a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА и как она складывается в младшем школьном возрасте

Автор: Данилова Марина Рачиевна Опубликовано: 2017-11-22 11:41:13

Документы для скачивания

ЧТО ТАКОЕ САМООЦЕНКА и как она складывается в младшем школьном возрасте Интерес ребенка к своему «я» — к своим особенностям, возможно стям, способностям — в каждом возрасте проявляется по- разному, на каждой ступени жизни обогаща ется новым содержанием. «Я сам! » — говорит трехлетний малыш. И это значит, что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, от личил от других людей. Для нас такое отличение самоочевидно, иначе быть не может; но напомним, что это отнюдь не задано человеку от рождения, а для малыша — это заметный шаг в развитии. «Кто я? », «Каков я? », «Что я мо гу? » — спрашивает себя подросток; и это — уже совсем иная форма и иной уровень развития самосозна ния. Важной стороной самосознания и показателем достаточно высоко го уровня его развития является фор мирование такого его компонента, как самооценка. Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой эти мологии слова. Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способно стей, особенностей своей деятельно сти. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отра жающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог( а диапа зон здесь может быть очень широк — от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступ ков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои воз можности и способности. Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или не адекватной( а говоря проще — пра вильной или ложной) , относитель но высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой личности является дифференцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый или умный и т. д. ; он четко осознает и выделяет те сферы жиз ни, те области деятельности, в ко торых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны. На начальных этапах развития ре бенок оценивает преимущественно свои физические качества и возмож ности( «Я большой», «Я сильный») , затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Са мооценка начинает выступать в ка честве важнейшего регулятора поведения ч еловека, его активности в учении, труде, общении, самовоспи тании. Самосознание и самооценка прояв ляются и формируются в деятельно сти, под непосредственным воздей ствием социальных факторов, в пер вую очередь — общения ребенка с окружающими. Широко известно вы сказывание Маркса: «. . . Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобно му, человек Петр начинает относить ся к самому себе как к человеку». Формирование самооценки связа но с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтро лем, игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на са мого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как- то отнестись к себе — оценить свои умения что- то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Решающее влияние на формирова ние самооценки оказывают два фак тора: отношение окружающих и осоз нание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и ре зультатов. И это осознание не поя вится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить ко ординировать свои действия с дейст виями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и по требностями окружающих В каждом возрастном периоде на формирование самооценки пре имущественно влияет та деятель ность, которая в этом возрасте яв ляется ведущей. В младшем школь ном возрасте ведущей является учеб ная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успевае мостью, успехами в учении. Учение как ведущая деятельность начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу, причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не само стоятельна, над ней довлеют оцен ки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценива ет себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оце нок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная само оценка, у слабых — низкая, пре имущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко ми рятся с низкими оценками их дельности и качеств личности — воз никают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напря жение, волнение и растерянность ре бенка. У слабых учеников постепен но начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Иной комплекс личностных ка честв начинает складываться, в свя зи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрез мерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми. И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей — явление далеко не безобидное для школьни ка. Привычка к определенному по ложению в классном коллективе — «слабого», «среднего» или «силь ного», задающего тон в уче бе, — постепенно накладывает отпе чаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют от личники, слабым ученикам достают ся в лучшем случае лишь роли ис полнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже «узаконенного» деления класса по результатам учеб ной деятельности. «Звездами», к которым больше всего тянутся свер стники, в начальной школе оказыва ются те ребята, у которых в дневни ках преобладают пятерки. Лишь поз же, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут ме нять свои основания и сами менять ся. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем- то, и глубину интересов. В млад шем же школьном возрасте, повторя ем, на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем. Можно ли все- таки помочь ребен ку, изменив условия формирования его самооценки? На этот вопрос сле дует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо все мерно учить его умению учиться — умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. И кстати, это важ но не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Само оценка младших школьников зача стую складывается лишь по резуль татам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирова ния и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному школьнику новые основы самооценки. Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Неспособных детей нет, каждый к чему- то имеет особые склонности. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления. Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Ни один ребенок не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие. Но помощь, поддержка, похвала — это одна сторона нашего отноше ния к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритич ность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников — с высо кой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их ре шения. В определенном отношении само оценка всегда есть оценка ребенком своих возможностей включения в новый вид деятельности – в новую игру, в процесс общения, в решение учебных задач. Это очень важно, ибо, приступая к новой деятельности, учащийся всегда должен уметь оценить свои знания, умения, особенности и воз можности — в соотношении с опре деленными целями деятельности, способами, операциями и т. п. Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако в за висимости от конкретного содержа ния того, что оценивается, она имеет разную направленность. Вот, завер шив какую- либо работу, учащийся оценивает ее. Такая самооцен ка как бы обращена в прошлое, к уже выполненной работе — это ретро спективная оценка. Ее можно выра зить либо обобщенными суждения ми: «Выполнил работу правильно( неправильно) , хорошо( плохо) », ли бо частными, касающимися отдель ных сторон работы, тех или иных эта пов деятельности замечаниями. Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, а тем бо лее ошибочных операций что- то де лать, решать те или иные задачи, ма ло одного взгляда в прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, про гнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возмож ности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно наз вать прогностической. У младших школьников необходи мо формировать оба эти вида само оценки. Учебная деятельность созда ет для этого благоприятные условия. Работу ученика постоянно оценива ют в школе и дома, цель этих оце нок — постепенно подвести учащего ся к пониманию и собственной оцен ке тех изменений, которые происхо дят в нем самом, в структуре его зна ний, в развитии его умений и навы ков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является сви детелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов реше ния учебных задач и проблем, воз никающих в общении, применения разных критериев к оценке этих ре шений. Довольно часто ребята оправдыва ют заниженные самооценки внешни ми причинами: «плохой почерк», «неудобная ручка», «кто- то( или что- то) мешает работать». Иногда школьники используют спасительные штампы: «память плохая», «нет спо собностей», заимствованные из оце нок взрослых. Завышенная самооценка — наобо рот — очень часто обосновывается учащимися причинами внутренними: тем, что они «много работали», «очень старались», «занимались до полнительно». И в этом случае нали цо неумение проанализировать свою работу, соотнести ее с требования ми, которым она должна отвечать. Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки самооценки, при этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая( конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательному ти пу: «Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы». Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.

Оставить комментарий: