a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал

Конспект ОД: "Матрёшки"

Автор: Солобуева Маргарита Ивановна Опубликовано: 2017-11-18 18:12:17

Конспект занятия: «Матрёшки».

(пластилинография)

(старшая группа)

 

 Цель: Обеспечение условиями для обогащения знаний детей о народной  игрушке.

Задачи: познакомить детей с историей создания русской матрёшки;

              развивать творческую фантазию, самостоятельность в придумывании узора для сарафана матрёшки;

             развивать умение отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике –                 пластилинографии;

             воспитывать интерес к народной игрушке. 

Методические приемы:

  1. Словесный – вопросы, объяснение, обобщение ответов детей.
  2. Наглядные – показ способов лепки с объяснением.
  3. Игровой.
  4. Методы мотивации и стимулирования деятельности - поощрение.

Материал: плотный картон желтого цвета с силуэтом матрёшки, набор

                     цветного пластилина, стека, игрушка – матрёшка, иллюстрации с

                   изображением  матрёшек, сундучок.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, слайдов с изображением матрёшек разных видов;

рассматривание деревянных матрёшек в группе;

игры с народными игрушками;

чтение стихов о цветах;

прослушивание русской народной музыки.

 Ход занятия.

1.Организационная часть

     На столе воспитателя стоит сундучок.

Воспитатель. Дети, а в моем волшебном сундучке спряталась загадка, если вы ее разгадаете, то я вам покажу отгадку.

                      Ростом разные подружки,

                      Но похожи друг на дружку.

                      Все живут друг в дружке

                      А всего одна игрушка.

                      Что это за игрушка? (Матрёшка.)

Воспитатель. Правильно отгадали. Получите отгадку из сундучка.

Воспитатель достает матрёшку и пока раскрывает ее, декламирует стихотворение:

   Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных

                      В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

                      Всех матрёшками зовут!

                      Кукла первая толста, а внутри она пуста.

                      Разнимается она на две половинки.

                      В ней живет еще одна кукла в серединке.

                      Эту куколку открой – будет третья во второй.

                      Половинку отвинти, плотную, притерту. –

                      И сумеешь ты найти куколку четвертую.

                      Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

                      Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

                      А внутри пустая, в ней живет шестая.

                      А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.

                      Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

                      Вот поставленные вряд сестры-куколки стоят.

 - Дети, а вы знаете, как появилась матрёшка. Кто ее придумал и сделал? Тогда послушайте.

     Веселая игрушка – расписная матрёшка родилась очень давно, более 100 лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел у японских детей игрушку – неваляшку, внутри которой вкладывалась такая же кукла, только маленькая. И художник выдумал для детей необычную куклу с сюрпризом и нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и назвал ее Матрёшей, старым русским именем. Так и родилась матрёшка.

- Давайте внимательно рассмотрим матрёшку.

Это семеновская матрёшка, она изготовлена в г. Семенове (Нижегородской обл.) На голове у нее…(разноцветный платочек), весь фартук занимают букет цветов,  самый главный цвет. (Ответы детей.)

- В настоящее время росписью матрёшек во многих областях (городах) России. Ребята, а матрёшка пришла к нам в гости с портретами своих подружек.

     Воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображением матрёшек.

Воспитатель. Эта матрёшка Загорская из г.Загорска. Матрёшка в сарафане,  кофточка на ней с вышивкой. На голове… (платочек) украшенный росписью.

- Следующая матрёшка Полхово-Майдановская из г.Полховский Майдан (в Нижнегородской обл.) У этой матрёшке нет сарафана и фартучка. Вместо этого условный овал, на котором ….(яркие цвета, цветок шиповника), на голове полушалок.

- Чем похожи матрёшки из разных городов? ( Ответы детей: платочки, элементы-цветы, одежда, яркие краски).

- У каждого мастера матрёшка имеют своё лицо, свой наряд и свой характер. Роспись матрёшек становилась все красочней и разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Матрёшки становились известным Русским сувениром.

- Ребята, а еще есть авторские матрёшки. Их изготавливают и художники и любители по собственному желанию, какую хотят. У нашей матрёшки есть такие подружки. На их фартучках изображены сюжеты народных сказок. (Демонстрирует иллюстрации.)

 Подвижная игра «Матрёшечка - матрёшка»

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

     (Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки.

Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок»:

Эх, матрёшечка, матрёшка

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.(говорком)

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь

2. Практическая часть.

Воспитатель. Ребята, а вы бы хотели изобразить свою матрёшку? Сегодня мы будем изображать матрёшку необычным способом – разноцветным пластилином, затем оформим выставку матрёшек. Вот только где мы ее разместим? ( В музей.) А сейчас посмотрите этапы выполнения матрёшки.   

                      Показ изготовления матрёшки.

Воспитатель.  А теперь ребята, вы каждый изготовит свою матрёшку.

                      Работа детей.

3 Заключительный этап.

Воспитатель. Получились настоящие русские матрёшки, этой работой можно украсить нашу группу, и у вас будет всегда хорошее настроение.

Рефлексия:

- Ребята, посмотрите на своих матрёшек. Какие они красивые! Вам понравилось расписывать матрёшек? (Ответы детей). Ребята, что интересного вы узнали о матрёшке? (Ответы детей). Кто из художников придумал матрёшку? (Ответы детей.) Сувениром, какой страны является матрёшка? (Ответы детей). Молодцы, вы потрудились очень хорошо. За то, что вы старались и изготовили таких красивых матрёшек, я приготовила вам награды – «медали», на которых написано «Мастер». Вы их заслужили!

                           Оформление выставки.

Документы для скачивания