Диагностика различный свойств мышления

Опубликовано: 07:08:51 10-01-2018

Автор: Липина Юлия Николаевна

Диагностика различный свойств мышления

 

1. Тест Исследование вербального мышления

Описание: Методика применяется для диагностики уровня развития вербального мышления ребенка при определении его готовности к школьному обучению. Испытуемому предлагается ответить на ряд вопросов. Ответы оцениваются определенным количеством баллов, как положительных, так и отрицательных. Результат теста- это сумма баллов (+ и -), достигнутых по определенным вопросам.

 

Инструкция. Внимательно слушай вопросы, которые я буду тебе читать и постарайся как можно лучше ответить. В ответе постарайся выделить главное в отношении прочитанного мною вопроса.

Вопросы

1. Какое животное больше: лошадь или собака?

Ответ:   лошадь — 0 баллов;

собака — минус 5 баллов.

2. Утром мы завтракаем, а днем…?

Ответ:    обедаем, едим суп, мясо — 0 баллов;

ужинаем, спим, играем и т. п. — минус 3 балла.

3. Днем светло, а ночью…?

Ответ:    правильный — 0 баллов;

неправильный — минус 5 баллов.

4. Небо голубое, а трава…?

Ответ:    правильный — 0 баллов;

неправильный — минус 4 балла.

5- Черешни, груши, яблоки, сливы — что это?

Ответ:    фрукты — 0 баллов;

неправильный — минус 1 балл

6. Почему раньше, чем придет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?

Ответ:    чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не по^ I

пал под поезд и т. п. 0 баллов;

неправильный — минус 1 балл.

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Кишинев, Тирасполь?

Ответ:    города— 1 балл;

неправильный — минус 1 балл.

8. Который час? на бумажных часах показать четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого.

Ответ:    если все правильно показывает — 4 балла; если не знает часов — 0 балов.

9. Маленькая корова — это теленок, а маленькая собака — ?, а малень­кая овечка — ?

Ответы: щенок и ягненок — 4 балла;

называет кого-то другого — 0 баллов; неправильный — минус 1 балл.

10. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем они похожи?

Ответы: на курицу — минус 3 балла;

на кошку и называет 2 или более признаков подобия (хвост, лапы, уши, шерсть и т. п.) — 0 баллов;

на кошку, но не указывает признаков подобия — минус 1 балл.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?

Ответы: называет 2 причины и более (тормозить с горы, тормозить при повороте, остановить в случае надобности: опасности, столк­новения, по окончании езды) — 1 балл; неправильный («он бы без тормозов не ехал») — минус 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга топор и молоток?

Ответы: называет два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские и т. д.) — 3 балла; называет один признак подобия — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Ответы: называет два признака подобия и более (хвосты, уши, лапы, глаза и т. п.) — 3 балла; называет один признак подобия — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они здесь лежали? Ответы: у винта есть нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) или показывает ее — 3 балла; винт закручивается, а гвоздь забивается, или у винта есть гайка — 2 балла;

неправильный — 0 баллов.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание — что это? Ответы: спорт, физкультура — 3 балла;

игра, упражнение, гимнастические состязания — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

16.Какие ты знаешь транспортные средства?

Ответы: называет три наземных средства плюс самолет и корабль — 4 балла;

только 3 наземных или их полный перечень (с самолетом или кораблем), но только объяснения: «Транспортное средство — это то, на чем мы куда-то передвигаемся» — 3 балла; неправильный — 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Ответы: называет три признака (седые волосы или их отсутствие, мор­щины, уже не может работать, плохо видит, плохо слышит, ходит с палочкой, чаще болеет и т. п7.) — 4 балла; называет 1 или 2 признака — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

Ответы: называет 2 причины (чтобы они были здоровыми, закален­ными, сильными, чтобы были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были такими толстыми, они хотят победить, поставить рекорд и т. п.) — 4 балла; называет одну причину — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

19. Почему это аморально (неправильно, плохо, нехорошо), когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Ответы: остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб другой) — 4 балла; он ленивый или мало зарабатывает и не может себе ничего купить — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

20. Почему на конверт с письмом нужно наклеить марку? Ответы: так платят за пересылку (перевозку) этого письма — 5 баллов; тот, другой должен был бы уплатить штраф — 2 балла; неправильный — 0 баллов.

Итоговый показатель — это сумма баллов (со знаком плюс или со знаком минус), полученных по отдельным вопросам. По итоговому показателю дети могут быть отнесены к одной из 5 групп с различным уровнем развития вербального мышления:

I группа — +24 балла и выше — высокий уровень развития вербального мышления.

II группа — от + 14 до +23 баллов — уровень развития вербального мышления выше среднего.

III группа — от 0 до +13 баллов — средний уровень развития вербального мышления.

IV группа — от — 1 до -10 баллов — уровень развития вербального мышления ниже среднего.

V группа – от – 11 и ниже —  низкий уровень развития вербального мышления.

 

Тест 3. "Сравнение понятий"

Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.

Ход выполнения задания.

Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем их различия. Все ответы записываются. Если инструкция не сразу понимается, то дается образец. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, "вечер" и "утро" сходны тем, что эти части дня различны тем, что "утро" - начало дня, а "вечер" - его конец. Неумение выделить эти признаки свидетельствуют о слабости операций анализа синтеза, обобщения, склонности к конкретному мышлению.

Сравнение понятий

 

1.       Ботинок – карандаш

2.       Ветер – соль

3.       Вечер – утро

4.       Волк – луна

5.       Ворона – воробей

6.       Голод – жажда

7.       Девочка – кукла

8.       Дождь-снег

9.       Дуб – береза

10.   Золото – серебро

11.   Картина - портрет

12.   Корзина – сова

13.   Корова – лошадь

14.   Кошка – яблоко

15.   Летчик – танкист

16.   Лыжи – коньки

17.   Маленькая – большая

18.   Молоко – вода

19.   Обман – ошибка

20.   Озеро – река

21.   Ось - оса.

22.   Очки – деньги

23.   Поезд – самолет

24.   Река – птица

25.   Сани – телега

26.   Сказка – песня

27.   Стакан – петух

28.   Трамвай – автобус

29.   Утро – вечер

30.   Яблоко - вишня

 

Ответы

Сходства

Ответы

Различия

 

В списке имеются и "несравнимые понятия" (река - птица; стакан - петух; ботинок - карандаш; волк - луна; ветер - соль; очки - деньги; кошка - яблоко). Предъявляя такую пару, не надо спешить с разъяснениями. Если ребенок растерян, то ему можно подсказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы. В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное "ситуативное" высказывание. Помимо конкретности мышления, можно увидеть еще и "соскальзывание", что свидетельствует о неустойчивости ума. Если ученик настаивает на сравнимости несравнимых понятий и придумывает неестественные объяснения - есть основание предполагать резонерство, склонность к демагогии.

Норма 18-23 сравниваемых понятия.

 

 

 

 

Тест 3. "Исключение понятий"

Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.

Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.

Ход выполнения задания.

Преподаватель предлагает ученикам следующее задание: "Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре".

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.

9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

Анализ результатов. При анализе оценивается уровень обобщения:

- высокий - при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);

- средний - при применении функционального уровня обобщения 1 (отнесение к классу на основании функциональных признаков);

- низкий - при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).


Источник: Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта.

Оставить комментарий:


Понравился сайт? Расскажи о нём: