения в коллективе сверстников и желание участвовать в совместной деятельности. Прыжки  направлены на развитие основных движений ребенка, тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки следует вводить постепенно и очень осторожно, поскольку они создают большую нагрузку на неокрепший организм ребенка( физиологами доказано, что для безопасного выполнения прыжков необходимо наличие у ребенка развитого брюшного пресса и 3- образного изгиба позвоночника) . Детей начинают учить прыжкам со спрыгивания, с поддержкой взрослого. Прыжки подготавливают тело малыша к выполнению заданий на равновесие, которые очень сложны для умственно отсталого дошкольника. Для совершенствования навыков в прыжках ребенок должен проявить волевые качества своей личности, сосредоточиться и собраться с силами. Кроме того, в процессе выполнения прыжков у детей начинают закладываться основы саморегуляции и самоорганизации своей деятельности. Ползание, лазанье, перелезание   направлены на развитие и совер- шенствование двигательных навыков, укрепление мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения, в свою очередь, оказывают положи- тельное влияние на формирование координированного взаимодействия в движениях рук и ног, на укрепление внутренних органов и систем. Данное направление работы является одним из важнейших, поскольку представляет высокую коррекционную значимость, как для физического, так и для психического развития ребенка. В связи с тем, что многие умственно отсталые дети в своем развитии минуют этап ползания, одна из задач физического воспитания – восполнить этот пробел. Общеразвивающие упражнения  способствуют развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата. Физические упражнения обеспечивают активную деятельность внутренних органов и систем, укреп- ляют мышечную систему в целом. В общеразвивающих упражнениях вы- деляют следующие группы движений: упражнения без предметов; упражнения с предметами; упражнения, направленные на формирование правильной осанки; упражнения для развития равновесия. Подвижные игры  закрепляют сфор мированные умения и навыки, сти мулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми. Подвижные игры создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умения согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Дети учатся находить свое место в колонне, в кругу, действовать по сигналу, быстро перемещаться по залу или на игровой площадке. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, активной совместной деятельности. В процессе подвижных игр создаются условия для развития психических процессов и личностных качеств воспитанников, у детей формируются умения адекватно действовать в коллективе сверстников. Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе( при активной двигательной деятельно сти детей на свежем воздухе уси ливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь, что благотворно влияет на общее состояние здоровья) . Диагностика и мониторинг результатов физической подготовленности детей В физическом воспитании дошкольников диагностическое тестирование помогает решению ряда сложных педагогических задач, например таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребенка возрастным нормам. На основе результатов тестирования можно сравнить динамику развития движений ребенка; проводить отбор физических упражнений для занятий; осуществлять объективный контроль обучения детей движениям; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные планы групповых и индивидуальных занятий. Диагностика и мониторинг результатов физической подготовленности детей с ОВЗ Для комплексной оценки физического состояния детей необходимы учет и анализ данных физической подготовленности, которая характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Диагностику физической подготовленности детей и развития физических качеств детей проводим в соответствии с методическими рекомендациями Тарасовой Т. И. У детей с ОВЗ в каждой возрастной группе 2 раза в год проводится диагностика развития основных видов движений( в сентябре – на начало учебного года и в мае – на конец учебного года) . Тесты на каждой возрастной группе аналогичные и на начало и на конец учебного года, чтобы можно было оценить динамику развития движений. Анализ результатов позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка, выявить реальный уровень его развития и степень соответствия возрастным нормам, а также определить общегрупповую тенденцию развития детей каждой возрастной категории. Результаты тестирования являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития детей с ОВЗ и подбора оптимального содержания обучения движениям, средств и приемов адекватного педагогического воздействия. Критерии оценки качественно- количественных результатов диагностики детей в развитии движений представлены в  приложении Результаты мониторинга заносятся в специальные таблицы по возрастным группам. Оценка уровня овладения детьми основными видами движений в начале конце учебного года производится следующим образом: по каждому из указанных параметров в столбце с фамилией и именем ребенка выставляются полученные им баллы; по каждому ребенку подсчитывается итоговый показатель( сумма балов в столбце делится на количество параметров, полученный результат округляется до десятых долей) . Полученный показатель на начало учебного года  выявляет трудности в обучении движениям на предыдущем году обучения( или у вновь пришедших детей) ; определяет уровень актуального развития; фиксирует характер отклонений в двигательном развитии; выявляет личностный ресурс ребенка, определяет зону ближайшего развития и помогает в разработке плана конкретных мероприятий на текущий учебный год, направленных на решение выявленных проблем. Полученный показатель на конец учебного года  показывает эффективности реализации индивидуальной коррекционно- развивающей программы ребенка и помогает в составлении прогноза относительно дальнейшего физического развития ребёнка. Итоговый показатель мониторинга результатов физической  подготовленности детей по каждой возрастной группе детей  помогает описать общегрупповые тенденции развития движений детей, ведения учета результатов освоения программы по разделу «Физическое воспитание», а также для подготовки к административно- групповым совещаниям, где все специалисты, работающие на данной возрастной группе, обсуждают и анализируют полученные результаты по каждой образовательной области. Приложение Качественно- количественные оценки результатов диагностики детей 1 балл / низкий уровень/ :   ребенок не демонстрирует умение,   или   наблюдаемое качество, или показатель той или иной образовательной области; либо пытается принять задание и степень выраженности того или иного качественного показателя крайне низкая; либо отмечаются слабые попытки выполнить задание, но помощь не эффективна; ребенок допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует в сопровождении показа воспитателя. Нарушает правила в играх, хотя с интересом в них участвует. Ошибок в действиях других не замечает. 1, 5 балла / уровень ниже среднего/ :   ребенок демонстрирует умение,   или   наблюдаемое качество, или показатель только в единичных случаях, или это носит случайный характер; необходима обучающая( объяснение способа выполнения задания) или организующая( организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка) помощь; либо ребенок сам постоянно обращается за помощью к взрослому, эффект незначителен. 2 балла / средний уровень/ :   ребенок демонстрирует умение,   или   наблюдаемое качество, или показатель, но отмечаются неточности, ошибки, незначительное отставание от возрастных нормативов или программных требований и необходима направляющая( постановка цели, повторение инструкции, задания) , либо организующая( организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка) помощь; владеет главными элементами техники большинства движений; способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа; иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушения правил в играх; увлечен процессом, не всегда обращает внимание на результат; в играх- активен. 2, 5 балла / уровень выше среднего/ :   ребенок демонстрирует умение,   или наблюдаемое качество, или показатель, но отмечаются неточности, ошибки или незначительное отставание от возрастных нормативов или программных требований и необходима эмоционально- регулирующая( положительная или отрицательная оценка деятельности) , либо стимулирующая( активизация собственных сил ребенка) помощь. 3 балла / высокий уровень/ :   ребенок демонстрирует умение,   или   наблюдаемое качество, или показатель постоянно, отмечается высокая степень самостоятельности, успешность ребенка не зависит от особенностей ситуации, но возможно, что в некоторых случаях требуется стимулирующая помощь( «подумай» и т. д. ) ; ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям; осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил в играх; наблюдается перенос освоенных упражнений в самостоятельную деятельность. Тесты для обследования мелкой и общей моторики ребёнка с синдромом раннего детского аутизма и нарушением опорно- двигательного аппарата( Ф. И. О. ) Дата обследования: …… 20…. Г ода Тесты для обследования Результаты выполнения тестов ребёнком 1. Сидение на стуле( для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата) 2. Вставание со стула( для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата) 3. Стояние( для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата) 4. Ходьба( особенности движения) 5. Манипуляции кистью: – резко ограничены; – частично ограничены; – не ограничены. ведущая рука – –  сжать пальцы в кулак –  поднять кисти вверх –  опустить кисти вниз – хватательные движения пальцами( сжать с силой указательные пальцы инструктора в кулачках) 6. Манипуляции руками: –  вытянуть руки в стороны –  поднять руки вверх –  согнуть руки в локтях, кисти к плечам 7. Тест на ручную умелость( намотать верёвку длиной 2 метра, с кеглей на конце, напалку, поворачивая палку пальцами рук, время определить по секундомеру) 8. Бросать мяч, подвешенный на резинке, о стену двумя руками от груди и ловить его после броска. 9. Поворот туловища, лёжа на коврике с живота на спину со спины на живот 10. Приседания, руки на поясе 11. Наклоны туловища вперёд- вниз из положения стоя, руки подняты вверх – достать руками пальцы ног 12. Работа ног на велотренажёре( дети первого года обучении не обследуются на этот тест, ноги не достают до педалей) 13. Ползание по скамейке, лёжа на животе вперёд, подтягиваясь руками назад, толкаясь руками 14. Подъём и спуск по гимнастической лестнице В заключении хотелось бы отметить: Не стоит бояться работы с детьми с ОВЗ, они всегда открыты и рады нашему вниманию и участию. Тесное взаимодействие инструктора, воспитателя и медицинского персонала – это главный принцип работы с детьми ОВЗ. Коррекционное направление адаптивной ФК с проблемными детьми  обеспечивает физическое, познавательное, коммуникативное, речевое развитие детей. Обучение детей с нарушениями в развитии по адаптивной ФК – это эффективный путь к успешной интеграции детей с ОВЗ. Литература Частные методики адаптивной физкультуры/ Под общ. р ед. проф. Л. В.    Шапковой – М. : Сов. Спорт, 2009. Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии/ Под общ. р ед. проф. Л. В. Шапковой. Б. Егоров. «Оздоровительно- воспитательная работа с ослабленными детьми». Журнал «Дошкольное воспитание». 2001год. М. Рунова. «Корригирующая лечебная гимнастика». Журнал «Дошкольное воспитание». 1999год, №12. Л. Фомина. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». Москва: Просвещение, 1984год Т. Е. Харченко Организация двигательной деятельности в детском саду М. : «Детство- пресс» 2010год.

Оставить комментарий: