a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Статья "Взаимодействие воспитателя по физической культуре с семьей в решении задач физического развития в соответствии с ФГОС ДО"

Автор: Щербакова Елена Николаевна Опубликовано: 2017-11-14 19:39:10

Документы для скачивания

« Взаимодействие воспитателя по физической культуре с семьей в решении задач физического развития в соответствии с ФГОС ДО ». Е. Н. Щербакова, МБДОУ д/ с «Колобок», г. Петухово, воспитатель по физическому развитию Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.  Современные требования к дошкольному образованию сегодня продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Одним из важнейших требований стандарта является «взаимодействие с родителями( законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность». Именно это положение требует сегодня   пересмотрения вопроса. В соответствии с ФГОС детский сад  обязан: информировать родителей( законных представителей)   и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность; обеспечить открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей( законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей( законных представителей)  в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность,  в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде,  а также для обсуждения с родителями( законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. В связи с этим ц елью нашего педагогического коллектива является создание единого воспитательно- образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений ДОУ с родителями, в котором всем его участникам( детям, родителям, воспитателям) будет уютно,  интересно, безопасно, полезно, благополучно. Данная це ль реализуется через следующие з адачи: оказание консультативной и методической помощи родителям( законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей; повышение педагогической культуры родителей; изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания; включение родителей в воспитательно- образовательный процесс; привлечение родителей к совместной активной деятельности в вопросах воспитания здорового ребёнка. Для решения поставленных задач необходимо перейти к новым формам отношений родителей и педагогов, что невозможно в рамках закрытого детского сада. Он должен стать открытой системой, т. е. быть открытым внутри и открытым наружу. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, что бы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой- то деятельности, мероприятиях, желании рассказать о своем увлечении, тревогах и радостях. С этой точки зрения педагог должен начать с себя. Ведь среди множества педагогических приемов и методов самым эффективным, убедительным и заразительным является личный пример. Поэтому одной из гла вных моих задач, как воспитателя по физической культуре – зажечь искру любви к физической культуре и ЗОЖ в каждом участнике воспитательного процесса( будто педагоги, родители или дети) . Как же я могу продемонстрировать свою  открытость детям? Например, рассказать им о чем- то своем – интересном, увид е нном и, наприм ер об участии, в массовом районом забеге на Легкоатлетической эстафете на приз газеты «Заря», где четвертый год мы являемся призёрами, инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе. Хочу отметить, что наши педагоги всегда стараются рекламировать, не только в устной форме, но и используя наглядную информацию  свои личные увлечения, успехи и достижения. Так же стараемся всегда отмечать успехи и достижения детей. В нашем ДО образовательная работа по «Физическому развитию» строится в соответствии ФГОС ДО. На основе примерной  образовательной п рограммы дошкольного образования Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой «Детство». Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств( скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) накопление и обогащение двигательного опыта у детей( овладение основными движениями) формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Для решения этих задач вовлекаем родителей в образовательный процесс и ведем работу в следующих направлениях, используя как традиционные формы работы, так и современные: информационно – аналитическое направление( анкетирование, опрос, «родительская почта») ; наглядно – информационное направление( инфо рмационные стенды, открытые занятия для родителей, мини- библиотека, папки- передвижки, дни открытых дверей, выставки детских рисунков, фоторепортажи физкультурно- оздоровительных мероприятий, фотосессии детей, выполняющих различные физические упражнения, коллажи, странички сайта, видеотека, аудиотека) ; познавательное( просветительское) направление( собрания, беседы, консультации, тренинги, дискуссии, семейный клуб, консультационный пункт…) – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста; досуговое направление( физкультурные праздники и развлечения, туристические походы, дни и недели здоровья) . Планируя ту или иную форму работы, мы, как педагоги, всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность. Работу в информационно- аналитическом направлении мы начинаем  с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы, что помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Например, учитывая занятость родителей, используем такую нетрадиционную форму общения с семьей, как «Родительская почта».  Это такой своеобразный ящичек, который стоит в раздевалках наших групп. И любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать свое мнение по поводу методов воспитания  и обучения своего ребенка, обратиться за помощью к  специалисту. Заданные вопросы, в том числе и по физическому воспитанию освещаются на родительских собраниях, консультациях, семинарах- практикумах и т. д. Один из действенных методов наглядно – информационного направления является применение наглядной агитации. В каждой группе имеется уголок здоровья, где помешается информация для роди телей о мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. А так же большой стенд «Здоровье и Спорт» около спортивного зала. Для того чтобы наглядная информация была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Это интересно», «Давайте поиграем», «Вы спрашивали, мы отвечаем», в которых размещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть с ребенком дома, и обязательно даю ответы на интересующие вопросы. Еще одна форма работы- виртуальный информационный ресурс( сайт) нашего ДОУ. Он предоставляет родителям возможность оперативного получения информации учебного, методического или воспитательного характера, быть в курсе жизни ДОУ. Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников и т. д. Кроме этого предлагаю вниманию родителей и свой личный сайт, http: / / scherbakova_ e_ n. a2b2. ru/ где есть материалы для родителей. Традиционными, как и во многих детских садах, стали Дни открыты х дверей, дни и недели здоровья, походы выходного дня. Ведь именно здесь родитель имеют возможность изнутри увидеть проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, оценить его возможности, умения, навыки и сделать для себя определенные выводы. Вовлекая родителей в образовательный процесс детского сада, они не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, с портивных праздников. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, например в спорти вный зал и чему- то научат,  другие помогут в оснащении педагогического процесса. Активность родителей в создании фотогазет, семейных альбомов, книжек- самоделок, различных выставках и конкурсах плакатов и рисунков,  говорит о том, что эти формы работы являются востребованными и в нашем детском саду. После каждого проведенного физкультурного мероприятия стараюсь дать родителям информацию о нем создаю коллажи, фотовыставки, фотосессии. Наверно во многих детских садах на шкафчиках есть вот такие индивидуальные кармашки. Мы решили использовать их с определенной целью. Это может быть открытка с выражением благодарности, приглашение на праздник. В верхний кармашек любой  педагог может положить записку о последних достижениях ребенка, его успехах. После этого у родителей появляется желание пообщаться с педагогом. Любому приятно слушать, какой у них умный, внимательный, быстрый и ловкий ребенок. Что в свою очередь помогает установить теплые и доверительные отношения. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Самой эффективной формой работы в познавательном  направлении для нас являются мероприятия, которые предусматривают теоретическую и практическую части – это Родительский клуб. Так в первой, теоретической части  родителям пред лагаются консультации, семинары, организуются практические занятия. Темы самые разнообразные: «Влияние утренней гимнастики на физическое развитие детей», «Подвиж ная игра, как средство оздоровления детского организма» и т. д. Затем на второй, практической части подключаются дети. Это может быть показ детьми или совместное выполнение  комплекса различных физкультурно- оздоровительных мероприятий: например – игр и упражнений, направленных на профилактику заболеваний опорно- двигательного аппарата, простудных заболеваний. Для родителей  выпускной группы ежегодно провожу консультацию о физической подготовленности детей к школе. После чего родители и дети с удовольствием участвуют в спортивны х соревнованиях. Участие в соревнованиях детей и родителей благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителя поощрять спортивные интересы ребенка. Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Чтобы все эти мероприятия стали интересными и запоминающимися для детей и родителей, разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам и развлечениям: выделение цели и задач мероприятия; составление плана проведения мероприятия его место, время и степень участия в нем родителей; распределение ролей взрослых; изготовление пригласительных билетов; подготовка отдельных номеров( разучивание стихов, танцев, песен) ; изготовление и подготовка атрибутов, пособий для игр и эстафет.     В нашем детском саду есть традиции проведения таких совместных праздников и развлечений, как «День Защитников Отечества», «Зимние забавы», «Масленица», «Зарница», «Поход выходного дня», «День здоровья», «Неделя здоровья», «Веселые старты». Кто- то из родителей кроме участия в мероприятии, решается исполнить главную роль, поучаствовать в судействе соревнований, а кто- то с удовольствием поможет в оформлении и подготовке атрибутов. Но всегда хочется чего- нибудь новенького. Наверное, во всех детских садах, по своему, но стараются отметить дни рождения детей. У наших родителей появилось желание отметить это с размахом. А почему бы и нет? Мы с удовольствием их поддержали. Так появилась идея проведения «Ковбойской вечеринки». Минимум подготовки, от родителей приглашения, сладкие угощения костюмы и активное участие, от нас желание, веселые игры, конкурсы, и заводная музыка. Конечно, дни рождения каждого ребенка отмечать хлопотно. Но ведь можно проводить дни рождения осенних, зимних, весенних и летних именинников во время проведения физкультурных досугов. Из опыта работы могу сказать, что проведение таких праздников, которые не требуют от детей разучивания каких либо песен, стихов, танцев и игр доставляет им огромное удовольствие и родителям в том числе. Не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости». «Открытость детского сада наружу» означает, что наш детский сад открыт влия ниям, микросоциума, своего района и готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институт ами, это: общеобразовательные школы №1, №2, музыкальная школа, КЦСОН и т. д. Заканчивая тему досуговых форм работы с родителями, хочется поделиться опытом проведением Акции «Мы, за здоровый образ жизни», которую в этом году мы проводим второй раз, в рамках которой нами был снят Флешмоб. И так, ведя целенаправленную работу по созданию единого воспитательно- образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений ДОУ с родителями, наблюдается повышение педагогической культуры родителей по вопросам физического развития детей. Из сравнительного анализа анкет, бесед, результатов тестирования можно увидеть повышение уровня заинтересованности родителей проблемой физическог о развития и оздоровления детей отмечается положительная динамика активности родителей, начальном этапе только 25% родителей воспитанников ДОУ посещали мероприятия( консультации, досуги, праздники, встречи дни открытых дверей. ) и являлись пассивными участни ками – воспринимали информацию. Н а конечном этапе до 70% родителей участвуют в воспитательно- образовательном процессе по физическому развитию и оздоровлению дошкольников, являясь активными участниками досугов, семинаров – практикумов, делятся своим положительным опытом семейного воспитания( предлагая практический материал; увеличилось количество семей( до 55% ) которые соблюдают единый с детским садом режим дня, используют методы закаливания детей рекомендуемые медицинским работником в ДОУ и перекликающиеся с методами закаливания детей в группе; выросли показатели физического развития детей, и снизилась заболеваемость. Вывод:  Таким образом, мы можем говорить, что выбранные формы и методы работы с родителями и выбор направлений работы с детьми, родителями педагогами, способствовали повышению педагогической культуры и степени заинтересованности взрослых в вопросах развития и оздоровления детей, тем самым подтверждая правильность выбранной и выстроенной системы работы с родителями. Литература Коммуникативно – ориентированная предметная среда физкультурного образования дошкольника. ДЕТСТВО – ПРЕСС А. А. Чеменева, О. А. Ушакова Славолюбова. 2013. р Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Оставить комментарий: