a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Публикация

Автор: Матросова Елена Николаевна Опубликовано: 2017-11-14 20:40:39

Документы для скачивания

Матросова Е. Н. Воспитатель МБДОУ Д/ с «Колосок» с. Ш аран Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Дошкольное воспитание детей — весьма важный вопрос, во всяком случае, для родителей, стремящихся вырастить счастливого малыша. Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится   любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально- нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Современным родителям приходится нелегко из- за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях   одновременного   влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т. д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого- педагогическом плане. В последние годы усилилось внимание к семье как социальному институту, как особой, уникальной социальной структуре. По мнению А. В. Мудрика, «семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны взаимной моральной взаимопомощью, в ней вырабатывается совокупность норм, образцов поведения». В работах Б. Т. Лихачева, А. В. Мудрика, П. И. Пидкасистого дается обобщенный анализ семейного воспитания как феномена, который содержит следующие характеристики: - семейное воспитание – процесс, в ходе которого происходит полноценное становление и развитие личности ребенка; - семейное воспитание – совокупность целенаправленных воспитательных воздействий со стороны родителей и других членов семьи, главной задачей которых является подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях. О значимости семьи и семейного воспитания писали многие выдающиеся педагоги-   К. Д. Ушинский, В. Д. Сухомлинский, Л. С. Выготский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик и др.   Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности, что влияние семьи и родительского воспитания на личность не имеет временных границ. Оно продолжается в течение всей жизни человека. Вместе с тем, есть решающий период, определяющий дальнейшую судьбу человека, когда ответственность семьи за будущее ребенка особенно велика. Это период раннего детства. Именно в первые годы ребенок вступает в начальную стадию ценностного ориентирования, связанную с освоением ценностей общества, осознанием ценности себя и других людей. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношения между собой- все это влияет на детей, формирует их личность. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально- личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители- самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: " Мама сказала…. " , " Папа велел…" и т. д. Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка" Ты всё можешь" победит установку" Неумеха, ничего у тебя не получается" , но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности( рисование, лепка, пение и т. д. ) . Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы. Эти слова ласкают душу ребёнка: Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Что бы мы без тебя делали? ! Иди ко мне! Садись с нами…! Я помогу тебе… Я радуюсь твоим успехам! Что бы не случилось, наш дом – наша крепость. Расскажи мне, что с тобой… Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная" соломинка на ветру" , не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться! Литература: А. В. Козлова. , Р. П. Дешеулина. Работа ДОУ с семьёй – М. ; ТЦ СФЕРА, 2009г – 65с. Т. В. Васильева. Слышали ли вы в детстве от родителей – «Я люблю тебя? » С- Петербург. : Акцидент; 2004г – 23с.

Матросова Е. Н. - воспитатель Филиал МБДОУ Д/ с «Колосок» с. Ш аран – с. Наратасты Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей посредством развивающих игр( из опыта работы) «Без   игры нет, не может быть полноценного умственного   развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский. Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка- дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем   развития   познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания. Этому   способствует   игра – один из основных видов детской деятельности. Использование   развивающих   игр ведет к ускорению познания окружающего мира, а значит и   интеллектуального развития, а также к устранению проблем, имеющихся в умственном, психическом, речевом   развитии. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой   игры, как бы, не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с затруднениями. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче. Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для   развития творческой стороны интеллекта, познавательных процессов. Почти каждая игра может быть   развивающей, если не делать за ребенка то, что он сам может сделать, не думать за него, если он сам может додуматься. Исходя из вышесказанного, определяется   цель: - ф ормирование творческой,   интеллектуальной личности дошкольника через развивающие игры Задачи: -   развивать у детей познавательный интерес, желание и потребность узнать новое; -   развивать память, воображение, внимание, креативность мышления, речь   детей, обогащать их словарный запас; -   развивать у дошкольников   умения находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, создавать новые комбинации из имеющихся элементов, букв, деталей, предметов; -   развивать способность   предвидеть результат своих действий; - формировать у   детей   через игру представления об окружающем мире; -   развивать у детей способность соблюдать правила игры, аккуратность при обращении с игрой; -   развивать у детей   чувство доброжелательности, взаимопомощи; -   развивать   мелкую моторику при работе с материалом   развивающих игр. В основу   развивающих   игр положены три принципа обучения – это: «от простого к сложному»,   «самостоятельно по   способностям »,   «постепенность и систематичность». Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с  развитием творческих способностей: -   развивающие игры   дают пищу для ума с самого раннего   возраста; - задания- ступеньки создают условия для   развивающего обучения; - поднимаясь, каждый раз самостоятельно, ребенок   развивается наиболее успешно-   развивающие игры   могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые   игры, не терпят принуждения. Раннее детство- самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Всё осваивается и познаётся впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врождённые механизмы, служащие основой формирования психических качеств. Работу по развитию творческих способностей детей   в группе проводим в образовательной   деятельности, в совместной   деятельности педагога с детьми, а также в самостоятельной   деятельности детей. ОД по образовательной области   «Художественно- эстетическое   развитие »   проводится четыре раза в неделю  ( музыкальное   развитие два раза, лепка, рисование) . Вся   работа   в группе строится по комплексно- тематическому планированию, т. е. в образовательной   деятельности   мы решаем не только практические, но и воспитательно- образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне   развивать личность ребенка, его   творческие способности, умение общаться с другими детьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации. В качестве итогового мероприятия по теме может выступать коллективная   работа, выставка детских рисунков, совместных   работ взрослых и детей. Так, после завершения темы   «Осень наступила»   была организована выставка детских   работ   «Дары осени ». Рисование- одно из любимых занятий   детей, дающее большой простор для проявления их   творческой активности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к   развитию воображения,   творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому мы предлагаем детям рисовать пальчиком. С помощью этого   способа   рисования в группе были выполнены   работы   «Дождик»,   «Угощение для курочки». Лепка также необходима для   развития способности фантазировать, представлять, воображать. Для   развития детского творчества   в лепке мы учитываем интересы   детей, используем   разнообразные   темы и формы организации  ( индивидуальные и коллективные   работы) . Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но постепенно его начинает интересовать и её качество. Добиваясь   образности в лепке, мы опираемся на художественную литературу, например, предлагаем детям слепить колобка, заборчик для спасения козлят и т. д. Большую роль в   развитии творческих способностей   играют дидактические игры. Мы включаем их в образовательную   деятельность, в самостоятельную   деятельность детей   и используем при индивидуальной   работе с детьми. Очень популярны в группе такие игры, как   «Цвет и форма»,   «Собери картинку»,   «Что изменилось»   и т. д. В них закрепляем знания основных форм, цветов, величины; внимания, мышления. Кроме того, в группе и во время прогулки мы играем в подвижные   игры:   «Солнышко и дождик»,   «Курочка – хохлатка»,   «Зайка беленький сидит»   и многие другие для закрепления знаний об окружающем мире и   развития творчества. Театральная   деятельность   – это самый распространённый вид детского   творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют   детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Игры- драматизации позволяют нам решать одновременно несколько   задач:  - развитие   речи и навыков театрально- исполнительской   деятельности, - созданию атмосферы   творчества, социально- эмоциональному   развитию детей. В нашем репертуаре в основном русские народные сказки, такие как   «Колобок»,   «Репка»,   «Курочка Ряба», где роли бабки, деда, курочки выполняют взрослые, а дети выступают в роли мышки и цыплят. Элементы театрализованной   деятельности мы используем в разных видах деятельности: - в адаптационный период с помощью куклы отвлекаем   детей, помогаем им расслабиться, снять напряжение, вызвать у   детей   положительные эмоции; - в режимных моментах; - в сюрпризных моментах во время образовательной   деятельности; - для организации сюжетно- ролевых, подвижных игр. С целью   развития творческих способностей детей   в группе мы создали соответствующую   развивающую среду: - маски для театрализованных представлений, - элементы   костюм ов, - музыкальные и шумовые инструменты, - пальчиковый, настольный театры; - оформлен уголок   изодеятельности, который включает материалы для самостоятельной   деятельности   по рисованию и лепке. Для формирования представлений у родителей о   развитии творческих способностей детей   мы проводим через папки- передвижки, консультации, оформляем выставки детского   творчества. Эффективной формой   работы   с родителями являются индивидуальные беседы. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, об успехах ребенка. Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети. Загадки расширяют кругозор,   развивают мышление, тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы. При подборе загадок, необходимо учитывать   возраст детей. Не остаются без внимания   игры   с использованием пословиц, поговорок( «Повтори»,   «Послушай и закончи»,   «Скажи по- другому»  ( Одно дело сказать о ком- либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое- что он   «надоел как горькая редька»; одно дело сказать, что кто- либо пришел неожиданно, другое- что он   «свалился, как снег на голову») . Еще раз, говоря о значении   развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без   интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнат ь, проявить при этом творчество.

Оставить комментарий: