Как написать с ребенком научно-исследовательскую работу

Опубликовано: 17:54:55 19-11-2017

Автор: Слепова Александра Валерьевна

Как написать с ребенком научно-исследовательскую работу

  1. Выбор темы:

Тема должна соответствовать требованиям:

Актуальность. Тема должна быть актуальной. Вопрос об актуальности не так прост. То, что одним представляется актуальным, на самом деле может либо не иметь актуальности, либо быстро ее потерять. Считается, что разговор об актуальности темы – это то, что нужно сегодня для развития науки и практики. Автор пишет, что данная тема является актуальной в связи с тем то и тем то.

Объем проводимого исследования. Название темы должно соответствовать объему предполагаемой работы. Тема может оказаться слишком широкой. Тогда есть риск, что исследование станет поверхностным. Для школьного исследования лучше выбрать более узкую тему.

Проблемный характер. Тема должна содержать в себе какую-либо проблему, которую надо решить в ходе работы. Иначе вместо исследования будет написан реферат.

  1. Структура работы. Научно-исследовательская работа состоит из введения, глав и заключения. Каждую главу обычно делят на параграфы. Если вы запланируете большое число глав или параграфов, то есть риск, что работа станет поверхностной. Если у вас все же получается слишком много вопросов, которые выстраиваются как главы или параграфы, то либо вы плохо представляете содержание работы, что поправимо, либо, что намного хуже – неправильно выбрали тему.

Научно-исследовательская работа (в виде рукописи), обычно, имеет следующую структуру:

  • титульный лист (страница № 1 не нумеруется),
  • оглавление (содержание),
  • введение,
  • ….главы, заключение /выводы,
  • список литературы
  • список условных сокращений (если таковые имеются)
  • приложения.

Во введении (1-страница) автор должен обосновать выбор темы исследования, отразить ее актуальность, показать научную новизну, теоретическую и практическую значимость работы, сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования. Обычно  приводят также объект и предмет исследования. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (т.е. с точки зрения данного исследования) свойства и признаки. «Методы исследования» - это описание методик исследования  материала.

Главы (общий объем работы не должен превышать 10 станиц) должны называться в соответствии с содержанием,  глава 1 носит теоретический характер, 2- практический. В первой главе целесообразно рассмотреть, в каком состоянии на современный момент находится избранное научное направление, что уже сделано другими авторами, что в этом вопросе еще неясно и поэтому требует дальнейшего исследования. Если затрагиваются несколько крупных проблем, то глава может иметь параграфы (они нумеруются 1.1.     1.2 и т.д.). Наибольший интерес представляет изложение собственных результатов исследования. Можно размещать в приложении таблицы с полученными данными (не первоначальными, а уже обработанными), рисунки, обобщающие или иллюстрирующие результаты, пояснения автора по поводу тех или иных полученных данных. Количество выводов должно соответствовать количеству поставленных задач (и в идеале - представлять собой решение этих задач). Несоответствия выводов поставленным задачам следует избегать. Если выводы совсем не соответствуют задачам - измените задачи, никто не заметит.

Список литературы оформляется по текущему  ГОСТу. Вначале по алфавиту приводятся отечественные источники, затем по алфавиту - иностранные. Соответствие списка литературы ГОСТу можно проверить в библиотеке (в информационно-библиографическом отделе).

Таким образом, по структуре научно-исследовательская работа (в виде рукописи) похожа на научную статью, чем, впрочем, она и является в несколько расширенном виде.

Объем работы (без учета приложений, рисунков и таблиц) обычно составляет 10 машинописных страниц. При наборе на компьютере применяется шрифт Times, размер 12 или 14 пт, в зависимости от требований конкурса.

  1. Ход работы.

Если тема подобрана правильно, то по мере знакомства с литературой  у вас будет вырисовываться четкий план работы. Пока же в ходе сбора материала, можно ограничиться рабочим планом. Он тоже нужен, для того чтобы было понятно, какую литературу вам нужно подобрать и прочесть, в каком направлении должно проводиться ваше исследование.

Следует составить библиографию, которую нужно изучить, для того чтобы вы могли написать работу. Нужно почитать монографии, учебные пособия и статьи по теме. Нужно научить подростка конспектировать то, что интересно и относится к вопросам вашей работы. При этом надо соблюдать корректность использования чужих мыслей в своей работе. Если вы приводите дословно какую-то фразу или ее часть, то она берется в кавычки. По мере чтения литературы у вас будет накапливаться материал. Когда его будет достаточно много, распределите его по параграфам глав. Сразу станет видно, для каких параграфов материала недостаточно. Требования к оформлению работы довольно жестки. О них подробно говорится в информационном письме к тому или иному конкурсу.

  1. Защита работы

Нужно подготовить текст выступления (1-2 стр.), презентацию, раздаточный материал. Защитное слово лучше НЕ читать. Необходимо настроить подростка на то, что ему будут задавать вопросы и количество вопросов не зависит от качества работы.

 Дорогу осилит идущий…

Документы для скачивания:

Как написать с ребенком научно-исследовательскую работу
Формат: .doc

Оставить комментарий: