Цветотерапия

Опубликовано: 18:43:34 25-11-2017

Автор: Куманикина Галина Викторовна

«Цветотерапия как технология  развития и оздоровления детей

в условия ФГОС ДО»

(из опыта работы)

Сохранение и укрепление здоровья детей является важнейшей государственной задачей.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает приоритет жизни и здоровья ребенка. Потому особое место в работе с детьми отводится здоровьесберегающей деятельности, которая обеспечивает успешность образовательного процесса.

В нашем повседневном общении с детьми, мы всё чаще, к сожалению стали  сталкиваться с такой проблемой как апатия, раздражительность, чрезмерная активность и даже начинающаяся детская агрессия, неумение управлять, своими чувствами и эмоциями. Это в первую очередь связано с условиями воспитания и социализации детей.

Для решения данной проблемы  внедряю в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии, использую элементы цветотерапии.

     Работа с цветом способствует решению многих задач:

  • повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
  • обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
  • знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

    В основу работы легла авторская программа Погосовой Н.М «Цветовой игротренинг»

 Прежде чем заняться цветотерапией были проведены консультации, изучали воздействие цвета на людей и как нужно использовать в работе с детьми.

Для того, чтобы создать оптимальный цветной режим для каждого занятия, нужно не так уж и много - просто игровой материал разного цвета.  В психопрофилактической работе  широко используются цветные полотна — отрезки шифона размером 1,5 м х1,5 м насыщенных цветов (красный, желтый, синий, зеленый и др.). Манипуляции с этими полотнами, обертывание в них, рассматривание сквозь них окружающего пространства дают ощутимый терапевтический эффект и развивают ощущения, которые можно отнести к цветовым ассоциациям.

Наша увлечённость цветом постепенно расширялась и вот уже в группе появился голубой уголок, накидки и костюмы для ряжения  появился “Сухой дождь” –  из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным.  Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета.

 Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения.

«Цветные минутки» включаются и в обычные занятия для стимуляции мыслительной активности, создания  соответствующей психологической атмосферы, развития творческих способностей ребенка.

Сочиняя вместе  «цветные сказки», дети не только очередной раз соприкасаются с цветом, но и развивают речь, а также дают простор своей фантазии.

Так в группе появилась «Разноцветная книга», в которой каждая страница посвящена определённому цвету.

 Часто на занятиях присутствует настоящая пища. Практически для любого цвета можно подобрать продукты. Еда доставляет детям массу удовольствия.

«Самовыражение в цвете» родилось не сразу, но прижилось быстро. Дети отображают в цвете своё состояние, настроение, желания.

Особенно детям нравятся «цветные дни», посвященные определенному цвету. Цвет присутствует в оформлении группы, элементах одежды, в разных видах деятельности.

Несомненно, в данной работе не обойтись без сотрудничества с родителями. Консультируя родителей,  обращаем их внимание на то, что каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей. По любимому цвету можно определить характер человека, даже совсем маленького. Здесь есть и обратная связь: одевая малыша в одежду определенного цвета, можно заложить основы будущего характера ребенка. Нужно стараться одевать ребенка разнообразно: в цветастом калейдоскопе одежды, игрушек и других предметов дети лучше развиваются.

Работа по цветотерапии ведется не так давно, но уже заметны результаты.

Сейчас актуально развивать в ребенке самостоятельную личность, которая может принять нестандартное решение.  Занятия с цветом, предоставляя возможность выражения мнений,  чувств, эмоций, потребностей, состояний, как и любое творчество, дают  высокий  положительный эмоциональный заряд,  формируют активную жизненную позицию, уверенность  в своих силах, автономность и личные границы.

Знания, умения, приобретенные детьми на «цветных встречах» несомненно, пригодятся детям в школьной жизни. Поэтому планирую и в будущем продолжать эту интересную и нужную работу.

Литература:

1 Н.М.Погосова «Цветовой игротренинг»

 

 

Оставить комментарий: